Квалификация специалиста. Требования, предъявляемые к психологу.
Подготовка психологов-практиков представляет собой многоступенчатый и длительный процесс. Такую систему подготовки обеспечивают многочисленные образовательные структуры. В представленном Законе положение о необходимой квалификации практикующего психолога представлено в Статье 4. Психолог — лицо, непосредственно оказывающее психологическую помощь и отвечающее требованиям, предъявляемым настоящей статьей. При осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи, требующей получения соответствующего специального разрешения (лицензии), психолог должен соответствовать также иным требованиям, предусмотренным законодательством о лицензировании. Психолог оказывает психологическую помощь в качестве индивидуального предпринимателя либо работника субъекта, осуществляющего деятельность по оказанию психологической помощи. Психологом может быть лицо:
Лицо, получившее соответствующее образование за рубежом, имеет право на оказание психологической помощи при наличии выданного Министерством образования Республики Беларусь свидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь.
Не допускаются к непосредственному оказанию психологической помощи лица имеют судимость за совершение умышленного преступления против человека;
Специфика подготовки специалистов за рубежом В странах Европы существует множество традиций университетского обучения, что привело к различным структурам и моделям образования и подготовки в области психологии. Отличаются как продолжительность и содержание обучения, так и присваиваемая квалификации и выдаваемый диплом. В 90-е гг. ученые европейских стран стали проявлять интерес к системе профессиональной подготовки психологов в других странах и пытались выработать общие подходы к подготовке психологов. В результате такой работы Европейской федерацией Ассоциаций профессиональных психологов в 1990 г. были одобрены «Оптимальные стандарты» для профессиональной подготовки в психологии. Они касаются некоторых общих принципов и подходов, но не конкретизируют детально содержание и структуру обучения. За этим в 1999 г. последовало «Болонское соглашение», которое представляет собой программу объединения высшего образования в Европе и создания единого образовательного стандарта. Его основная идея – создание единого образовательного пространства и выработка принципа сравнимости обучения в разных университетах (инструмент сравнения – система кредитных единиц). Подготовка психологов различается по длительности, структуре и содержанию. Так, по длительности. В Европе, например, в одних странах типичный период профессионального психологического образования составляет в целом 5 лет, в других – этот срок может включать в себя непрерывное обучение в течение 5 лет или разделятся на 2 уровня. В некоторых странах, например в Норвегии, после одного года вводного курса высшего образования студенты должны пройти пятилетнюю программу подготовки профессиональных психологов.
В Англии базовое психологическое образование включает 3 года обучения. Однако для того, чтобы стать профессиональными психологами, студенты должны дополнительно учиться еще 3 года на втором уровне высшего образования по специализированной программе. В Шотландии базовое психологическое образование составляет 4 года, дополнительное психологическое образование рассчитано на 2 года. Во многих странах требуется больший, чем обычно, период, чтобы реально завершить психологическое образование. Это связано с тем, что студенты имеют возможность самостоятельно регулировать учебную нагрузку и темпы изучения психологии. Например, в Германии для полного выполнения программы при условии интенсивной учебной нагрузки студенту необходимо 9 семестров (4,5 года). Но большинству студентов для этого требуется 12 семестров (6 лет). В США базовое психологическое образование в течение 4 лет ведет к получению студентом степени бакалавра. Все последующее образование обычно называется послевузовским. На степень магистра необходимо учиться дополнительно 2 года. Или по выбору студента, в зависимости от его интересов и профессиональных намерений, он может после получения степени бакалавра пройти двухлетнюю программу по подготовке практических психологов. Структура подготовки психологов.
Содержание подготовки психологов в США и Европе.
Содержание подготовки психологов во многих странах достаточно сходно. Можно выделить общие компоненты:
Рассмотрим содержание базового психологического образования в США. Основу высшего психологического образования в США составляет обучение в университетах для получения степени бакалавра. В учебные программы подготовки бакалавров входят 3 группы дисциплин:
Специальное обучение в ВУЗах США исходит из профессиональной ориентации будущих специалистов, направленной на подготовку к научной деятельности, либо к практической психологической работе. В связи с этим студентам предлагаются различные учебные курсы, соответствующие общему или специальному направлениям подготовки. Такая широкопрофильная подготовка бакалавра-психолога считается в США вполне приемлемой для начала самостоятельной профессиональной деятельности и достаточной для выполнения функций помощника психолога. Данные специалисты могут под руководством квалифицированного психолога заниматься тестированием, проводить работу непосредственно с клиентами и их семьями, помогать отдельным людям или группам в решении стоящих перед ними проблем. Как правило, они трудятся в центрах психологического знания, в профессиональных реабилитационных учреждениях или преподают психологию в средних школах.
Четырехгодичные колледжи и степень бакалавра для многих лишь подготовка для продолжения учебы в магистратуре (исследовательское направление) или профессиональных школах (направление практической психологии). Следующий уровень высшего психологического образования – обучение в университетах для получения степени магистра. Для этого в рамках одного университета функционирует два типа учебных программ:
Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после 1-2 лет обучения. Для получения данной степени помимо изучения специальных дисциплин необходим также практический опыт в прикладной области или написание диссертации на основе проведенного исследования. Работа в качестве исследователя или практического психолога в различных областях: занимается тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультированием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|