Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группы условно делят на большие и малые, условные и реальные, лабораторные и естественные.




Малая психотерапевтическая группа – относительно немногочисленная общность пациентов (до 10 человек), находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных (психотерапевтических) целей.

Психокоррекционная группа – это искусственно созданная (лабораторная) малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения и самораскрытия. Это неструктурированное взаимодействие “здесь и теперь”, при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Среди психокоррекционных групп выделяют:

- группы организационного развития или решения проблем;

- группы подготовки руководителей и обучения межличностным умениям;

- группы личного роста (самосовершенствования);

- терапевтические группы.

Психокоррекционные группы могут быть центрированными преимущественно на руководителе (группа тренинга умений) или на членах группы (группа встреч).

В психокоррекционной группе проявляются такие скрытые факторы, которые мы ощущаем в повседневной жизни, как социальное влияние и давление партнеров. Преимущество же психокоррекционной группы состоит в возможности получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и цели.
В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и окруженным заботой, помогающим и получающим помощь. В такой обстановке облегчается процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает новые навыки поведения, у него появляется возможность экспериментировать с различными стилями межличностных отношений.
Состав группы определяется ее типом, а также формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы.

Одним из основных вопросов, которые приходится решать психотерапевту при формировании группы, является вопрос о показаниях и противопоказаниях для групповой психотерапии.

Групповая психотерапия показана для широкого круга нуждающихся – от больных неврозами до страдающих шизофренией.

Противопоказаниями для групповой психотерапии являются низкий интеллект и психозы. Особую сложность создают пациенты, склонные к образованию бредовых идей отношения, преследования и физического воздействия.

Относительными противопоказаниями могут быть тяжелые формы психопатий. С осторожностью следует включать в группу людей с выраженными физическими недостатками. Б.Д. Карвасарский считает, что недопустимо включать в одну группу людей, находящихся за пределами группы в служебных или других отношениях.

Групповые занятия могут происходить как в достаточно больших группах, чтобы сделать возможным взаимодействие, так и в достаточно малых, чтобы каждый был вовлечен в действие и чувствовал себя участником. С увеличением количества участников возникает тенденция к неэффективному использованию времени занятий, возрастает вероятность появления подгрупп. Когда группа слишком мала, она перестает действовать как группа, ее участники оказываются вовлеченными в индивидуальное консультирование или психотерапию в групповых условиях. Считается, что 4 человека – минимум психотерапевтической группы.

Большинство психотерапевтов отдают предпочтение группам, состоящим из 8-12 человек. Такие группы достаточны, чтобы обеспечить эмоциональную близость между ее участниками и создать между ними обратную связь.

По составу группа может быть гомогенной и гетерогенной.

В основе определения однородности или неоднородности группы обычно лежат три основных критерия: демографический (возраст, пол, образование); клинический (симптомы, синдромы, диагноз); личностный (характер, интеллект, интересы).

Гетерогенная группа – психотерапевтическая группа, укомплектованная неоднородным составом участников по одному или нескольким вышеперечисленным признакам.

Сторонники гетерогенного состава групп аргументируют свою точку зрения желанием создать модель общества в миниатюре. В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов – более естественными. Однако гетерогенность может способствовать изоляции отдельных членов группы.

Гомогенная группа – психотерапевтическая группа, укомплектованная однородным составом участников по одному или нескольким признакам, таким как пол, нозология, возраст, образование, социокультурный уровень, личностные особенности и т.п.

Гомогенные группы более сплочены, менее конфликтны, члены ее более, чем в гетерогенной группе, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. Однако гомогенная группа является плохой ареной для решения спорных и конфликтных ситуаций.

Психотерапевт оставляет за собой право выбора гетерогенной или гомогенной группы. Первые более целесообразны в тех случаях, когда лечение рассчитано на длительный срок и направлено в основном на коррекцию характера поведения. Вторые более эффективны там, где сроки лечения невелики, а целью лечения является создание “мягкого” психотерапевтического климата.

В современных условиях, когда чаще всего речь идет о пациентах с неврозами, алкоголизмом, заиканием, сексуальными нарушениями, соматическими заболеваниями, а сроки общения ограничены, большинство психотерапевтов предпочитают работать с гомогенными группами.
Частота и длительность занятий определяются многими факторами. Оптимальными условиями являются 3-4 занятия в неделю, каждое длительностью 60-90 минут.

Открытая группа – психотерапевтическая группа, состав которой может изменяться в процессе групповой работы из-за ухода из группы одних участников и приема новых.

Закрытая группа – психотерапевтическая группа, состав которой не изменяется от начала и до конца существования группы, за исключением случаев добровольного выхода участников в процессе групповой работы.

Существуют два основных направления в понимании психокоррекционных групп.

Сторонники первого направления (Бредфорд, Гибб, Беннис) ориентируются на решении конкретных задач, обработку навыков межличностных отношений. Руководитель не устраняется от лидерства и, нередко, выступает в роли наставника. К таким группам относят: Т-группы, группы тренинга умений.

К. Роджерс, У. Шутц, Ф. Перлз, сторонники второго направления, ориентируются на гуманный демократический стиль руководства. Акцент делается на чувства общности в отношении между членами группы. Это группы встреч, гештальт- группы.

Группы встреч.

Эти группы возникли и достигли пика популярности в 60-70-х г. в США, затем получили распространение по всему миру. Родоначальником группы встреч следует относить К. Роджерса, Мерфи и У. Шутца.

Исходя из вышесказанного, выделяют основные правила группы встреч:

1) открытость и честность в общении друг с другом;

2) доминирование чувств над мыслями;

3) принцип «здесь и сейчас».

И. Ялом выделил общие положения группы встреч:

1. Состав группы колеблется около 8-20 человек, такое количество будет достаточно для эффективного взаимодействия между членами группы.

2. Ограничения во времени, часто в сжатые дни и часы.

3. Концентрация «здесь и сейчас».

5. Значимость межличностной ценности, конфронтации, повышения эмоциональной экспрессивности и самораскрытия.

Недостатками группы встреч, как считает К. Бак, является интенсивные эмоциональные переживания, часто возникающие в группе встреч, но не всегда полезные для опреде­ленной категории больных. Атмосфера взаимного уважения и под­держки в группах, по его мнению, чаще всего культивируется искус­ственно, и после того, как пациент из «тепличных условий» вновь попадает в обычную среду, адаптироваться ему бывает еще труднее, чем до группы. В итоге, подчеркивает К. Бак, некоторые пациенты становятся «постоянными участниками групп» и не в состоянии адаптироваться к обычной социальной среде.

В связи с этим встает вопрос о тщательном предварительном от­боре, кандидатов в группы встреч. Это должны быть люди, которые, с одной стороны, достаточно толерантны к конфронтации, эмоциональным встряскам, а с другой — способны перенести групповой опыт в обычную социальную среду.

И, наконец, все сходятся на том, что результат лечения в группах встреч во многом зависит от психотерапевта, от его умения дозиро­вать эмоциональную напряженность в группе, а главное — не делать из группы встреч социального и психологического «протеза», вовре­мя и правильно сориентировать членов группы на адаптацию в реальной социальной среде.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...