Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и функции теории управления




цели теории управления

· Изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых.

· Определение основных тенденций развития управленческих процессов.

· Построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем.

· Формулирование научно–обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.

 

теория управления выполняет следующие функции

· Познавательную (связанную с изучением сущности управленческих отношений);

· Описательную (собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной и практической стороне управления);

· Объяснительную (объяснят, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства);

· Прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективы пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);

· Контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используется познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления)

· Оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);

· Образовательно–воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);

· Прикладную (разрабатывает научно – обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов)

В этих функциях выражается практическая направленность методологии теории управления.

Важнейшие элементы управленческого процесса

Сущность управления можно определить как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.

Объектом социального управления может быть общество в целом и отдельные его подсистемы (экономическая, социальная, духовная, политическая и т.п.). Объектом управления могут считаться территориальные образования (республиканского, областного, районного, городского и др. масштаба), организации и предприятия различных форм собственности, различные социальные группы, слои, первичные коллективы. К объекту управления целесообразно отнести общественные отношения и процессы. То есть объект управления – это то, чем управляют.

Субъектом социального управления являются лица, занятые в специализированных государственных или общественных организациях и службах, наделенные функциями по осуществлению управления, т.е. это органы, которые управляют.

Цель управления – желаемое, возможное, необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение цели управления – главный и начальный этап управления.

Ресурсы – совокупность средств, запасов, источников, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью. Ресурсы могут быть социальные, информационные, природные, материальные, научные, организационные и др. Ядро ресурсов составляют социальные ресурсы, раскрыв которые, можно получить эффективные результаты от реализации любых видов ресурсов.

Условия управления - обстановка, в которой существует и совершается управленческая деятельность. Условия управления определяются объективные и субъективные факторами.

Факторы объективного характера - трансформация общества в экономическом, политическом и социальном измерениях в период перехода к рыночным отношениям. Эти процессы вызывают социальную напряженность, разного рода противоречия и конфликты, что в свою очередь не может не влиять на появление новых методов, принципов и механизмов осуществления социального менеджмента на разных его уровнях.

К другой подгруппе объективных факторов относятся социальная политика государства, изменение политической системы общества и законодательства.

В частности, происходит децентрализация государственного управления, развитие горизонтальных связей, переход от линейных и линейно-функциональных структур управления к дивизиональным и партисипативным идр.

К субъективным факторам, которые определяют условия управления следует отнести:

а) организационные условия деятельности и организационные отношения, складывающиеся процессе управления социальными системами и подсистемами;

б) социально-демографические характеристики управляющей и управляемой подсистемы: возраст, стаж работы, квалификацию, уровень образования, семейное положение;

в) ценностные ориентации людей.

Все элементы управленческого процесса взаимосвязаны между собой и образуют систему, целостное образование, в котором изменение одной составляющей влечет изменение и всех остальных.

Контрольные вопросы

 

 

1. В чем заключается суть управления? Прокомментируйте высказывание К. Маркса, процитированного в начале введения.

2. Что изучает кибернетика?

3. Что является объектом и предметом изучения теории управления?

4. Основные функции теории управления

5. Перечислите элементы управленческого процесса. Почему они взаимосвязаны и являются системой?

6. Кто может являться объектом и субъектом управления. Приведите примеры из практики.

7. Почему постановка цели является главным и начальным этапом управления?

8. Что такое методология науки?

9. Какие общенаучные методы использует теория управления для изучения своего объекта и предмета?

10. Что включает в себя специально-научная методология?

11. В чем суть системного подхода к изучению организаций?

12. Охарактеризуйте ситуационный и процессный подход к управлению. Приведите конкретные примеры.

 

Задание

1.Для чего, на Ваш взгляд, необходимо управление?

2.Дайте характеристику вашего предприятия или муниципального образования исходя из системного подхода. Определите ресурсы, процессы, участников и взаимодействие системы с окружающей средой. Составьте схему.

Рекомендуемая литература

3. Основы теории управления: учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560с.

4. Бурганова Лариса Агдасовна Теория управления: Учеб.пособие / Бурганова Лариса Агдасовна. - М.: Инфра-М, 2005. - 139с. - (Высшее образование).

5. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций / Н. Е. Гончарова. - М.: Приор-издат, 2006. - 224с.

6. Граждан В.Д. Теория управления: Учеб.пособие / В. Д. Граждан. - М.: Гардарики, 2006. - 416с.

7. Костин Валентин Алексеевич. Теория управления: Учеб.пособие / Костин Валентин Алексеевич. - М.: Гардарики, 2004. - 224с.

8. Теория управления: Учеб. пособие / Г. А. Леонов. - СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2006. - 233с.

9. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005.- 558 с.

10. Мухин Владимир Иванович. Основы теории управления: Учебник / Мухин Владимир Иванович. - М.: Экзамен, 2003. - 256с.

11. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент». – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. –528 с.

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...