Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии эффективности действия права




Сегодня, в период изменений в политической жизни нашего общества, актуальным становится вопрос о целях данных изменений и средствах, которыми они будут осуществляться. Само существование института государственной власти предполагает поддержание определенного уровня данного государства в соответствии со временем, в котором оно существует. Внешняя политика современного государства должна быть адекватна происходящим в мире политическим, технологическим, информационным и др. процессам. На определенном этапе исторического развития государство начинает пользоваться законодательным регулированием общественных отношений. Именно право призвано ограничивать мотивационную сферу человека и заставлять его действовать в рамках закона. Однако этого оказалось недостаточно. В рамках социологического типа правопонимания было обнаружено, что независимо от того, какие законы изданы в государстве, одни из них становятся «живым», т.е. действующим правом, а другие остаются «книжным», т.е. существующим только на бумаге. Таким образом, многие из принятых законов остаются на практике недействующими, их предписания регулярно нарушаются гражданами, вследствие чего государственное правовое регулирование не может в полной мере функционировать.

Закономерен вопрос: от каких именно факторов зависит эффективность права, на что должен быть ориентирован законодатель при издании законов, чтобы быть уверенным в их успешном воплощении в жизнь общества? Критерии эффективности права еще мало изучены в современной науке, хотя данная проблема может исследоваться сразу тремя смежными с теорией права научными дисциплинами, а именно: социологии права, психологии права или юридической психологии, а также философии права. У каждой из данных наук есть собственный предмет исследования: социология права занимается процессом реализации норм права в правовых отношениях, основным предметом исследования юридической психологии является взаимодействие личности и права, психологические причины правонарушений, проблемы девиантного поведения, исправительно-трудовая психология, а философия права изучает проблемы справедливости права, возникновение правовых институтов, а также создает правовые идеалы.

Каждая из данных наук, а также и догма права, казалось бы, должна легко давать ответ на вопрос об эффективности реализации права. Однако его как бы выносят за скобки, он кажется «само собой разумеющимся», о нем практически не пишут. Научные работы, посвященные этой проблеме, относятся к 1970-м, в лучшем случае 1980-м годам. Складывается представление, что законодателю безразлична практическая реализация проектируемых реформ. Едва ли сфера государственного правового регулирования является областью, где позволительно действовать методом проб и ошибок, постоянно изменяя «неудачные» законы теми, которые лишь могут показаться более удачными.

Психологические приемы внедрения инноваций или нововведений в организационную сферу вполне уместны в сфере государственного правового регулирования. Изменения в области законодательства также влияют на человека, сталкивающегося с ними, как и нововведения в его должностных инструкциях на работе. И то, и другое он обязан учитывать; в соответствии с этими изменениями он должен координировать свое поведение, за нарушение инструкций на предприятии и государственных законов его ждут какие-либо санкции. И в том, и в другом случае реформатор, будь то предприятие или государство, должно учитывать и психологические факторы, обеспечивающие успешность внедрения подобных изменений.

Мы можем выделить две группы факторов, влияющих на успешность нововведений. Они могут как ускорить процесс реформ, так и затормозить его.

. Объективные факторы среды. К данной группе факторов относятся: 1) инновационная политика государства (организации), так как реформы могут быть успешны при непрерывном реагировании на любые изменения в окружающей среде; 2) экономическое состояние, которое может выступать в качестве сдерживающего или ускоряющего фактора в зависимости от типа реформы; 3) особенности конкретной среды. Это самая широкая по своему объему группа факторов: она включает в себя содержание деятельности людей, которых касается данное нововведение, и всевозможную информацию об условиях жизни, труда и т.д.  

. Субъективные факторы среды. Данная группа факторов является непосредственным объектом изучения психологии и социологии. К числу субъективных факторов относятся: 1) пол и возраст. Влияние этого фактора довольно противоречиво. Известно, что женщины более конформны и осторожны, чем мужчины. Но вместе с тем женщины быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям. Возраст столь же неоднозначный фактор: здесь, скорее, можно говорить о субъективной значимости нововведений для каждого человека вне зависимости от возраста, хотя, известно, что у людей пенсионного возраста мышление чаще бывает ригидным. 2) Личностные качества, среди которых способствующими реализации реформ считают склонность к риску, мотивацию или заинтересованность в проведении данных изменений, возможно, в области государственного реформирования - законопослушность и конформность. Также необходимо учитывать общий образовательный уровень населения и их осведомленность о причинах и способах проведения реформ.

Конечно, данная классификация не описывает полностью все разнообразие факторов, обусловливающих эффективность действия права, но она представляет собой первую попытку приблизиться к решению вопроса о критериях эффективности действия права.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...