Состояние и перспективы развития авиации в России
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание Введение . Состояние и перспективы развития авиации в России Крупнейшие авиакомпании России Современные тенденции развития воздушного транспорта . Государственное регулирование на воздушном транспорте . Правовые проблемы государственного регулирования Заключение Список литературы Приложения Введение
Под государственным регулированием понимается разработка специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти правил осуществления гражданской авиационной деятельности и контроля над их выполнением. Государственное регулирование коммерческой деятельности в гражданской авиации направлено на обеспечение потребности граждан и экономики в воздушной перевозке, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности. Основными целями национального и международного регулирования в гражданской авиации являются: · Обеспечение безопасности; · Уменьшение шума; · Охрана от загрязнения окружающей среды; · Регулирование пассажиропотоков; · Поддержка конкуренции между авиакомпаниями; · Препятствование монопольным ценам; · Поддержание доходности национальных флаг - перевозчиков; · Содействие развитию удаленных регионов РФ, Крайнего Севера для осуществления перевозки пассажиров, багажа, груза, почты; · Создание равных условий всем организациям доступа к рынку авиаперевозок. Целью данной работы - исследование правового регулирования в сфере воздушного транспорта.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: · проанализировать текущее состояние воздушного транспорта в целом; · исследовать организацию правового регулирования в России; · раскрыть правовые проблемы государственного регулирования; · сделать выводы по исследованию. Объектом исследования является воздушный транспорт Российской Федерации. Субъектом исследования является государство с его законодательной базой.
Состояние и перспективы развития авиации в России Гражданская авиация в условиях глобализации мировой экономики становится важным элементом интеграции России в современную систему международных экономических связей. Авиация имеет особое значение для решения социально-экономических задач и повышения качества жизни населения, особенно дальних магистральных пассажирских сообщениях, в регионах, лишенных средств наземного транспорта. Россия сделала крутой поворот в своем развитии, перейдя от командно-административной системы управления экономикой к рыночным отношениям. Гражданская авиация России стала перед выбором: по какому пути пойти? В условиях рынка возможны как либерализация управления ГА, так и государственное регулирование ее деятельности. Перед тем, как сказать решающее слово, был тщательно изучен опыт ГА других стран мира и проанализированы особенности политической, экономической, демографической ситуации в России. Как известно, рыночная экономика - это совокупность хозяйственных отношений в обществе, регулируемых рыночным механизмом. Основными принципами рыночной экономики являются всеобщность рынка, свобода выбора видов и форм деятельности; равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности; саморегулирование деятельности; принцип договорных отношений; свобода ценообразования; самофинансирование; децентрализация управления и самостоятельность; экономическая ответственность; конкуренция и механизм социальной защиты.
После II-ой мировой войны, когда экономика некоторых стран и, прежде всего, США стала интенсивно развиваться и приносить значительные прибыли, умы работников ГА и предпринимателей мира стала будоражить идея отхода от административного управления - этой стратегически важной отраслью экономики государства и распространения на нее рыночных отношений. Эта идея имела своих сторонников и противников. Необходимы были соответствующие политические и экономические условия, при которых возможно было бы ослабить меру государственного воздействия и вмешательства в деятельность гражданской авиации. В результате длительных обсуждений в 1978 году в США был принят Закон о дерегулировании деятельности авиакомпаний. При его разработке правительство учитывало, прежде всего, тот факт, что ввиду резкого увеличения эксплуатационных расходов многие национальные авиакомпании США стали нести значительные убытки. Между тем, по действовавшим правилам они не имели права прекратить полеты даже на убыточных для них линиях. В результате правительство оказалось перед дилеммой: либо субсидировать убыточные авиакомпании, либо допустить их разорение. И оно взяло курс на известное ослабление государственного регулирование авиатранспортного бизнеса, рассчитывая, что свободная конкуренция станет той панацеей, которая оживит эту отрасль частного предпринимательства и избавит государственный бюджет от лишних расходов. Основные положения Закона о дерегулировании 1978 г. заключаются в следующем. Упрощены формальности при выдаче лицензий авиакомпаниям на эксплуатацию конкретных авиалиний. Причем им предоставлялось право самостоятельно изменять частоту полетов на этих линиях. Затем авиакомпании получили право произвольно изменять свои тарифы в рамках, дозволенных Законом (снижать тариф на величину до 50% и повышать их на 5%) при условии, что авиакомпания осуществляет более 70% перевозок на данной линии. Далее, необходимым условием действия закона рынка является наличие свободной конкуренции. Поэтому при выдаче лицензий на эксплуатацию авиалинии власти стремились предоставить возможность нескольким авиакомпаниям работать на одной линии.
Идея дерегулирования показалась настолько привлекательной, что примеру США последовала сначала Канада, а затем европейские страны, Япония. Альтернативой дерегулированию является политика протекционизма и государственного регулирования всех сторон деятельности ГА. Речь идет не только о юридическом сопровождении процесса перевозок и обеспечении безопасности полетов, но и о законодательном закреплении доли рынка за национальной авиакомпанией; ограничении частоты полетов, провозных емкостей, коммерческих прав для других перевозчиков; лицензирование полетов по воздушным линиям; о дифференциации аэропортовых и аэронавигационных сборов для иностранных и национальных авиакомпаний; о продаже или административном распределении «слотов»; о требовании высоких страховых покрытий для иностранных перевозчиков; о жестком распределении частот полетов между авиакомпаниями и административном установлении уровней тарифов и т.д. Несомненными аргументами в пользу рыночной системы авиаперевозок являются высокая эффективность распределения ресурсов; свобода обмена; гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся рыночным условиям; оптимальное распределение последних научных достижений; естественным образом соединяются интересы авиапредприятий и клиентов; экономике отрасли более не характерен дефицит авиаперевозок; возможно успешное функционирование авиарынка при наличии ограниченной информации об издержках и тарифах; потенциальные возможности для удовлетворения разнообразных потребностей населения, повышению качества авиаперевозок. Аргументами против рыночной системы авиаперевозок можно считать угасание конкуренции вследствие слияния авиапредприятий и тайных сговоров авиакомпаний; невозможность обеспечить полную занятость авиаработников и нестабильность уровня цен и авиатарифов; отсутствие экономического механизма защиты окружающей среды и проведения фундаментальных исследований в науке.
Российская Федерация, изучив опыт первопроходцев дерегулирования и свой опыт в области командно-административного управления экономикой, выработала модель управления гражданской авиацией России. В настоящий момент в России организована сертификация эксплуатантов воздушных судов с учетом международных требований к безопасности полетов. Эксплуатант, предлагающий свои услуги по авиационным перевозкам и другим видам работ, обязан организовать свою деятельность, строго соблюдая государственные требования по обеспечению безопасности полетов. Создав систему сертификации эксплуатантов, выдачи свидетельств, продления срока их действия и инспектирования, государство получило возможность обеспечить защиту собственных интересов, интересов пассажиров и потребителей услуг гражданской авиации. Эта система позволяет контролировать деятельность авиакомпаний по соблюдению ими требований законодательства и нормативных актов, не посягая на их самостоятельность и прямую ответственность за обеспечение безопасности полетов. Проводится выдача лицензий на полеты по внутренним и международным авиалиниям. Гражданская авиация России является крупнейшей отраслью экономики государства, численность работающих в ней составляет около 200 тыс. чел. В России зарегистрировано более 90 авиакомпаний. Однако в последнее время количество авиакомпаний в России сокращается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|