Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст методики «творческие способности»




ТЕКСТ МЕТОДИКИ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»

Задача исследования. Оценка количественным показателем творческого воображения и скорости процессов мышления. Пред­лагаются любые три слова в сочетании, ранее не известно иссле­дуемому.

Порядок исследования: «После сигнала «Внимание! » я назову и напишу на доске три слова. Ваша задача — возможно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в каж­дую из них входили все три слова. Например, если бы я и написал «дождь», «поле», «земля», можно было бы объединить в такую фразу: «Дождь в поле хорошо промочил землю».

Возможны и другие фразы. Каждую фразу надо писать с новой строки. Когда я буду говорить: «Черта», ставьте отчетливо замет­ную косую черту в том месте, в котором Вас застанет сигнал. Пи­шите быстро, но обычным почерком, чтобы было нетрудно прочи­тать. Когда я дам команду «Стоп! », прекратите писать и перевер­ните лист бумаги. Пустить секундомер, через 5 мин — «Стоп! ».

Учет и анализ результатов. Наблюдение ведется за мимикой и поведением исследуемого. Путем опроса надо уточнить, какие фразы писать легко, когда было трудно что-либо придумать, что мешало.

Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 —ост­роумная оригинальная комбинация; 4—правильное, логичное со­четание слов; 3 —пожалуй, и так можно; 2 — два слова связаны, а третье не логично, 1 — бессмысленное сочетание слов.

Эти показатели могут быть сведены к одному коэффициенту творческого воображения, который равен сумме проставленных баллов, деленной на число фраз, написанных за 5 минут.

 

Методика «Куб Линка» (по К. К. Платонову)

 

Задача исследования. Установление методом «собирания куба» степени сообразительности при решении простейшей конструктив­ной задачи.

Метод позволяет судить о наблюдательности и пространствен­ных представлениях, способностях к анализу и синтезу материала, умении находить и формулировать закономерности (приемы сло­жения куба), психомоторике исследуемого.

Оборудование. 1. Набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвет по следующему расчету:

Количество

кубиков

Количество окрашенных граней

красных зеленых желтых

Три грани кубика, окрашенные в один цвет, должны состав­лятьтрехгранный угол, примыкать к одной вершине. Две грани кубика, окрашенные в один цвет, должны составлять двугранный угол (иметь общее ребро).

2. Куб с длиной ребра 12 см.

3. Секундомер.

Порядок исследования. Исследуемый должен из 27 кубиков сложить куб, все шесть граней которого были бы одноцветными. Отдельные кубики раскрашены с таким расчетом, что, пользуясь одинаковыми приемами, можно сложить красный, зеленый и жел­тый кубы.

Поскольку на кубиках нет ни одной лишней грани каждого цвета, куб можно сложить только при правильном использовании кубиков. Кубики с тремя гранями заданного цвета (таких куби­ков 8) следует употреблять только для вершин трехгранных углов куба, кубики с двумя гранями заданного цвета (таких кубиков 12) —только для середины двенадцати ребер куба. Кубики с од­ной гранью, окрашенной в данный цвет (таких кубиков 6), долж­ны быть использованы для середины граней; единственный кубик, не имеющий ни одной грани данного цвета, надо положить в центр куба.

Инструкция исследуемому. «Перед Вами лежат 27 кубиков, ок­рашенных в три цвета. Вы должны сложить из них один большой куб так, чтобы каждое его ребро состояло из трех кубиков. (По­казать большой куб). Этот большой куб должен со всех сторон быть зеленым (желтым, красным). Его нижняя сторона, обращен­ная к столу, также должна быть зеленая; ни одна зеленая грань ни одного из маленьких кубиков не должна попасть внутрь куба, иначе Вы одноцветного куба не сложите. Вы должны стараться сложить куб как можно быстрее. Все ясно? (Ответить на вопро­сы. ) Приготовьтесь. Начинайте! »

После того как исследуемый сложил зеленый куб, эксперимен­татор рассыпает его и говорит: «Хорошо, теперь, стараясь еще быстрее, сложите красный куб». В третий раз предлагается сло­жить желтый куб. Если исследуемый не смог сложить куб за 15 мин, экспериментатор ему показывает, как надо это сделать и, рассыпав куб, предлагает сложить повторно, но уже другого цвета (красного или желтого).

Когда исследуемый немного не закончил в третий раз склады­вать куб (осталось два-три кубика), экспериментатор отодвигает куб в сторону и говорит: «Ну, довольно». После этого оставляет исследуемого не занятым никаким делом. Некоторые исследуемые легко и полностью переключаются и спокойно ждут следующего задания; другие же испытывают потребность продолжить сложе­ние куба или даже пытаются по своей инициативе закончить за­дание.

Учет и анализ результатов. При наблюдении за действиями ис­следуемого надо выявить оттенки поведения, отметив следующее:

1) была ли стадия «проб и ошибок» инасколько длительной; наблюдалось ли возвращение к ней на более поздних этапах, ког­да, казалось бы, закономерность действий исследуемым понятна;

2) сразу ли исследуемый осознал принцип решения или путем частичных догадок;

3) понял ли, сложив первый куб, по каким правилам надо дей­ствовать или собирал второй куб более или менее случайно и до­пустил те же самые ошибки.

При опросе следует установить:

а) может ли исследуемый сформировать правила, как надо решать данную задачу;

б) что он может рассказать о том, как выполнял задание. Количественные показатели — время выполнения задания при первом, втором и третьем сложении куба.

В проведенных нами экспериментах при первом сложении куба наилучший результат был 3 мин 10 с, наихудший—18 мин 5 с, при втором наилучший— 1 мин 51 с, наихудший— 11 мин 35 е.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...