Экономический анализ и оценка динамики товарооборота торговых предприятий
Для эффективного управления торговыми предприятиями важное значение имеет анализ объема, динамики, скорости и структуры их товарооборота на потребительском рынке. Изучение существующих тенденций и возможностей торговых предприятий, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем продаж товаров торговым предприятием, определяются в процессе анализа объема и структуры их товарооборота. В этом случае проведение экономического анализа позволяет: · изучить процесс выполнения плана товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде; · изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре; · выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров; · проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота. В общем случае анализ товарооборота торгового предприятия может проводиться по следующей схеме: «Определение общего объема товарооборота и оценка степени выполнения плана» _ «Оценка и анализ динамики общего объема товарооборота» _ «Анализ товарно-групповой структуры товарооборота» _ «Анализ состава товарооборота по его определенным видам» ⇒ «Оценка и анализ ритмичности и сезонности реализации товаров» _ «Количественная оценка факторов, которые обуславливают изменение товарооборота» _ «Анализ запаса финансовой прочности торгового предприятия». Первый этап проведения анализа заключается в определении общего объема товарооборота торгового предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.
На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном выражении, а по некоторым товарным группам и видам товаров, кроме того - в натуральном размере. Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем расчета относительного и абсолютного размеров отклонений фактического объема товарооборота от заданного, которые могут быть вызваны негативным влиянием неучтенных в процессе планирования факторов. Изучение степени выполнения плана проводится не только для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономической службы торгового предприятия, а, прежде всего, с целью оценки динамики его внешней среды и чувствительности к изменению объемов реализации товаров на данном торговом предприятии. Второй этап сводится к анализу динамики общего товарооборота на протяжении отчетного периода (поквартально, на протяжении года или за 2-5 лет). Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический временной ряд изменения товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый вид осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а так же по ценам реализации товаров. Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета. Учитывая достаточно высокую динамику изменения цен на Российском рынке, определение объема товарооборота, сопоставленного с ценами реализации Тсц., может проводиться последующей формуле:
где n- число интервалов времени за отчетный период, на которых цена на различные виды товаров оставалась стабильной;количество наименований товаров различного видафij - фактический товарооборот за i-й интервал времени отчетного периода по товару j-го наименования;цij -индекс прироста цены реализации товара j-го наименования на i-м интервале отчетного периода по сравнению с предыдущим периодом i -1, который рассматривается как базовый.
Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на определенные товары на различных интервалах отчетного периода. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период обычно является некорректным в связи с отличиями в структуре товарооборота торговых предприятий. На базе построенного динамического ряда сопоставимого товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а так же темпы роста и прироста что касается предыдущего и базового периода. Важное значение для планирования и управления торговым предприятием имеет так же определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле среднегеометрической:
где Т - среднегеометрический темп роста;k - конечный показатель динамического ряда;0 - начальный показатель динамического ряда- количество показателей в динамическом ряду. Третий этап сводится к анализу товарно-групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров). На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. В процессе проведения этой работы используется информация, полученная в конъюнктурных рейтингах (изучение рынка соответствующих товаров), что позволяет определить объективные (изменение объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования) и субъективные (недочеты в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, недобросовестность персонала и др.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.
Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения. Четвертый этап сводится к анализу состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли. Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота - реализацию товаров населению и оптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др. Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота. Пятый этап сводится к проведению анализа объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают. Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: средний за отчетный период фактический товарооборот для товара j-го наименования (Тфсрj), среднеквадратическое отклонение (σj) товарооборота товара j-го наименования от его среднего объема за отчетный период и коэффициент вариации (νj) товарооборота товара j-го наименования в отчетном периоде:
Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования. Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера. При этом если коэффициент вариации νj равен нулю, то это говорит о стабильном товарообороте товара j-го наименования в отчетном периоде. Если νj= 1, то это показывает высокий уровень нестабильности товарооборота товара j-го наименования в отчетном периоде. Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем менее ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии. Шестой этапом - анализа разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.) Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия. Завершается анализ товарооборота предприятия седьмым этапом и сводится к исследованию запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности». Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются по следующим формулам: товарооборот торговый управление
где Тф - фактический объем товарооборота предприятия; Тб/з - объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность. Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании.
При этом основная задача управления товарооборотом торгового предприятия сводится к стабилизации показателей безопасности и финансовой прочности относительно заданных пороговых их величин с минимальным значением соответственно 0 и 1. Наиболее подходящим способом решение этой задачи является построение нечетких алгоритмов регулирования показателей безопасности и финансовой прочности торгового предприятия. В этом случае на основе накопленного опыта поведения или на основе информации, получаемой от высококвалифицированных менеджеров и маркетологов, формируется продукционная модель изменения регулируемых параметров. Для этого регулируемым параметрам ПБто, ЗФПто в соответствие ставятся лингвистические переменные «уровень безопасности предприятия» с нечеткими значениями «очень низкий», «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий» и «величина запаса финансовой прочности» с нечеткими значениями «очень малая величина», «малая», «средняя», «большая» и «очень большая». Учитывая также пропорциональную зависимость регулируемых параметров от объема товарооборота и динамику его изменения во времени, данному показателю в соответствие ставится лингвистическая переменная «скорость изменения товарооборота» с нечеткими значениями «очень малая скорость», «небольшая», «средняя», «большая» и «очень большая скорость». При этом скорость v изменения товарооборота на заданном интервале времен t2-t1 будет определяться согласно выражению: = (Тф(t2) - Тф(t1))/ (t2-t1),
Где Тф(t2), Тф(t1) -соответственно товарообороты торгового предприятия в моменты времени t2и t1. Тогда для выбора управленческих мероприятий может использоваться нечеткий алгоритм регулирования, состоящий их продукций следующего содержание «если уровень безопасности является средним, но требуется иметь большой уровень, а скорость изменения товарооборота средняя, то в этом случае необходимо реализовать мероприятия, приводящие к высокой скорости увеличения товарооборота». Например, провести распродажу залежалого товара и завезти новый товар, пользующийся повышенным спросом. Совокупность таких продукций охватывающих весь допустимый диапазон изменения регулируемых параметров и будет определять нечеткий алгоритм регулирования данных товаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|