Анализ факторов, влияющих на объем товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер»
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 На объем товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» оказывает влияние большое число факторов. Они подразделяются на три группы: · факторы, связанные с товарными ресурсами; · факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда; · факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия и режимом его работы. Факторы, связанные с товарными ресурсами, влияют на объем товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало и конец года, поступление товаров и их выбытие. Между указанными величинами имеется определенная взаимосвязь, выражаемая формулой товарного баланса:
где - запасы на начало года, тыс. руб.; - поступление товаров, тыс. руб.; - объем товарооборота, тыс. руб.; В - выбытие товаров, тыс. руб.; - запасы на конец года, тыс. руб. Преобразуя данную взаимосвязь можно получить балансовую формулу товарооборота:
Изменение каждого из слагаемых соответствующим образом влияет на объем товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров. Их уменьшение наоборот, способствует сокращению объема товарооборота. Уменьшение выбытие товаров, сокращение их конечных запасов повлияет положительно на сумму реализации; увеличение же отрицательно сказывается на величине объема товарооборота. Рассматривая направления влияния (+; ) данных факторов, необходимо учитывать доброкачественность поступающих товаров во всем ассортименте и требуемых количествах. Тот же подход соблюдается в отношении товаров в запасах. При нарушении этих условий фактор, оказывающий положительное влияние, может перейти в разряд отрицательных.
Влияние на объем товарооборота торгового предприятия факторов, связанных с товарными ресурсами, определяется способом разниц или цепных подстановок. В первом случае находятся отклонения между показателями отчетного и прошлого года, а затем определяется направление влияния фактора на увеличение или уменьшение объема товарооборота. Причем следует учитывать, что направление влияния на объем товарооборота изменения выбытия товаров и запасов товаров на конец года меняется на противоположное.
Таблица 6 Расчет влияния на объем товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» факторов, связанных с товарными ресурсами, способом разниц (тыс. руб.)
Так же влияния на объем товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» факторов, связанных с товарными ресурсами можно рассчитать методом цепной подстановки с помощью формулы товарного баланса. Цепной метод:
1) 10093995+171588053+738398-12668499=169751947 тыс. руб. ) 12668499+171588053+738398-12668499=172326451 тыс. руб. ) 12668499+251192033+738398-12668499=251930431 тыс. руб. ) 12668499+251192033-2212478-12668499=248979555 тыс. руб. 5) 12668499+251192033-2212478-20220272=241427782 тыс. руб.
а) определим влияние на объем товарооборота торгового предприятия изменения запасов товаров на начало года (Зн):
172326451-169751947= +2574504 тыс. руб.
За счет увеличения запасов товаров товарооборот торгового предприятия возрос на 2574504 тыс. руб. б) определим влияние на объем товарооборота торгового предприятия изменения поступления товаров (П):
251930431-172326451= +79603980 тыс. руб.
За счет увеличения поступления товаров товарооборот торгового предприятия возрос на 79603980 тыс. руб. в) определим влияние на объем товарооборота торгового предприятия изменения выбытия товаров (В): 248979555-251930431= 2950876 тыс. руб.
За счет увеличения выбытия товаров товарооборот торгового предприятия снизился на 2950876 тыс. руб. г) определим влияние на объем товарооборота торгового предприятия изменения запасов товаров на конец года (Зк):
241427782-248979555= -7551773 тыс. руб.
За счет увеличения запасов товаров на конец года товарооборот торгового предприятия снизился на 7551773 тыс. руб. Значительное влияние на объем товарооборота торгового предприятия оказывают трудовые факторы: численность работников и производительность их труда. Модель имеет вид:
где Т - объем товарооборота, тыс. руб.; Ч - среднесписочная численность работников, чел.; В - производительность труда одного работника, тыс. руб. В условиях инфляций такой анализ целесообразно проводить по товарообороту и производительности труда (выработке на одного работника) в сопоставимых ценах.
Таблица 7 Показатели по труду торгового предприятия ЗАО «Тандер»
В отчетном году по сравнению с прошлым годом среднесписочная численность работников торгового предприятия ЗАО «Тандер» увеличилась на 1000 человек, или на 1,0%; производительность труда одного работника в фактических ценах выросла на 585,4 тыс. руб., или на 41,0%, а в сопоставимых ценах прошлого года соответственно на 353,9 тыс. руб., или на 24,8%. Используя способ разниц или метод интегрирования можно рассчитать влияние на объем товарооборота изменения трудовых факторов и индекса цен.
Используя способ разниц, имеем:
где - изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, тыс. руб.; - среднесписочная численность работников в прошлом году, чел.; - среднесписочная численность работников в отчетном году, чел.; - производительность труда одного работника в прошлом году, тыс. руб.
где - изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, тыс. руб.; - среднесписочная численность работников в отчетном году, чел.; - производительность труда одного работника в сопоставимых ценах, тыс. руб.; - производительность труда одного работника в прошлом году, тыс. руб.
где - изменение объема товарооборота за счет изменения цен на товары, тыс. руб.; - производительность труда одного работника в отчетном году, тыс. руб. При использовании для анализа интегрального метода сначала необходимо определить изменение производительности труда одного работника за счет интенсификации труда и за счет изменения цен:
где - изменение производительности труда одного работника за счет интенсификации труда, тыс. руб.;
где - изменение производительности труда одного работника за счет изменения цен на товары, тыс. руб. Тогда влияние анализируемых факторов на объем товарооборота может быть рассчитано по следующим формулам: · изменение среднесписочной численности работников:
· изменение производительности труда одного работника:
· изменение цен на товары:
Имеем по анализируемому торговому предприятию: · изменение производительности труда одного работника за счет интенсификации труда - 353,9 тыс. руб. (1780,4-1426,5); · изменение производительности труда одного работника за счет роста цен на товары - 231,5 тыс. руб. (2011,9 - 1780,4); · изменение объема товарооборота за счет увеличения среднесписочной численности работников:
· изменение объема товарооборота за счет повышения производительности труда одного работника:
· изменение объема товарооборота за счет роста цен на товары:
Таким образом, в отчетном году по сравнению с прошлым годом за счет увеличения среднесписочной численности работников объем товарооборота торгового предприятия увеличился на , за счет повышения производительности труда одного работника объем товарооборота возрос на ,за счет повышения цен на товары объем товарооборота увеличился на Значительное влияние на объем товарооборота торгового предприятия оказывают факторы, связанные с наличием основных фондов, эффективностью их использования и режимом работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия отражен формулой:
где Т - объем товарооборота за период, тыс. руб.; - количество рабочих мест (условных) в предприятии, ед.; Д - количество дней работы предприятия, дни; t - продолжительность работы предприятия в день, ч; - выработка на одно рабочее (условное) место в час, тыс. руб. Используя способ цепных подстановок, можно определить влияние изменения каждого из указанных факторов на объем товарооборота торгового предприятия:
Таблица 8 Анализ эффективности использования рабочих (условных) мест и режима работы торгового предприятия ЗАО «Тандер»
То есть в отчетном году по сравнению с прошлым годом количество условных рабочих мест в торговом предприятии увеличилось на 5000, или на 5,0%, количество дней работы сократилось на 2 дня, или на 0,6%, на 1 час, или на 8,3% увеличилось время работы, выработка на одно условное рабочее место в час возросла на 25,8%. Отмеченные изменения сказались на объеме товарооборота торгового предприятия следующим образом:
Т0=100000*358*12*0,395=169751947 тыс. руб. Тр1=105000*358*12*0,395=178176600 тыс. руб. Тр2=105000*356*12*0,395=177181200 тыс. руб. Тр3=105000*356*13*0,395=191946300 тыс. руб. Т1=105000*356*13*0,497=241427782 тыс. руб. - · за счет уменьшения количества дней работы объем товарооборота снизился на 995400 тыс. руб. (177181200-178176600); · за счет увеличения часов работы в день объем товарооборота возрос на 14765100 тыс. руб. (191946300-177181200);
· за счет увеличения выработки на одно условное рабочее место в час объем товарооборота увеличился на 49481482 тыс. руб. (241427782-191946300)
Планирование товарооборота по кварталам и основные направления совершенствования политики управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер»
В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляется анализ и планирование квартальных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. Для расчета используют данные о квартальных (месячных) оборотах не менее чем за 3 года. При этом неважно, в каких ценах (фактических или сопоставимых) ведутся расчеты, так как при данной методике действие индекса цен нивелируется. Рассчитаем индекс сезонности и планирование товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам года. Сначала определим среднеквартальный оборот каждого года:
где - среднеквартальный товарооборот j-го года, тыс. руб.; - объем товарооборота j-го года, тыс. руб. Далее рассчитаем сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год и определим их сумму:
где - сезонные колебания товарооборота i - го квартала j - го года, %; - объем товарооборота i - го квартала j - го года, тыс. руб.; - среднеквартальный товарооборот j - го года, тыс. руб. Рассчитаем сезонные колебания торгового предприятия по кварталам за 3 года.
Таблица 9 Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам года
Таблица 10 Расчет сезонных колебаний товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам
В целях устранения влияния случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота по кварталам года:
где - первоначальный индекс сезонности i- го квартала, %; n - количество лет.
Сумма индексов сезонности за четыре квартала должна быть равна 400,0%, так как при отсутствии влияния сезонных факторов индекс каждого квартала равен 100,0%.
Таблица 11 Расчет индексов сезонности товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер» по кварталам года (%)
Индекс сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера. Объем товарооборота по кварталам на планируемый год определяется умножением среднеквартального товарооборота планируемого года на первоначальный индекс сезонности соответствующего квартала и делением на 100%:
где - товарооборот i - го квартала планируемого года, тыс. руб.; - среднеквартальный товарооборот планируемого года, тыс. руб.; - первоначальный индекс сезонности i - го квартала, %. В свою очередь среднеквартальный розничный товарооборот планируемого года составит:
где - объем товарооборота торгового предприятия в планируемом году, тыс. руб. Имеем по торговому предприятию ЗАО «Тандер» на планируемый год:
Основные направления совершенствования политики управления товарооборотом торгового предприятия Управление товарооборотом, обеспечивает экономическую основу всей деятельности торгового предприятия, так как товарооборот характеризует основной объемный показатель этой деятельности. Эта функция является наиболее массовой и требует постоянной разработки управленческих решений на всех уровнях деятельности торгового предприятия. В процессе реализации этой функции проводятся анализ и прогнозирование торговой конъюнктуры, осуществляется планирование объема и состава товарооборота, нормирование и планирование товарных запасов, планирование объема и состава закупки и поступления товаров. Система управления товарооборотом на предприятии определяет конкретное содержание этого управления и последовательность его осуществления, которое заключается в: · оценке и прогнозирования конъюнктуры потребительского рынка; · планировании объема и структуры реализации товаров; · нормировании и планировании товарных запасов; · планировании поступления и закупки товаров. В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо систематически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы сформировать эффективную политику управления товарооборотом и определять возможности развития его объема и структуры. Изучение конъюнктуры потребительского рынка в процессе управления товарооборотом торгового предприятия охватывает следующие три этапа: · текущее наблюдение за рыночной активностью требует формирования целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные его элементы. Среди этих показателей особое внимание должно быть уделено динамике объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров (этот показатель отражается статистикой); динамике среднего уровня цен и размера ценового диапазона по наблюдаемым товарам; изменению числа пунктов продажи данного товара в регионе и некоторым другим; · оценка текущей конъюнктуры потребительского рынка осуществляется в процессе анализа, основная цель которого состоит в выявлении особенностей конкретных изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом; · прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка, так как в условиях нестабильности экономического развития страны, отсутствия достоверной информации и по ряду других причин прогнозирование конъюнктуры ограничивается в настоящее время краткосрочным и среднесрочным периодом, что вполне достаточно для целей планирования товарооборота. Это прогнозирование осуществляется обычно двумя основными методами: факторным и трендовым. Факторный метод прогнозирования конъюнктуры основан на изучении отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного товара, и определении возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде. Трендовый метод прогнозирования конъюнктуры основан на распространении выявленной в процессе ранее проведенной оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период. Планирование объема и структуры реализации товаров представляет наиболее ответственный этап в системе экономического управления товарооборотом. Это объясняется высокой ролью этих показателей в системе планов экономического и финансового развития предприятия. Управление товарооборотом торгового предприятия непосредственно связана с формированием стратегии развития торгового предприятия и обеспечением эффективной ее реализации. В наиболее общем виде под управлением товарооборотом следует понимать формирование системы долгосрочных целей деятельности торгового предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Формирование стратегии торгового предприятия является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование этой стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий деятельности торгового предприятия, в первую очередь, конъюнктуры потребительского рынка в целом и избранного его сегмента, что является довольно трудоемким процессом. Сложность этого процесса заключается и в том, что при формировании стратегии торгового предприятия идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов стратегических управленческих решений, наиболее полно соответствующих миссии торгового предприятия и задачам его развития. Определенная сложность формирования стратегии торгового предприятия заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся условий внешней среды и возникающих новых возможностей развития торгового предприятия. К числу основных стратегических целей торгового предприятия могут быть отнесены: · расширение сегмента потребительского рынка, охватываемого деятельностью торгового предприятия; · поиск и ускоренное заполнение новых рыночных ниш; · существенное повышение уровня торгового обслуживания покупателей; · рост суммы прибыли и уровня рентабельности торговой деятельности; · снижение уровня хозяйственных рисков; · рост суммы собственного капитала и повышение рыночной стоимости предприятия. Оценка разработанной стратегии торгового предприятия проводится по следующим основным параметрам: · согласованность стратегии с внешней средой. В процессе этой оценки определяется насколько разработанная стратегия торгового менеджмента соответствует прогнозируемым изменениям экономики страны, правовым условиям деятельности торговых предприятий, а также конъюнктуре потребительского рынка; · внутренняя сбалансированность стратегии. В процессе такой оценки определяется насколько согласуются между собой отдельные стратегические цели и политики торгового менеджмента, а также мероприятия по обеспечению реализации стратегии. При этом особое внимание обращают на их непротиворечивость, логическую последовательность и согласованность во времени; · реализуемость стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала предприятия. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности торгового предприятия в формировании финансовых ресурсов за счет собственных источников для обеспечения всех намеченных направлений его развития. Кроме того, оценивается уровень квалификации персонала и его технической оснащенности с позиций возможности реализации избранной стратегии; · приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией стратегии. Переход к новому качеству и росту объемов торговой деятельности сопровождается, как правило, возрастанием уровня всех основных видов хозяйственных рисков, особенно финансовых и инвестиционных. Поэтому в процессе оценки необходимо определить насколько уровень этих рисков является допустимым для деятельности торгового предприятия с позиций их возможных негативных финансовых последствий; · результативность стратегии. Оценка результативности стратегии торгового менеджмента базируется прежде всего на определении экономической эффективности ее реализации. Наряду с этим оцениваются и внеэкономические результаты, достигаемые в процессе реализации этой стратегии (рост деловой репутации торгового предприятия; повышение уровня управляемости структурными единицами и подразделениями; рост уровня торгового обслуживания и имиджа предприятия у покупателей; улучшение психологического климата на предприятии и условий труда персонала и т.п.). Разработка стратегии торгового предприятия позволяет принимать эффективные управленческие решения во всех сферах деятельности торгового предприятия, связанные с его развитием в перспективном периоде. Основные положения разработанной стратегии торгового предприятия получают свое отражение в бизнес-плане развития торгового предприятия. Необходимость разработки данного документа связана с тем, что в современных экономических условиях торговые предприятия не могут обеспечивать свое стратегическое развитие только за счет внутренних финансовых ресурсов и привлекают для этого значительный объем внешнего финансирования, особенно на инвестиционные цели. В то же время любой крупный инвестор должен иметь четкое представление о стратегии бизнеса, его масштабах и формах, важнейших показателях маркетинговой, экономической и финансовой деятельности; объеме финансовых ресурсов, связанных с реализацией стратегии, и сроках возврата инвестиций; рисках, связанных с реализацией стратегии развития торгового предприятия, и других характеристиках его деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги курсовой работы, можно следующие выводы: Товарооборот является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Товарооборот характеризует процесс движения товаров через акты купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как объекта продажи и продажи как формы движения товара от производителя к потребителю. К показателям, которые характеризуют товарооборот торгового предприятия, относятся: объем товарооборота в стоимостном выражении по текущим ценам; объем товарооборота в стоимостном выражении по сравнительным ценам; ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., проценты); однодневный объем товарооборота (руб.); объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы; объем товарооборота на общей площади, в том числе торговой площади; время обращения товаров; скорость товарооборота (количество оборотов). Также мною были выявлены факторы, под влиянием которых развивается товарооборот. Они делятся на две группы - экстенсивные и интенсивные. Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы зависят в большой степени от эффективности деятельности торговых организаций. К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не с качественным приростом результативного показателя, например увеличение объема товарооборота путем увеличения торговой площади, увеличения объема товарных запасов, количества рабочих и т.д. В практической части работы был проведен анализ динамики и структуры, факторный анализ товарооборота торгового предприятия ЗАО «Тандер», а также мною был спланирован товарооборот по кварталам и выявлены основные направления совершенствования политики управления товарооборотом торгового предприятия ЗАО «Тандер». На объем товарооборота торгового предприятия оказывает влияние большое число факторов. Они подразделяются на три группы: • факторы, связанные с товарными ресурсами; • факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда; • факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия и режимом его работы. Было рассчитано влияние на объем товарооборота факторов, связанных с товарными ресурсами; трудовыми ресурсами; эффективным использованием рабочих мест и режима работы предприятия, на примере торгового предприятия ЗАО «Тандер» В целом можно сделать вывод, что у этой компании есть огромное желание расти и соответствовать потребностям и желаниям каждого покупателя. Они стремимся к тому, чтобы развивать и совершенствовать новые идеи, новые возможности. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1 Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник/ Л.И. Кравченко - 6-е изд., перераб. - М.: Новое знание, 2003. - 526 с. Головачев, А.С. Экономика предприятия. В 2ч. Ч. 1: учеб. пособие / А.С. Головачев. - Мн: Выш. шк., 2008. - 447 с. Интенсификация производства - Экономическая география [Электронный ресурс] Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / М. И. Баканов. - М.: Экономика, 2000 - 356 с. Валевич, Р.П., Давыдова, Г.А. Экономика торгового предприятия: учебное пособие. - Мн.: Выш. шк., 1996. - 367с Семенов, В.М. Экономика предприятия: учебник / В.М. Семенов, И.А. Баев и др.; под общ. ред. Семенова В.М. - 2-е изд., испр. - М:.Центр экономики и маркетинга, 2000. - 306с Соловьев Б.А..Экономика торговли: учебник для торг. вузов / Б.А. Соловьев, Л.А. Алькевич, В.И. Андросов и др.; Рук. авт. Коллектива Б.А. Соловьев. - М.: Экономика 1990. - 414 с. 8 Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. - Издат.: ПИТЕР, 2009; Скляренко В.К. Экономика предприятия / В.К. Скляренко, В.М. Прудников - изд. «ИНФРА-М», 2006; Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. М.: Проспект, 2007. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-471с. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник для вузов / ред. Брагин Л.А. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 314 с Экономика торгового предприятия: учебник для вузов / под ред. А.И. Гребнева. - М.: Экономика, 2006. - 238 с. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2004. - 576 с 15 Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.garant.ru/>. Экономический словарь. Товарооборот [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.ekoslovar.ru/428.html>. Анализ финансового состояния предприятия. Система показателей товарооборота и их анализ [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/1/sistema_pokazatelej_tovarooborota_i_ikh_analiz/5-1-0-15>. Бусел. Информационный портал. Планирование: Анализ товарооборота [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://busel.org/texts/cat9az/id5fwuedt.htm>. www.Grandars.ru <http://www.Grandars.ru>. Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/tovarnye-zapasy.html>. Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: практикум / О.В. Губина, В.Е. Губин. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012. - 192 с. Библиотекарь.Ру. Задачи и методы анализа и оценки товарооборота [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://bibliotekar.ru/torgovoe-delo/40.htm>. Яковлева, А.В. Экономическая статистика: учебное пособие / А.В. Яковлева. - М: РИОР, 2011. - 95 с. Экономика и финансы. Факторный анализ розничного товарооборота [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.economedu.ru/economanaliz/250-upravlenie-analiz-torgovli.html?start=3>. Arhitrade. Сайт для начинающих в торговле. Классификация товарооборота [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://arhitrade.com/education.php?Id=12>. Экономика торговли. Товарооборот [Электронный ресурс] - режим доступа: <http://eokd.tolgas.ru/euk/et/4.htm>.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|