Государственное управление
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание
Введение . Место административной власти в управлении Государственное управление Понятие, содержание и основные принципы административной власти Формы реализации административной (исполнительной) власти . Место региональных органов исполнительной власти в управлении (на примере Красноярского края) Органы государственной власти в Красноярском крае Организация органов исполнительной власти Красноярского края Целевые программы - практическая реализация государственных программ органами исполнительной власти Заключение Список использованных источников Приложения
Введение
Государство, и его деятельность можно рассматривать как средство управления, осуществляемого в интересах социальной группы, класса или всего народа, как инструмент властвования. Все свои основные задачи государство решает с помощью административной власти через единство воли. Административная власть, одна из основных функций верховной власти. Через правотворческую функцию верховная власть осуществляет законодательное регулирование государственной жизни, определяет ее стратегию и основные цели, через функцию управления она претворяет свои решения в жизнь, исполняет их, реализует. Значение этой функции верховной власти высоко, поскольку, за исключением законодательной и судебной практики, все остальные вопросы государственной жизни в большей или меньшей степени подпадают под сферу деятельности административных органов. В условиях глубоких общественно-политических, социально-экономических и государственно-правовых преобразований, происходящих в Российской Федерации, перестраивается и административная власть, а также система органов, ее осуществляющих. В связи с этим изучение проблем функционирования административной власти в Российской Федерации приобретает особое значение.
Объектом исследования является: административная власть. Предмет: общественные отношения в сфере административной власти. Цель курсовой работы: выявить роль и место административной власти в управлении в Российской Федерации (на примере Красноярского края). Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи: дать общее понятие государственному управлению; изучить основные положения административной власти: понятие, содержание, функции, принципы; показать практически роль и место органов исполнительной власти на примере реализации целевых программ. Подходы к теме исследования можно найти в научной и учебной литературе по административному праву, по теории права и государства, например, в трудах таких ученых, как И.Л.Бачило, Д.Н.Бахрах, К.С.Бельский, Ю.М.Козлов, И.Ш.Килясханов, В.С.Нерсесянц, Ю.Н.Старилов, Л.Л.Попов, Ю.А.Тихомиров и др. Проблемы исполнительной власти освещены научных трудах М.В.Баглая, С.В.Кудрявцева, Л.А.Окунькова и других исследователей. Теоретической и методологической основой являются публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, учебная и методическая литература, нормативно-правовые акты Красноярского края, а также ресурсы Интернет. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.
Место административной власти в управлении
Государственное управление
Один из видов общественных отношений - управленческие отношения. «Управление - есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.
Один из ведущих исследователей в области государственного управления Г. В. Атаманчук определил управление как «целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.). Особый тип управления - социальное управление - представляет собой воздействие одних людей на других с помощью информации и иных средств социального воздействия в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем. Социальное управление подразделяется на несколько видов: государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти); местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление); общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях); коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками). Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление, в широком смысле слова, как управление делами государства, то оно осуществляется всеми органами государства и реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства. Ст.10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Ст.11 Конституции РФ гласит, что государственную власть: ) в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ; ) в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В узком смысле слова государственное управление - это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне РФ, так и ее субъектов. Такое понимание государственного управления принято в административном праве и основано на ст.10, 77, 78, 110-117 Конституции РФ и других законодательных актах. В системе государственной администрации РФ по правовому положению выделяют 3 вида администраций: федеральная; субъектов Федерации; государственных предприятий, учреждений, органов и пр. Исходя из вышеизложенного, государственное управление государственное управление - это целенаправленная организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства. Существует два подхода к определению понимания государственного управления. . Широкое понимание - это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры. В этом понимании государственное управление - более широкое понятие, чем исполнительная власть. . Узкое понимание - это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д. В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны.
1.2 Понятие, содержание и основные принципы административной власти
Итак, начиная с момента вступления в силу Конституции РФ 1993 года, которая установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, в России начато создание правового государства, а значит, и преобразование административной власти в исполнительную власть, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, (административная) исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В основе определения сущности исполнительной власти лежит принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). Исполнительная власть обладает значительным числом как конституционных, так и закрепленных в иных нормативных правовых актах полномочий во всех сферах осуществления государственной власти. Возрастание роли исполнительной власти - это закономерный процесс, происходящий не только в нашей стране, но и других государствах. Законодательная (представительная) власть формулирует общие нормы (правила) организации государственной жизни, а исполнительная обеспечивает их реализацию. Понятие «исполнительная власть» предполагает соответствующее ему функциональное назначение - исполнение законов. Таким образом, сущность исполнительной власти - исполнение законов. Исходя из вышеизложенного, исполнительную власть можно определить как государственную власть, которая реализует общие нормы, установленные законодательной (представительной) властью в целях регулирования различных сторон общественной жизни. Ю.Н.Старилов конкретизирует определение понятия исполнительной власти: «исполнительная власть - это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции». Для более полного раскрытия понятия исполнительной власти рассмотрим ее признаки и функции. Среди основных признаков ученые-институционалисты отмечают: ) вторичный, производный характер исполнительной власти; ) подзаконный характер исполнительной власти; ) универсальный характер исполнительной власти; ) предметный характер исполнительной власти; ) структурированность исполнительной власти. Анализ признаков исполнительной власти представлен профессором Д.Н.Бахрахом:
) она является средством социального управления; ) она представляет собой отношение между людьми, их организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив); ) это отношение обеспечивает выявление и доминирование одной воли, связано со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица, объединять усилия; она осуществляется с помощью особой, внегенетической системы средств воздействия (нормы, убеждение, оружие, организации и др.). Автор утверждает, что исполнительная власть - это административная власть, преобразованная в условиях правового государства, демократически организованного общества, и выделяет основные признаки исполнительной (административной) власти: «вторичность, зависимость от высшей власти; организующий характер деятельности; систематически, постоянно осуществляемая организация; универсальная организационная деятельность; предметный, непосредственный характер организационной деятельности; исполнительно-распорядительный характер деятельности; принудительность; ее субъектом является единая многоуровневая, иерархическая государственная администрация; эту власть осуществляет большое число служащих, администраторов, чиновников; это власть подзаконная; это власть подконтрольная». Первые девять признаков свойственны административной власти вообще, а последние принадлежат только ее зрелой разновидности - исполнительной власти правового государства. Ю.Н.Старилов выделяет следующие отличительные признаки исполнительной власти. . Исполнительная власть - обязательный признак современного правового государства…; непрерывно и постоянно обеспечивет управление обороной страны, общественную безопасность и общественный порядок, выполнение функций государственного регулирования и т.д.; в еще большей мере использует институт подчинения (в определенных случаях и институт принуждения), который является основным каналом реализации исполнительной власти. . Исполнительная власть - это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти (ст.10 Конституции РФ), которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной; независима от других ветвей власти в осуществлении специальных, установленных законодательством функций, компетенции и полномочий. . Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти, которые одновременно являются органами управления (государственного управления и местного самоуправления). Органы исполнительной власти исполняют требования и положения законов, занимаются нормотворческой деятельностью (с целью обеспечения функционирования исполнительной власти) и осуществляют управление. Данный признак исполнительной власти подчеркивает ее организующий и исполнительно-распорядительный характер. . Единство исполнительной власти в РФ (согласно п.3 ст.11 Конституции РФ). . Исполнительная власть, как и другие ветви госвласти, есть власть подзаконная. . Важным признаком исполнительной власти является ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты. . Исполнительная власть и организационно, и функционально базируется на понятии «планирование». . Исполнительная власть осуществляет юрисдикционную деятельность. Таким образом, исполнительная власть - это самостоятельная ветвь единой государственной власти, осуществляющая исполнительно-распорядительную и управленческую деятельность через систему государственных органов исполнительной власти путем реализации специальных нормативно закрепленных функций, государственно-властных полномочий методами и средствами, предусмотренными законодательством. Исполнительная власть осуществляется в соответствии с функциями, которыми она должна быть наделена в современном государстве. С точки зрения предметной классификации (отраслевого принципа) к главным функциям исполнительной власти могут быть отнесены: определение стратегии развития страны на длительную перспективу, с учетом сложного комплекса актуальных и потенциальных факторов, внутренних и внешних; обеспечение внешней и внутренней безопасности, суверенитета, единства и территориальной целостности, создание благоприятных внешних условий для развития страны; защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка; организационно-экономическая деятельность, определение целей социально-экономического развития страны, регулирование правовых и организационных основ хозяйственной деятельности, проведение необходимой инвестиционной, промышленной и научно-технической политики, эффективное управление государственной собственностью и формирование адекватной решаемым задачам денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики; осуществление государственного контроля за деятельностью управляемой или регулируемой сферы; социальная деятельность, направленная на обеспечение нормального воспроизводства населения, общественную стабильность, формирование единого рынка труда, достижение определенных качественных характеристик «человеческого потенциала», соответствующих требованиям экономики ХХI в.; обеспечение национальной интеграции, поддержание единого правового, экономического, социального и информационного пространства. Перечисленные функции государства и, в первую очередь, экономическая и социальная, нацелены на решение достаточно широкого круга задач. Их выполнение позволит обеспечить нормальную жизнедеятельность личности, общества, государства. Ю.Н.Старилов выделяет следующие функции современной исполнительной власти: ) исполнительную (правоприменительную) функцию, т.е. функцию исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ; ) «правозащитную» функцию, т.е. функцию соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; ) социально-экономическую (обеспечительную) функцию, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; ) функцию обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране; ) регулирующую функцию, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.; ) нормотворческую функцию, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов; ) охранительную (юрисдикционную) функцию, означающую, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства В основе перечня лежат несколько критериев классификации функций: в зависимости от формы реализации, по отраслевому принципу и организации управленческого процесса. Д.Н.Бахрах предлагает классификацию функций государственной администрации с позиции предметного подхода (по отраслевому принципу): ) обеспечения безопасности личности, общества, государства, включающая обеспечение обороны, общественного порядка, осуществление разведки и контрразведки, обеспечение охраны государственной границы и др.; ) обеспечения развития экономики, осуществления административно-хозяйственной деятельности, включающая руководство промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, сбор налогов, содействие развитию предпринимательства, антимонопольную деятельность и др.; ) обеспечения реализации социальной политики государства, включающая организацию образования, здравоохранения, научных исследований, социальной защиты и др.; ) осуществления связей с другими государствами В основе организации и деятельности исполнительной власти в России лежат принципы, т.е. законодательно закрепленные основные идеи и требования, организационные начала, обуславливающие сущность, наиболее характерные черты и свойства деятельности. Органы исполнительной власти, как федеральные, так и субъектов РФ, базируются на широких и всеобъемлющих основаниях. На основе законодательно закрепленных норм систему принципов организации и деятельности органов исполнительной власти РФ представим в следующем виде: ) принцип единства системы органов исполнительной власти; ) принцип федерализма; ) принцип сочетания централизации и децентрализации; ) принцип законности; ) принцип самостоятельности и независимости исполнительной власти в пределах своей компетенции; ) принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий; ) принцип народовластия (демократизма); ) принцип ответственности перед обществом; ) принцип профессионализма и компетенции; ) принцип гласности (доступность информации о деятельности исполнительных органов); ) принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; ) принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина и др. Структура исполнительной власти включает: органы исполнительной власти; государственные служащие; юридическая (правовая) структура - система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|