Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Целевые программы - практическая реализация государственных программ органами исполнительной власти




 

Как мы уже отметили выше, в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь народа. Исполнение законов, указов, постановлений программ и др. государственных актов, по концепции правового государства, является их главной функцией.

В современной концепции «нового государственного управления», центральным системообразующим элементом является ориентация на достижение результата с помощью новых форм руководства обществом. Программно-целевой подход в государственном управлении осуществляется через формирование и реализацию целевых программ. В России в настоящее время определены два вида таких программ: долгосрочные (ДЦП) и ведомственные целевые программы (ВЦП). Целевые программы - это инструмент государственного управления в регионах.

В рамках Программы реформирования региональных финансов, проводимой Правительством РФ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.04 №249 органами исполнительной власти Красноярского края с 2007 года разрабатываются и реализуются ведомственные целевые программы, рассчитанные на среднесрочный период.

Ведомственная целевая программа - документ, определяющий цели и задачи органов исполнительной власти края, направленные на осуществление государственной политики в установленных сферах деятельности, отраслях, видах экономической деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития Красноярского края, повышение результативности расходов краевого бюджета, и содержащий комплекс мероприятий по их решению, с указанием необходимых финансовых ресурсов, ожидаемых результатов и сроков реализации. Разработка и реализация ВЦП осуществляется в крае в соответствии с постановлением Правительства края от 30.11.2010 № 602-п.

Ведомственные целевые программы включают обоснование целей и задач деятельности органов исполнительной власти края, результаты деятельности органов исполнительной власти края, и разрабатываются на очередной финансовый год и плановый период.

Органы исполнительной власти Красноярского края, осуществляющие государственную политику, структурные подразделения Администрации Губернатора Красноярского края - разрабатывают ведомственные целевые программы в рамках лимитов бюджетных средств, доведенных до главных распорядителей бюджетных средств департаментом финансов администрации Красноярского края на планируемый трехлетний период, с выделением сумм (по каждому году планового периода и главному распорядителю бюджетных средств, реализующих мероприятия в рамках ведомственной целевой программы) органу исполнительной власти края либо средств государственной поддержки, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. При определении объема финансирования расходов в плановом периоде лимиты финансирования могут корректироваться с учетом изменений целей, задач и полномочий органов исполнительной власти края, установленных правовыми актами РФ и Красноярского края с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

Для оценки достижения поставленных целей ведомственных целевых программ устанавливаются показатели, характеризующие результат реализации программы (целевые показатели). Целевые показатели отражают изменения социально-экономической среды, на которую направлено действие программы. В 2011 году ВЦП, на реализацию которых предусмотрено финансирование за счет средств краевого бюджета было утверждено и мониторировалось почти 600 показателей результативности и целевых показателей. В ходе реализации данных ВЦП более 72 процентов показателей достигли или превысили свои плановые значения. Среди основных причин недовыполнения плановых значений показателей можно выделить:

внешние причины, на которые субъект бюджетного планирования не мог повлиять, такие как: федеральные инициативы изменения методик расчета ряда показателей; негативные климатические факторы (низкий температурный режим воздуха и обильное количество осадков) и т.д.;

внутренние причины, которые не были учтены при планировании ряда показателей: недостаточное межведомственное взаимодействие по вопросам достижения значения показателей, зависящих от действий нескольких министерств; недостаточная укомплектованность квалифицированными кадрами в отраслях; некорректное планирование, повлекшее за собой переносы сроков ввода объектов капитального строительства и т.д.

В качестве примера рассмотрим результаты реализации ВЦП «Содействие занятости населения Красноярского края ».

Орган исполнительной власти края, ответственный за реализацию программы: агентство труда и занятости населения Красноярского края.

Цель программы: повышение занятости и социальная защита от безработицы населения Красноярского края.

Задачи программы:

повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;

снижение дифференциации локальных рынков труда;

кадровое обеспечение инвестиционных проектов социально-экономического развития Красноярского края;

обеспечение социальной поддержки безработных граждан;

повышение качества доступности государственных услуг в сфере занятости населения.

Целевые показатели:

«Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год» составил 6,1% при плановом значении 6,2 процента. Снижение уровня общей безработицы является следствием улучшения ситуации с занятостью населения, фактическое значение показателя, достигнутое в 2011 году ниже, чем в 2010 году, ниже, чем в среднем по Российской Федерации (6,6%) и по Сибирскому федеральному округу (8,2%), минимальное среди всех регионов Сибирского федерального округа.

«Уровень зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения, на конец года)» ниже планового значения (2,1 %) и составил 2,0 процента. Существенное снижение уровня регистрируемой безработицы обеспечено за счет трудоустройства на постоянную работу, увеличения численности участников мероприятий активной политики занятости (профессиональное обучение, программы временной занятости).

По итогам 2011 года достигнуты более высокие значения по всем предусмотренным показателям, а также большая часть показателей улучшила значения по сравнению со значениями, достигнутыми в 2010 году.

Основным фактором, влияющим на достижение плановых значений показателей Программы в 2011 году, являлось улучшение экономической ситуации в организациях края:

снизились объемы неполной занятости (численность работающих неполное рабочее время, находящихся в простое или отпуске без сохранения заработной платы). На конец декабря 2011 года в таком режиме заняты 5,2 тыс.человек в 47 организациях края - это в 2 раза меньше, чем в конце 2010 года (10,5 тыс.человек в 142 организациях);

массовые высвобождения работников в 2011 году носили единичный характер, были существенно уменьшены объемы наиболее крупных заявленных высвобождений (ОАО «ПО «Электрохимический завод» - в 2011 году планировалось высвобождение 1833 человек, фактически высвобождено 132 человека, а большинство работников переведено на новые рабочие места в создаваемых предприятиях, трудоустроены на других предприятиях г.Зеленогорска и Красноярского края; ООО «Енисейский ЦБК» (г.Красноярск) - планировалось высвободить 1171 человека, фактически высвобождено 44 человека; ФГУП «КХК «Енисей» - планировалось высвободить 364 человека, фактически уволено 89 человек). Всего в 2011 году отменено ранее запланированное высвобождение 7,6 тыс. работников из 324 организаций.

Улучшение ситуации с занятостью способствовало увеличению количества вакансий (в среднем ежедневно в 2011 году в банке вакансий центров занятости населения находилось 25,3 тыс.единиц против 21,7 тыс.единиц в 2010 году), соответственно улучшился коэффициент напряженности (соотношение незанятых граждан и количества вакансий с 1,9 до 1,4), в связи с расширением возможностей занятости увеличилась доля трудоустроенных граждан (в том числе отдельных категорий - безработный, инвалиды), что в целом способствовало улучшению показателей безработицы (уровень безработицы, количество территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, среднемесячная численность получателей пособия по безработице).

В соответствии с проектом Методики проведения оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ, данной программе присвоено 22,17 баллов, что соответствует эффективному уровню реализации программы.

Отчет о реализации ведомственных целевых программ, реализуемых в 2011 году можно на сайте администрации красноярского края, по адресу:http://www.econ.krskstate.ru/vcp/otchet.

Применение долгосрочных целевых программ в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием определено статьей 179 Бюджетного кодекса РФ. Предлагается, что ДЦП - это комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития территории. Долгосрочные целевые программы применяют для решения задач межмуниципального (на уровне субъекта РФ), межведомственного характера, которые не могут быть решены в рамках текущей деятельности субъектов бюджетного планирования, а также для достижения стратегических ориентиров развития территории, определенных в документах социально-экономического планирования.

Долгосрочные целевые программы Красноярского края обеспечивают эффективное решение наиболее значимых проблем в области социального, экономического, экологического и культурного развития территории. Долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств краевого бюджета утверждаются Правительством Красноярского. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Красноярского края в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается постановлением Правительства Красноярского края.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается законом о краевом бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета Красноярского края.

По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки установлен постановлением Правительством Красноярского края.

Отчет о реализации краевых и долгосрочных целевых программ на территории Красноярского края за 2011 год показан в Приложении 7.

Таким образом, долгосрочные программы реализуются в приоритетных направлениях развития края и связаны с инвестированием в них (стратегическое управление), а ведомственные направлены на реализацию полномочий органов исполнительной власти, т.е. тактическое управление.

 


Заключение

 

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в первой части данной работы были рассмотрены теоретические аспекты административной власти, ее роль и место в управлении.

Государственное управление - это целенаправленная организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства.

Существует два подхода к определению понимания государственного управления.

Широкое понимание - это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры. В этом понимании государственное управление - более широкое понятие, чем исполнительная власть.

Узкое понимание - это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д. В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны.

Ст. 10 Конституции РФ установила, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть - это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и в рамках установленной законом компетенции. Признаки исполнительной власти:

. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.

. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной власти.

. Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию.

. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.

. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.

. Применение норм административного принуждения.

. Подготовка и издание правовых актов управления.

. Правоприменительная и охранительная деятельность специальных органов и должностных лиц (государственных и муниципальных служащих).

Функции исполнительной власти: исполнительная, прогнозирование, планирование, организация, правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур, общее руководство и оперативно-распорядительная работа, координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций, контроль, учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности, информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа, атериально-техническое обеспечение, финансирование и т.д.

Принципы исполнительной власти - это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности, к ним отнесены: принцип народовластия, принцип верховенства закона, принцип разделения и взаимодействия властей, принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов, принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц, принцип приоритета и гарантированности прав личности, принцип федеративного устройства, принцип сочетания централизации и децентрализации, принцип плановости выражается в развитии разработки программ отраслей народного хозяйства, прогнозировании хода экономических реформ, установлении государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т.д., принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц.

Таким образом, административная (исполнительная) власть - это:

) подвид государственной власти, деятельность органов исполнительной власти, связанная с осуществлением исполнительных и распорядительных функций;

) только той части органов исполнительной власти, которые связаны с правоохранительными функциями государства т.е. решающим фактором в данном случае является право соответствующих органов на распорядительство в сфере своего ведения, в т.ч. на применение внесудебного принуждения к гражданам и организациям.

Во второй, практической части курсовой работы, нами показывается место и роль региональных органов исполнительной власти в системе государственной власти России, раскрывается структура региональных органов исполнительной власти, анализируются организационно-правовые основы их деятельности, а также выявляются особенности формирования и функционирования органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации: Красноярском крае.

Роль и место исполнительной власти в управлении показана на примере практической реализации органами исполнительной власти Красноярского края: Ведомственных целевых программ и Долгосрочных целевых программ.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...