Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Проблема психологической индивидуальности и ее этиологии.




Министерство внутренних дел Российской Федерации

Московский университет

___________________________________________________________

Кафедра психологии

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по курсу «Психогенетика»

 

Для курсантов (слушателей) факультета подготовки психологов,

Факультета подготовки иностранных специалистов,

Обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология»

 

 

МОСКВА – 2011

Учебная Дисциплина «Психогенетика» содержит в себе основы психологических знаний, необходимых для последующего более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии.

Данной дисциплине отводится одно из центральных мест в формировании у курсантов (студентов) позитивной мотивации к овладению психологическими знаниями и умениями.

Цель изучения дисциплины - знакомство с основными понятиями, проблемами и направлениями фундаментальных исследований в психологии, а также формирование у курсантов (студентов) профессионально-грамотного представления об этиологии человеческой индивидуальности, о роли наследственности и среды в индивидуальном развитии, о месте психогенетики в общей системе психологических знаний и об ее значении для решения прикладных задач.

Исходя из цели, можно сформулировать следующие основные задачи дисциплины:

— ознакомить курсантов (студентов) с основными положениями современной генетики;

— дать конкретные знания о методологии и методах психогенетики, об основных результатах исследований, обеспечить их грамотную интерпретацию;

— показать перспективные направления исследований, социальную значимость и ответственность молекулярно-генетических исследований психологических черт.

Требования к знаниям и умениям по дисциплине.

В результате изучения дисциплины курсант (студент) должен:

знать:

- специфику психологических признаков как объектов генетического исследования, разрешающую способность основных методов психогенетики и их сочетаний;

- этические, социальные, юридические проблемы современных молекулярно-генетических исследований психологических признаков;

- основные положения современной генетики, значимые для понимания психологических данных.

уметь:

- правильно интерпретировать результаты психогенетических исследований;

- применять в процессе обучения основные методы психогенетики;

- проводить исследования креативности в психогенетике;

- правильно оценивать психогенетические исследования движений;

- объективно анализировать индивидуальное развитие человека.

владеть:

- навыками практического применения совокупности методов исследования, закономерностей и особенностей проявления психогенетических явлений в целях решения задач психологического развития;

- навыками пропаганды и популяризации психологических знаний среди сотрудников правоохранительных органов, проведения занятий по психологической подготовке.

 

 

Тематический план

Дисциплины «Психогенетика»

на 2011/2012 учебный год

№ темы Название темы Всего В том числе
Лек- ции Семи- нары
  Раздел I. Предмет и методы психогенетики      
  Проблема психологической индивидуальности и ее этиологии      
  Основные понятия современной генетики     -
  Основные методы психогенетики      
  Раздел П. Основные направления исследований в психогенетике      
  Психогенетические исследования когнитивных функций     -
  Психогенетические исследования темперамента      
  Психогенетические исследования движений     -
  Генетическая психофизиология      
  Психогенетические исследования индивидуального развития     -
  Генотип и среда в психическом дизонтогенезе      
  Раздел III. Генетика и психология      
  Психогенетика в системе психологических знаний и в психолого-педагогической практике     -
  Всего      
  Зачет      

 

Раздел I.Предмет и методы психогенетики.

Тема 1. Проблема психологической индивидуальности и ее этиологии.

Лекции – 2 часа

Семинары - 2 часа

Содержание темы. Психогенетика как наука, предметная область психогенетики. Представления об индивидуальности, ее диагностике и происхож­дении в истории культуры, философии и психологии. Начало экспериментального исследования индивидуальности во второй половине XIX — начале XX вв. Работы Ф. Гальтона, В. Штерна. Структура индиви­дуальности как проблема общей психологии и психологии развития. Межиндивидуальная вариативность как проблема дифференциальной психологии. Значение психогенетических исследований для решения этих проблем.

Современные проблемы психологии индивидуальности, актуаль­ные для психогенетики. Концепция черт и состояний (Г. Оллпорт). Кон­цепция интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Специальная теория индивидуальности (В.М. Русалов).

Анализ структуры индивидуальности: соотношение и взаимодействие индивидного и личностного уровней; соотношение разных компонентов внутри каждого из этих уровней; их возрастная динамика.

Онтогенетическая стабильность как сохранность рангового места испытуемого в данной группе и как доказательство принадлежности исследуемого признака к категории черт.

Этиология индивидуальности: история исследований, противо­речивость существующих точек зрения. Три основные исследовательские парадигмы: биологическое – социальное, врожденное – приобретенное, наследственное – средовое; их анализ. Мировоззренческое и социальное значение про­блемы наследуемости психологических признаков. Анализ понятий “генетика поведения” и “психогенетика”. Генотип и среда в антропогенезе, в межиндивидуальной вариативности, в индивидуальном развитии.

Значение валидности теста для психологически содержательной интерпретации психогенетических результатов, а статистической надежности – для получения неискаженных количественных оценок генетической и средовой компонент фенотипической дисперсии признака.

Вопросы семинара:

1. Исследования индивидуальных различий в психике людей.

2. Мировоззрение и проблемы наследственности.

3. Развитие психогенетики в мировой и отечественной науке.

Доклад «Проблема биологического и социального в мировой гуманитарной науке»

Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Данная тема является вводной. При ее изучении необходимо уяснить основные проблемы курса, особенности предметной области и методов исследования в психогенетике. Именно модели психогенетического исследования позволяют надежно развести раз­ные типы средовых влияний и оценить их удельный вес в формирова­нии вариативности различных психологических признаков, их дина­мику в разных возрастах и т.д.

При рассмотрении второго вопроса следует уяснить, что индивидуальность существует внутри некоторой общности, причем последняя имеет, условно говоря, разные уровни, разные «объемы»: все мы — дети цивилизации конца XX в.; кроме того, каждый человек — представитель той или иной культуры, этноса, профессиональной, возрастной группы, семьи. Одновременно он — носитель своего собственного, уникального сочетания всех этих факторов и личного, т.е. тоже уникального, опыта. Человек является обладателем и уникального, неповторимого набора генов, сосуществующего в нем с инвариантной, общей для всех представителей вида Homo sapiens, частью генома. «Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых людей, а в чем-то не похож ни на кого другого». Выделение наследственных и средовых детерминант — един­ственный надежный путь для экспериментального исследования эти­ологии индивидуальности.

Есть доказательства того, что: а) индивидуальные различия — не «ошибка», а неизбежная реальность, способ существования общих психологических закономерностей; б) многие индивидуаль­ные особенности оказываются достаточно устойчивыми в онтогене­зе, в том числе на длительных временных отрезках; устойчивость в данном случае означает не неизменность отдельного признака, а сохран­ность рангового места испытуемого в данной группе; в) межиндивидуальная вариативность оказывается разной у разных признаков и в разных возрастах; последнее обстоятельство может быть использова­но, вероятно, для выделения возрастных периодов, в которых проис­ходят перестройки исследуемой функции.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо акцентировать внимание на том, что начало психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий больше всего связано с именем английского ученого Ф. Гальтона, о котором К.А. Тимирязев писал как об «одном из оригиналь­нейших ученых исследователей и мыслителей современной Англии».

II фаза — до конца 30-х годов нашего столетия — замечательна успехами в методологии психогенетического исследования. Главное здесь: во-первых, появление надежных способов диагностики зиготности близнецов, благодаря чему стало возможным оформление современного близнецового метода как сопоставления моно- и дизи­готных пар, и, во-вторых, развитие статистических способов оценки сходства между родственниками, в частности появление про­дукт-момент корреляции К. Пирсона.

На третьем этапе — до 60-х годов — проводились генетические исследования интеллекта и разных форм умственных дефектов и пси­хиатрических заболеваний, интенсивно изучалась генетика поведе­ния животных. Вышли четыре больших публикации, в том числе уже упоминавшаяся первая сводка работ — книга Фаллера и Томпсона «Генетика поведения» (1960), во многих странах возникли центры, сконцентрировавшие исследования в этой области, психогенетика «стала хорошо определившейся частью биологической психологии».

В разных странах осуществляются многолетние исследовательские программы, включающие диагностику широкого спектра индивиду­альных особенностей, разные возрасты и разные уровни в структуре индивидуальности.

Существуют два международных научных общества, объединяю­щих исследователей в этой области: Международная ассоциация ге­нетики поведения и Ассоциация близнецовых исследований. Они вы­пускают свои журналы: «Генетика поведения» («Behavior genetics») и «Журнал медицинской генетики и гемеллологии» («Acta genetica medica et gemellologia»), проводят международные конгрессы, симпо­зиумы, заседания рабочих групп.

Судьба проблемы наследуемости психологических черт здорового человека в отечественной науке драматична. Как и любая междисцип­линарная область знаний, она зависела и от успехов «материнских» наук, и от их заблуждений, и — в данном случае — от их трагической судьбы.

Согласно А.Е. Гайсиновичу, первое в России исследование на­следуемости психологических качеств принадлежит академику Пе­тербургской Академии наук К.Ф. Вольфу (1834-1894).

Как самостоятельная экспериментальная научная дисциплина ге­нетика в России стала развиваться после 1917 г., когда появились первые научные учреждения, специализированные журналы, фунда­ментальные труды российских генетиков К 1919 г. в Петроградс­ком университете была создана первая в России кафедра эксперимен­тальной зоологии и генетики, руководителем которой стал Ю.А. Филипченко (1882—1930) — один из основоположников отечественной генетики.

Трагические события 30-х годов — ликвидация педологии, прида­вавшей наследственности немалое значение, разгром генетики — пре­рвали в нашей стране так интересно начинавшиеся психогенетического исследования. Сама постановка вопроса о генетическом контроле высших психических функций стала считаться не только неверной, но и «реакционной». На несколько десятилетий отечественная психо­генетика практически перестала существовать. Правда, появлялись отдельные работы, посвященные либо соматическим и физиологическим признакам, либо патологии, либо самим близне­цам.

Тема 2. Основные понятия современной генетики

Лекции - 2 часа

Содержание темы. Наследственный аппарат человека: хромосомы, гены, аллели; митоз и мейоз; цитоплазматическая наследственность. Генетический по­лиморфизм; генетическая уникальность каждого человека и механиз­мы ее формирования. Генотип и фенотип. Рецессивный и доминант­ный типы наследования.

Популяционная изменчивость. Популяции, изоляты, демы. Закон Харди-Вайнберга и факторы, меняющие частоты генов в популяции. Мутации, миграции, отбор, дрейф генов. Ассортативность и инбридинг.

Качественные и количественные признаки. Законы Менделя и неменделевская (биометрическая) генетика.

Фенотипическая изменчивость количественного признака: ее диа­пазон, генетические и средовые составляющие. Основная формула ге­нетики количественных признаков.

Генотип и среда. Исследование среды в психогенетике: общая и индивидуальная (систематическая и случайная) среда. Взаимодействие и ковариация (корреляция) генотипа и среды; три пути формирова­ния генотип-средовых ковариаций и три метода их диагностики. Нор­ма реакции и диапазон реакций.

Популяционный характер данных, получаемых в психогенетике. Получение молекулярных маркеров как способ перехода к индивиду­альным оценкам: этические и юридические аспекты.

Краткая история направлений в генетике, значимых для психогенетики: генетика поведения животных; евгеника; проблема наследования приобретенных признаков. История отечественной психогенетики.

Методические указания. Изучение наследования различных признаков и свойств человека весьма затруднительно. Во-первых, на людях не­возможно проводить прямые генетические и психогенети­ческие эксперименты; во-вторых, люди относятся к числу мед­ленно размножающихся организмов, среди которых много­плодие встречается относительно редко. Однако, несмотря на эти непреодолимые ограничения, науке известно уже очень многое о наследственности человека, а наиболее существенно то, что все общие закономерности наследования, подробно изученные на животных, растениях и других организмах, от­носятся и к человеку — они справедливы для всего живого.

Наследованием называется передача генетической информации от одного поколения организмов к друго­му. На основе этой информации происходит развитие признаков организма, поэтому говорят и о наследова­нии признаков, хотя наследуются, строго говоря, не признаки, а гены. В основе наследования лежат процес­сы удвоения, объединения и распределения генетичес­кого материала.

Обычно наследование подразделяют на аутосомное (наследуемые гены располагаются на аутосомных хромосомах) и сцепленное с полом (наследуемые гены располагаются на половых хромосомах). Кроме того, различают доминантное (полное и промежуточное) и рецессивное наследование; наследование, зависимое от пола, и наследование, контролируемое (ограниченное) полом; наследование моногенное (наблюдаемые различия между особями обусловлены аллелями одно­го гена) и наследование полигенное (наблюдаемые различия между особями обусловлены аллелями нескольких генов).

Общие закономерности наследования систематизированы в рам­ках так называемой хромосомной теории наследственности — учении о локализации наследственных факторов в хромосомах клеток. Главным положением этой теории является утверждение о том, что преемствен­ность свойств организмов в ряду поколений определяется преемствен­ностью их хромосом. Центральными являются понятия «генотип», «хро­мосома», «ген» и «аллель».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...