Тема 1. Проблема психологической индивидуальности и ее этиологии.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Министерство внутренних дел Российской Федерации Московский университет ___________________________________________________________ Кафедра психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по курсу «Психогенетика»
Для курсантов (слушателей) факультета подготовки психологов, Факультета подготовки иностранных специалистов, Обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология»
МОСКВА – 2011 Учебная Дисциплина «Психогенетика» содержит в себе основы психологических знаний, необходимых для последующего более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии. Данной дисциплине отводится одно из центральных мест в формировании у курсантов (студентов) позитивной мотивации к овладению психологическими знаниями и умениями. Цель изучения дисциплины - знакомство с основными понятиями, проблемами и направлениями фундаментальных исследований в психологии, а также формирование у курсантов (студентов) профессионально-грамотного представления об этиологии человеческой индивидуальности, о роли наследственности и среды в индивидуальном развитии, о месте психогенетики в общей системе психологических знаний и об ее значении для решения прикладных задач. Исходя из цели, можно сформулировать следующие основные задачи дисциплины: — ознакомить курсантов (студентов) с основными положениями современной генетики; — дать конкретные знания о методологии и методах психогенетики, об основных результатах исследований, обеспечить их грамотную интерпретацию; — показать перспективные направления исследований, социальную значимость и ответственность молекулярно-генетических исследований психологических черт.
Требования к знаниям и умениям по дисциплине. В результате изучения дисциплины курсант (студент) должен: знать: - специфику психологических признаков как объектов генетического исследования, разрешающую способность основных методов психогенетики и их сочетаний; - этические, социальные, юридические проблемы современных молекулярно-генетических исследований психологических признаков; - основные положения современной генетики, значимые для понимания психологических данных. уметь: - правильно интерпретировать результаты психогенетических исследований; - применять в процессе обучения основные методы психогенетики; - проводить исследования креативности в психогенетике; - правильно оценивать психогенетические исследования движений; - объективно анализировать индивидуальное развитие человека. владеть: - навыками практического применения совокупности методов исследования, закономерностей и особенностей проявления психогенетических явлений в целях решения задач психологического развития; - навыками пропаганды и популяризации психологических знаний среди сотрудников правоохранительных органов, проведения занятий по психологической подготовке.
Тематический план Дисциплины «Психогенетика» на 2011/2012 учебный год
Раздел I.Предмет и методы психогенетики. Тема 1. Проблема психологической индивидуальности и ее этиологии. Лекции – 2 часа Семинары - 2 часа Содержание темы. Психогенетика как наука, предметная область психогенетики. Представления об индивидуальности, ее диагностике и происхождении в истории культуры, философии и психологии. Начало экспериментального исследования индивидуальности во второй половине XIX — начале XX вв. Работы Ф. Гальтона, В. Штерна. Структура индивидуальности как проблема общей психологии и психологии развития. Межиндивидуальная вариативность как проблема дифференциальной психологии. Значение психогенетических исследований для решения этих проблем. Современные проблемы психологии индивидуальности, актуальные для психогенетики. Концепция черт и состояний (Г. Оллпорт). Концепция интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Специальная теория индивидуальности (В.М. Русалов). Анализ структуры индивидуальности: соотношение и взаимодействие индивидного и личностного уровней; соотношение разных компонентов внутри каждого из этих уровней; их возрастная динамика. Онтогенетическая стабильность как сохранность рангового места испытуемого в данной группе и как доказательство принадлежности исследуемого признака к категории черт. Этиология индивидуальности: история исследований, противоречивость существующих точек зрения. Три основные исследовательские парадигмы: биологическое – социальное, врожденное – приобретенное, наследственное – средовое; их анализ. Мировоззренческое и социальное значение проблемы наследуемости психологических признаков. Анализ понятий “генетика поведения” и “психогенетика”. Генотип и среда в антропогенезе, в межиндивидуальной вариативности, в индивидуальном развитии.
Значение валидности теста для психологически содержательной интерпретации психогенетических результатов, а статистической надежности – для получения неискаженных количественных оценок генетической и средовой компонент фенотипической дисперсии признака. Вопросы семинара: 1. Исследования индивидуальных различий в психике людей. 2. Мировоззрение и проблемы наследственности. 3. Развитие психогенетики в мировой и отечественной науке. Доклад «Проблема биологического и социального в мировой гуманитарной науке» Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. Данная тема является вводной. При ее изучении необходимо уяснить основные проблемы курса, особенности предметной области и методов исследования в психогенетике. Именно модели психогенетического исследования позволяют надежно развести разные типы средовых влияний и оценить их удельный вес в формировании вариативности различных психологических признаков, их динамику в разных возрастах и т.д. При рассмотрении второго вопроса следует уяснить, что индивидуальность существует внутри некоторой общности, причем последняя имеет, условно говоря, разные уровни, разные «объемы»: все мы — дети цивилизации конца XX в.; кроме того, каждый человек — представитель той или иной культуры, этноса, профессиональной, возрастной группы, семьи. Одновременно он — носитель своего собственного, уникального сочетания всех этих факторов и личного, т.е. тоже уникального, опыта. Человек является обладателем и уникального, неповторимого набора генов, сосуществующего в нем с инвариантной, общей для всех представителей вида Homo sapiens, частью генома. «Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых людей, а в чем-то не похож ни на кого другого». Выделение наследственных и средовых детерминант — единственный надежный путь для экспериментального исследования этиологии индивидуальности.
Есть доказательства того, что: а) индивидуальные различия — не «ошибка», а неизбежная реальность, способ существования общих психологических закономерностей; б) многие индивидуальные особенности оказываются достаточно устойчивыми в онтогенезе, в том числе на длительных временных отрезках; устойчивость в данном случае означает не неизменность отдельного признака, а сохранность рангового места испытуемого в данной группе; в) межиндивидуальная вариативность оказывается разной у разных признаков и в разных возрастах; последнее обстоятельство может быть использовано, вероятно, для выделения возрастных периодов, в которых происходят перестройки исследуемой функции. При рассмотрении третьего вопроса необходимо акцентировать внимание на том, что начало психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий больше всего связано с именем английского ученого Ф. Гальтона, о котором К.А. Тимирязев писал как об «одном из оригинальнейших ученых исследователей и мыслителей современной Англии». II фаза — до конца 30-х годов нашего столетия — замечательна успехами в методологии психогенетического исследования. Главное здесь: во-первых, появление надежных способов диагностики зиготности близнецов, благодаря чему стало возможным оформление современного близнецового метода как сопоставления моно- и дизиготных пар, и, во-вторых, развитие статистических способов оценки сходства между родственниками, в частности появление продукт-момент корреляции К. Пирсона. На третьем этапе — до 60-х годов — проводились генетические исследования интеллекта и разных форм умственных дефектов и психиатрических заболеваний, интенсивно изучалась генетика поведения животных. Вышли четыре больших публикации, в том числе уже упоминавшаяся первая сводка работ — книга Фаллера и Томпсона «Генетика поведения» (1960), во многих странах возникли центры, сконцентрировавшие исследования в этой области, психогенетика «стала хорошо определившейся частью биологической психологии». В разных странах осуществляются многолетние исследовательские программы, включающие диагностику широкого спектра индивидуальных особенностей, разные возрасты и разные уровни в структуре индивидуальности. Существуют два международных научных общества, объединяющих исследователей в этой области: Международная ассоциация генетики поведения и Ассоциация близнецовых исследований. Они выпускают свои журналы: «Генетика поведения» («Behavior genetics») и «Журнал медицинской генетики и гемеллологии» («Acta genetica medica et gemellologia»), проводят международные конгрессы, симпозиумы, заседания рабочих групп.
Судьба проблемы наследуемости психологических черт здорового человека в отечественной науке драматична. Как и любая междисциплинарная область знаний, она зависела и от успехов «материнских» наук, и от их заблуждений, и — в данном случае — от их трагической судьбы. Согласно А.Е. Гайсиновичу, первое в России исследование наследуемости психологических качеств принадлежит академику Петербургской Академии наук К.Ф. Вольфу (1834-1894). Как самостоятельная экспериментальная научная дисциплина генетика в России стала развиваться после 1917 г., когда появились первые научные учреждения, специализированные журналы, фундаментальные труды российских генетиков К 1919 г. в Петроградском университете была создана первая в России кафедра экспериментальной зоологии и генетики, руководителем которой стал Ю.А. Филипченко (1882—1930) — один из основоположников отечественной генетики. Трагические события 30-х годов — ликвидация педологии, придававшей наследственности немалое значение, разгром генетики — прервали в нашей стране так интересно начинавшиеся психогенетического исследования. Сама постановка вопроса о генетическом контроле высших психических функций стала считаться не только неверной, но и «реакционной». На несколько десятилетий отечественная психогенетика практически перестала существовать. Правда, появлялись отдельные работы, посвященные либо соматическим и физиологическим признакам, либо патологии, либо самим близнецам. Тема 2. Основные понятия современной генетики Лекции - 2 часа Содержание темы. Наследственный аппарат человека: хромосомы, гены, аллели; митоз и мейоз; цитоплазматическая наследственность. Генетический полиморфизм; генетическая уникальность каждого человека и механизмы ее формирования. Генотип и фенотип. Рецессивный и доминантный типы наследования. Популяционная изменчивость. Популяции, изоляты, демы. Закон Харди-Вайнберга и факторы, меняющие частоты генов в популяции. Мутации, миграции, отбор, дрейф генов. Ассортативность и инбридинг. Качественные и количественные признаки. Законы Менделя и неменделевская (биометрическая) генетика. Фенотипическая изменчивость количественного признака: ее диапазон, генетические и средовые составляющие. Основная формула генетики количественных признаков. Генотип и среда. Исследование среды в психогенетике: общая и индивидуальная (систематическая и случайная) среда. Взаимодействие и ковариация (корреляция) генотипа и среды; три пути формирования генотип-средовых ковариаций и три метода их диагностики. Норма реакции и диапазон реакций. Популяционный характер данных, получаемых в психогенетике. Получение молекулярных маркеров как способ перехода к индивидуальным оценкам: этические и юридические аспекты. Краткая история направлений в генетике, значимых для психогенетики: генетика поведения животных; евгеника; проблема наследования приобретенных признаков. История отечественной психогенетики. Методические указания. Изучение наследования различных признаков и свойств человека весьма затруднительно. Во-первых, на людях невозможно проводить прямые генетические и психогенетические эксперименты; во-вторых, люди относятся к числу медленно размножающихся организмов, среди которых многоплодие встречается относительно редко. Однако, несмотря на эти непреодолимые ограничения, науке известно уже очень многое о наследственности человека, а наиболее существенно то, что все общие закономерности наследования, подробно изученные на животных, растениях и других организмах, относятся и к человеку — они справедливы для всего живого. Наследованием называется передача генетической информации от одного поколения организмов к другому. На основе этой информации происходит развитие признаков организма, поэтому говорят и о наследовании признаков, хотя наследуются, строго говоря, не признаки, а гены. В основе наследования лежат процессы удвоения, объединения и распределения генетического материала. Обычно наследование подразделяют на аутосомное (наследуемые гены располагаются на аутосомных хромосомах) и сцепленное с полом (наследуемые гены располагаются на половых хромосомах). Кроме того, различают доминантное (полное и промежуточное) и рецессивное наследование; наследование, зависимое от пола, и наследование, контролируемое (ограниченное) полом; наследование моногенное (наблюдаемые различия между особями обусловлены аллелями одного гена) и наследование полигенное (наблюдаемые различия между особями обусловлены аллелями нескольких генов). Общие закономерности наследования систематизированы в рамках так называемой хромосомной теории наследственности — учении о локализации наследственных факторов в хромосомах клеток. Главным положением этой теории является утверждение о том, что преемственность свойств организмов в ряду поколений определяется преемственностью их хромосом. Центральными являются понятия «генотип», «хромосома», «ген» и «аллель».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|