Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Основные методы психогенетики.




Лекции - 2 часа

Семинары - 2 часа

Cодержание темы. Популяционный метод. Исследование популяций в генетике; изо­ляты, демы. Сопоставление популяций как метод решения психоге­нетических задач. Невозможность уравнивания средовых факторов в двух популяциях — нарушение правил двухфакторного эксперимен­та, снижающее разрешающую способность метода. Межгрупповая и межиндивидуальная изменчивость. Генохронология исторических со­бытий.

Генеалогический метод. Основа метода — совпадение степени род­ства со сходством фенотипических признаков. Коэффициент родства. Правила составления генеалогических древ. Семейные исследования альтернативных (качественных) и континуальных (количественных) признаков. Использование генеалогических данных для анализа сцепления. Два пути передачи признака от поколения к поколению: гене­тический и средовой. Гено-средовая корреляция и ее влияние на ре­зультаты генеалогического исследования. Общесемейная и индивиду­альная среда. Генограмма как способ анализа внутрисемейной среды. Ассортативность и ее значение для психогенетического исследования. Невозможность надежно развести влияния наследственности и среды в рамках генеалогического метода.

Метод приемных детей. Основа метода — сопоставление фенотипических оценок, полученных у ребенка, его биологических и приемных родителей. Две схемы метода: полная и частичная. Исследование при­емных сиблингов, усыновленных одной семьей. Основные ограничения метода: возможная нерепрезентативность выборки биологических родителей, селективность размещения детей по семьям-усыновительницам, пренатальные влияния материнского организма, возможные субъективные легенды приемных детей.

Метод близнецов. История возникновения метода. Происхождение и генетические различия двух типов близнецов: монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ). Основная схема метода и его разновидности: разлу­ченных близнецов, семей МЗ близнецов, контрольного близнеца, близ­нецовой пары. Ограничения метода: пре- и постнатальные влияния на оценки сре­довой и генетической компоненты дисперсии, получаемые методом близнецов. Феномен «близнецовости».

Сочетание нескольких психогенетических методов и мета-анализ результатов, полученных разными методами, как наиболее информа­тивный путь решения психогенетических проблем.

Статистические методы психогенетики. Различия в статистичес­ких методах применительно к альтернативным и континуальным при­знакам. Наследуемость в широком и узком смысле. Структура фенотипической дисперсии признака: аддитивная, доминантная и эпистатическая генетические компоненты; компоненты общей и индиви­дуальной среды. Коэффициент наследуемости, его варианты и ин­терпретация. Оценка общей и индивидуальной среды. Анализ путей. Регрессионные модели. Метод подбора моделей. Структурное моде­лирование.

Адекватная интерпретация генетико-математических оценок; не­правомерность переноса этих оценок на данные, полученные у конк­ретного индивида.

Вопросы семинара:

1. Методы психогенетических исследований.

2. Статистические методы психогенетики.

Методические указания. При рассмотрения первого вопроса следует обратить свое внимание на то, что применение отдельного метода исследования в психогенетике без объединения с другими методами, имеет очень низкую разрешающую способность и не позволяет надежно «развести» генетический и средовый компоненты дисперсии того или иного при­знака. Будучи объединены с другими методами, например семейный с близнецовым, семейные данные позволяют решать вопросы, которые без близнецовых решать невозможно (например, уточнять тип наследственной передачи — аддитивный или доминантный), или контролировать сре­довые переменные (к примеру, общесемейную и индивидуальную среду, эффект близнецовости).

Метод приемных детей. Первая работа, выполненная с помощью этого метода, вышла в свет в 1924 г. Результаты, с точки зрения автора, говорят о том, что интеллект приемных детей больше зависит от социального статуса биологических родителей, чем приемных. Однако, как отмечают Р. Пломин и соавторы, эта работа имела ряд дефектов: только 35% из обследованных 910 детей были усыновлены в возрасте до 5 лет; изме­рение умственных способностей проводилось по достаточно грубой (всего трехбалльной) шкале. Наличие таких изъянов затрудняет со­держательный анализ исследования. Имеющиеся сегодня представления об ограниче­ниях и условиях использования метода приемных детей описаны, ар­гументированы и в большинстве своем поддаются либо контролю, либо учету при интерпретации получаемых результатов. Поэтому он и является одним из основных методов современной психогенетики.

Метод близнецов. Первая попытка использовать близнецов для решения проблемы «природа и воспитание» принадлежит, как уже говорилось, Ф. Гальтону, который интуитивно предугадал то, что стало научной истиной серьезным методом исследования лишь спустя несколько десятилетии. Ограничения метода ставят еще один вопрос: на сколько выборка близнецов репрезентативна популяции одиночно рожденных людей того же возраста? Это необходимо знать, ибо, если близнецы образуют по исследуемому признаку отдельную группу, полученные у них данные не могут быть перенесены на остальную популяцию. Однако этот весьма серьезный вопрос решаем: дескрип­тивные статистики (средние величины, дисперсии и т.д.) близнецо­вой выборки необходимо сопоставить с таковыми же, полученными на выборке одиночнорожденных. Отсутствие статистически значимых различий между ними будет говорить о том, что близнецы являются полноправными представителями своей возрастной, половой и т.д. группы и, следовательно, перенос полученных выводов на популя­цию одиночнорожденных правомочен.

Разновидности метода близнецов. С помощью определенных разновидностей близнецового метода можно решать и собственно психогенетические задачи, и иные, не относящиеся непосредственно к проблеме наследственности и среды (т.е. не выделяющие тот и другой компонент дисперсии). Так в исследовательских целях близнецовые пары можно еще использовать как информативную модель, и изучать их как особую популяцию, тем самым совершенствуя сам метод (например, тестировать гипотезу о равенстве средовых влияний в парах МЗ и ДЗ близнецов). Кроме того, методы психогенетики позволяют более надежно ре­шать ряд негенетических задач, связанных с выделением актуальных для различных психологических черт средовых переменных, с более точной оценкой эффектов внешних воздействий и многих других факторов.

Второй вопрос раскрывает Статистические методы психогенетики.Образно говоря, статистика является «правой рукой» психогенетики. Как уже отмечалось, психогенетика изучает вопросы наследова­ния поведенческих признаков и психологических функций в популя­циях, и по определению эта наука озабочена не отдельными индиви­дуальностями, а их разнообразием, т.е. популяционной изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака. Иными слова­ми, психогенетику интересуют вопросы, касающиеся характеристик распределений (среднего, дисперсии и других моментов распределе­ния) индивидуальных значений по изучаемому признаку в популя­ции. Также рассматриваются вопросы о том, влиянием каких факторов — генетических или средовых — можно объяснить наблюдаемую изменчивость.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...