Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место и роль интернет-журналистики в системе российских СМИ




Введение

 

Интернет во многих своих проявлениях сам по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит бурное становление СМИ нового типа. Электронные СМИ теснят на рынке СМИ традиционные, нередко опережая последние как в плане оперативности, так и по качеству разработки информации. Гипертекстовые и мультимедийные возможности электронных СМИ привлекают к ним читателей, число которых стремительно растет. В связи с этим в Сети формируется новый класс журналистов; развивается сетевая (онлайновая) журналистика со своими особыми приемами и методами; возникают свои профсоюзы, появляются «звезды». Репортеры и обозреватели из традиционных СМИ постепенно перетекают в онлайн.

Актуальность проблемы заключается в необходимости теоретического осмысления и изучения явления интернет - журналистики в системе средств массовой информации на современном этапе. Несмотря на устойчивые позиции в списке предпочтений аудитории, интернет-СМИ как отдельный тип средств массовой информации недостаточно исследован с научной точки зрения.

Целью работы является изучение Интернет - журналистики на современном этапе. Основные задачи курсовой работы: проследить историю возникновения и развития российской интернет - журналистики. Определить роль интернет - газеты в российской журналистике на примере онлайновой версии газеты «Ведомости». Для достижения поставленной в курсовой работе цели была изучена специальная литература, проведен контент-анализ и мониторинг интернет-СМИ. В последние годы появилось большое количество литературы, посвященной интернет - журналистике. Над этой темой в наши дни работают А.А. Калмыков, Л.А. Коханова, А.И. Акопов, Р. Рэддик, Э. Кинг, А. Егоров и другие. В эмпирическую основу исследования легли материалы газеты «Ведомости» за 2010 год.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Глава первая посвящена истории возникновения и развития интернет-журналистики, понятию интернет-журналистика. Во второй главе курсовой работы изучается само явление интернет-газеты. И в третьей главе рассматривается интернет - версия газеты «Ведомости», ее история возникновения, развитие, характеристика рубрик и сервисов, характеристика аудитории и состав редакционного коллектива.

 

 


Место и роль интернет-журналистики в системе российских СМИ

 

Название «Интернет» происходит от англ. Interconnecting Networks - взаимосвязанные сети). Основной вклад в становление и развитие Интернета был сделан научными и военными организациями США в годы «холодной войны». В 1969 г. по заказу Министерства обороны США был осуществлен один из первых проектов стратегической телекоммуникационной системы, способной устойчиво работать в условиях ядерного конфликта. Сеть ARPAnet, созданная для передачи данных, позволяла стране, которая могла испытать ядерный удар, успешно функционировать и при отключении значительной части этой самой сети.

В 1972 г. в Вашингтоне состоялась первая публичная демонстрация работы сети ARPAnet. Способ передачи сообщений через сеть определялся семейством протоколов, названных TCP/IP (Transport Control Protocol / Internet Protocol). Поскольку каждый сетевой компьютер мог независимо передавать и принимать сообщения, отпала необходимость в централизованном управлении узлами сети. Отсутствие жесткой системы приоритетов обеспечивало ее неограниченное расширение. А далее случилось то, что определило будущую судьбу Интернета: руководство ARPAnet приняло решение об открытой и бесплатной публикации протоколов TCP/IP.1 Уже к началу 90-х годов Интернет фактически оказался завоеван штатскими, его идея и технология пришлись по вкусу вначале научным учреждениям, затем коммерсантам и бизнесменам, а в конце концов и обычным людям любой развитой страны.

Считается, что начало сетевым изданиям, не имеющим печатных версий, положила американская интерактивная газета «The Electronic Trib», основанная в 1990 году Дэвидом Карлсоном.

Советский Союз в 1990 году только присоединился к пространству Интернета. 19 сентября этого года был официально зарегистрирован домен «.SU» - Soviet Union. Однако уже в 1991 году россияне смогли оценить преимущества сети в качестве средства передачи и получения информации. 19 августа 1991 года, во время путча, государство, отключая радиостанции и переводя телевидение в одноканальный режим, просто не заметило, что появилось новое средство передачи информации - Интернет. Мир узнавал о событиях в стране по электронной почте от независимых информационных агентств и из свидетельств очевидцев. Так западный мир обнаружил, что в СССР есть Интернет.

Первые веб-сайты в России появились в 1993 году. Этот год можно считать началом любительского периода развития сети как средства массовой коммуникации, включающего в себя период 1993-1995 годы. Этот период характеризуется появлением предпосылок создания первых изданий в сети - появляются электронные библиотеки, специализированные проекты литературной направленности, первые веб-обозрения.

Согласно книге «Российский Интернет: накануне больших перемен», в октябре 1992 года было впервые организовано оперативное распространение по сети электронных версий газеты «Известия» и некоторых других отечественных периодических изданий. Информация в это время распространялась в основном по электронной почте и с помощью сервиса пересылки данных FTP. В августе 1994 года открылся сайт «Московский Либертариум», проект Института коммерческой инженерии.

В ноябре того же года появляется первая полнотекстовая электронная библиотека Мошкова. В эти годы в сеть выкладываются различные справочники, юридическая литература. В Интернете начали появляться индивидуальные проекты, создаваемые авторами-одиночками без участия и поддержки корпоративных учредителей. Так, были созданы «Вечерний Интернет», «Паровозов-News», «dz-online» и другие.

Интернет в это время был доступен лишь довольно ограниченному кругу людей. В июне 1995 года появился первый русский коммерческий провайдер - «Россия-Он-Лайн» (РОЛ), после чего и началась эра предоставления массового доступа в Интернет.

С 1995 года начинается широкомасштабное проникновение первых российских изданий в сеть. В марте 1995 года выходит первая электронная версия печатного издания - «Учительской газеты» (http://www.ug.ru). В этом же году открывается сайт информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» (http://www.rbc.ru) и «Национальной службы новостей» (http://www.nns.ru). В октябре 1996 года вышел первый номер Журнала.ру (http://zhurnal.ru), в 1997 появился «Русский журнал» (http://www.russ.ru). Примечательно, что оба сетевых журнала были настолько популярны, что было решено сделать несколько выпусков на бумажных носителях. Бумажная версия «Русского журнала» носила название «Пушкин». За год новому журналу удалось найти своего читателя и свой стиль подачи материалов. Просуществовав год, в связи с кризисом 1998 года, журнал вынужден был прекратить свой выпуск в печатном исполнении и снова вернуться в сеть. К моменту закрытия его тираж составлял 15 тысяч экземпляров.

Что касается прихода в сеть радио и телевидения, то хронология соответствует времени появления данных, то есть сначала в сети появились печатные СМИ, затем радио и телевидение.

Во многом будущее Рунета определил августовский кризис 1998 года. События этого года можно назвать переломным моментом в истории появления и развития сетевых СМИ. «Просто все, что существовало до этой даты, вело маргинальное существование, - рассказывает известный сетевой деятель А. Носик, - а в этот самый интересный день вдруг стало товаром повышенного спроса и центральным интересом всей подключенной к Интернету общественности. Что значит - не было СМИ в Интернете? Они не оказывали никакого влияния на читателя, не жили, не были фигурой общественного сознания. Они были случайными архивами газетных подшивок».

Однако во время кризиса ситуация кардинально поменялась. 18 августа 1998 года в поисках объективной информации люди обратились к традиционным СМИ, но застали их в полной растерянности. Образовалась ситуация информационного вакуума. И тогда вспомнили, что есть средство, которое может предоставить оперативную информацию, - Интернет. «Так примерно за один день в русском Интернете возникает само понятие о средствах массовой информации», - отмечает А. Носик. Взлет российских сетевых изданий стал одним из положительных последствий августовского кризиса 1998 года - в то время как многие печатные издания закрывались одно за другим, в Рунете начался бум. После кризиса резко возрос интерес аудитории к средствам массовой информации в сети, сформировалось само понятие СМИ в сети.

Российская часть Интернета начала особенно активизироваться на рубеже 1999-2000 годов в связи с выборами в Государственную думу и перевыборами Президента. В течение этого периода в сети появился ряд новых игроков, имеющих те или иные интересы в СМИ и политике, существенно увеличился рост вложений в развитие Интернет-СМИ. Именно в этот период было разработано и открыто большинство сетевых проектов, ныне являющихся лидерами медийной сферы русского Интернета.

Первым профессиональным общественно-политическим проектом с четкой структурой, концепцией, постоянным штатом журналистов считается Gazeta.ru, возникшая в 1999 году при слиянии интересов Фонда эффективной политики (ФЭП) и нефтяной компании «Юкос». Таким образом, 1999 год можно считать началом периода появления профессиональных сетевых СМИ. Через год ФЭП создает ресурсы Lenta.ru и Vesti.ru. Ежедневная Интернет-газета «Лента. Ру», одно из самых популярных на сегодняшний день изданий, выходит с 23 февраля 2001 года. Таким образом, период 1999-2000 годов характеризуется созданием первых профессиональных проектов собственно сетевых изданий, появлением крупных игроков на сетевом медиа-рынке, активизацией политического фактора в развитии сетевых СМИ и притоком инвестиций в Рунет. В связи с тем, что любой материал в сети может быть размещен достаточно легко, резко обозначилась проблема низкого качества публикаций в Интернете.

СМИ, существующие в конкурентной среде, должны, прежде всего, соответствовать следующим требованиям в представлении информации: оперативность, точность в передаче деталей, грамотность. Одним из важных факторов конкурентоспособности любого СМИ является уровень профессионализма издания, то есть наличие в штате профессиональных журналистов. Репутация компании как источника качественной информации, новейших знаний и экспертной информации - важнейшие факторы, которые могут обеспечить высокую популярность у читательской аудитории, а значит и высокую рентабельность. Необходимо отметить, что планка качества сетевого СМИ была установлена Фондом эффективной политики, автором таких сетевых проектов, как ежедневная интернет-газета Gazeta.Ru, «Русский Журнал», национальная информационная служба «Страна.Ru», лента новостей Lenta.ru, ежедневная интернет-газета «Вести». Новые технологии распространения информации требуют пересмотреть жанровое и формальное оформление текстов. История развития СМИ показывает, что с эволюцией носителей информации видоизменяются и методы ее распространения. Становление жанров и системы печатных СМИ приходится к концу XIX века. С появлением телеграфа в XIX веке наступает время адаптации жанров к новым средствам распространения информации. Общеизвестно, что в журналистике идет постоянное обновление «жанровой палитры», причем наиболее активно оно происходит в такие переломные моменты развития общества, какой наблюдается в настоящее время. Меняются характер, форма представления материала, происходит некая мутация привычных, устоявшихся текстовых форм. Подобные изменения вызваны необходимостью «адаптации» жанров к новым коммуникативным реалиям.

В целом в сетевых СМИ в той или иной мере представлены все три вида жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Большинство сетевых СМИ в своих выпусках используют информационные и аналитические жанры. Так, новости сначала оперативно подаются аудитории, а потом, некоторое время спустя, даются комментарии, оценка этих событий. Есть «чисто» новостные СМИ, ярким представителем которых является Lenta.ru.

К СМИ аналитической направленности можно отнести «Русский журнал». Как показала практика, наиболее эффективны издания, в которых совмещаются оба вида информации. Наименьшее распространение в сетевых СМИ приобретают художественно публицистические жанры. С появлением сети как нового средства информации к названиям жанров прибавляется приставка веб, что указывает на среду опубликования материала.

Учитывая коммуникативные особенности среды, стиль изложения материала в сетевой журналистике изменяется. Основные особенности «сетевого текста» определяются спецификой сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

Поведение читателя сетевых СМИ существенно отличается от потребителей традиционной прессы. Исследования показывают, что большинство посетителей веб-страниц отдают предпочтение беглому ознакомлению с текстом. Чтение текста с экрана монитора происходит приблизительно на 25% медленнее, чем чтение текста в печатных СМИ. Поэтому люди избегают чтения большого объема текста с экрана монитора. Люди останавливают внимание лишь на словах, фразах, абзацах, которые представляют для них интерес. Интерес читателя к материалу зависит как от содержания материала, так и от формы подачи. Специалисты выделяют следующие особенности представления материала в сети.

При адаптации материала для сетевого издания необходимо снижать объем текста на 50%, по сравнению с материалом в печатном издании. Именно поэтому стиль написания текстов для интернет-изданий некоторые специалисты характеризуют как усеченный. Основная информационная нагрузка ложится на заголовки, первый и последний абзацы, а также на первые предложения каждого абзаца. Следует соблюдать принцип: один абзац - одна законченная мысль.

Причем структура предложений должна быть предельно простой. Запутанная структура и сложные слова тем более трудны при чтении материала с экрана монитора.

Составлению заголовков в Интернет-издании следует обратить особое внимание. При просмотре списка материалов на первой странице пользователи в первую очередь замечают выделенные заголовки, при этом, не обращая внимания на описание. Поэтому тексты заголовков должны раскрывать тему.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...