Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система самостоятельных работ по определенным темам начального курса школы




Осознавая острую необходимость организации в начальной школе системы самостоятельных работ по каждой теме данного предмета, нами была разработана система самостоятельных работ по русскому языку в 1 классе по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных». Данные самостоятельные работы были направлены на решение различных задач:

1. Самостоятельные работы, подготавливающие к восприятию нового материала. В ходе данной самостоятельной работы повторяются и обобщаются те грамматические понятия, орфографические правила, с которыми будут сопоставлены новые знания, отрабатываются приемы анализа языкового материала, применяемые учащимися для распознавания орфограммы; закрепляются те знания и навыки, на основе которых строится объяснение нового материала.

Данная самостоятельная работа была организована как коллективная работа по материалу таблицы (см. приложение 4).

Как известно, навык быстрого и безошибочного написания звонких и глухих согласных на конце слова и в середине его перед глухим согласным во многом зависит от умения учащихся находить звонкий и глухой согласный в слове, разбираться в их звучании, вот почему самостоятельная работа и была направлена на уяснение учащимися то, что звонкие согласные на конце слова и в середине перед глухим согласным произносятся глухо, и что в данном случае появляется различие в произношении и написании.

Таким образом, данная самостоятельная работа, в-первых подготовила учащихся к восприятию нового материала; во-вторых, она позволила продвинуть развитие лингвистического мышления детей; в-третьих, на конкретном языковом материале учитель развивает умственные способности учащихся.

2. Самостоятельная работа в процессе изучения нового материала: самостоятельные наблюдения над признаками новой орфограммы.

 Предварительное практическое знакомство с признаками орфограммы и условиями применения орфографического правила необходимы в известной мере для преодоления разрыва между теорией и речевой практикой учащихся. Поэтому в самостоятельных работах мы направили основное внимание на то, чтобы выработать у детей орфографическую зоркость, т.е. умение быстро распознать объект приложения своих теоретических знаний. При выполнении данных самостоятельных работ ученики были вынуждены установить, какие языковые факты охватываются правилом, при каких условиях правило действует, какие действия надо совершать, чтобы получить конечный результат – верное написание.

Данная работа была организована как коллективная по заданию на доске:

1. Прочитай пары слов в первой и во второй строке, определи место парного согласного в слове:

гриб - грибы зарядка – зарядочка
луг – луга площадка – площади
плод - плоды прыжки - прыжок
плот - плоты чашка - чашечка
шаг - шаги ложка - ложечка

2. Определи как звучит парный согласный в первом слове пары и во втором. В каких из двух слов данное произношение совпадают с написанием. Объясни, как сделать так, чтобы произношение совпадало с написанием.

3. Определи, как следует изменить слово из первой группы, чтобы оно звучало так как пишется?

После выполнения указанной работы была проведена обязательная обобщающая беседа по результатам самостоятельно сделанных наблюдений.

Результатом этого стало самостоятельное выведение орфографического правила, а также инструкции по применению этого правила на практике:

1. Определи место согласного в слове: а) на конце слова; б) в середине слова перед глухим согласным.

2. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный: а) измени слово, чтобы оно обозначало много предметов; б) подбери однокоренное слово: рыбка – рыба; скользкий – скользить. Данная инструкция применялась при выполнении работ следующего типа.

3. Самостоятельные работы на этапе закрепления полученных знаний.

Данную работу оказалось провести наиболее целесообразно как индивидуальную или групповую работу по карточкам.

Организованные таким образом самостоятельные работы помогли вооружить учащихся достаточно прочными знаниями и умениями, активизировали деятельность детей и позволили уже на следующем этапе предложить учащимся задачи творческого характера. Совершенствование содержания, методики обучения в начальной школе предполагает поиск путей и средств, позволяющих формировать у школьников способность самостоятельно овладевать знаниями, воспитывать у них потребность в постоянном самообразовании.

Ни у кого не вызывает сомнения, что одним из средств воспитания самостоятельности на уроках является самостоятельная работа учащихся. Однако возможности такого известного метода обучения, к сожалению, реализуются педагогами не в полной мере.

Учителя, как правило, используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля учебного материла, выводя их в основном на репродуктивный уровень.

Самостоятельную работу можно использовать, преследуя различные дидактические задачи. Так она может быть этапом усвоения новых знаний. Это позволяет активизировать мышление ребенка в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков.

На уроках математики самостоятельные работы проводились с целью актуализации знаний учащихся (см. приложение 3).

Актуализировать опорные знания и умения учитель должен перед введением нового материала и перед закреплением его. Данная работа может носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер. Работы воспроизводящего характера в курсе математики – это многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями. В ходе выполнения этих работ ученики формулируют условия задач, определяют данные и искомое, а, затем, воспроизводя соответствующие знания, находят способ решения.

Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной инструкцией. Например, с целью подготовки к изучению вычислительного приема вида 30 – 6 целесообразно предложить следующую систему заданий:

1. Замени числа суммой по образцу:

50 = 40 + 10 90 = 80 + 10 70 =  +  20 =  +  40 =  +  30 =  + 

2. Заполни «окошки»:

60 +  = 65 72 + 6 =   + 8 = 78 20 +  = 24  

2. Реши удобным способом:

(50 + 10) – 6 (80 + 10) – 7 (30 + 10) – 4 (20 + 10) – 6  

Данная работа должна быть проведена с целью определения уровня подготовленности учащихся к восприятию нового материала. Виды проверки могут быть различны: фронтальная, выборочная, с использованием обратной связи и т.д.

Работы реконструктивно-вариативного характера требуют от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений, опираясь на ранее приобретенные знания и умения. Здесь учащиеся должны не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными,  а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности.

Представим систему подготовительных заданий на примере той же темы 30 – 6.

1. Распредели самостоятельно примеры в два столбика по какому-нибудь признаку, обоснуй свой ответ:

40 – 8 70 – 8 34 + 5 90 – 6 44 + 3 45 + 50 80 – 9 30 – 6 56 – 20 72 + 10

2. Среди данных примеров найди те, которые помогают решить примеры одного из столбиков, записанных в задании 1:

(20 + 10) – 6 (30 + 10) – 8 (50 + 10) – 1 (40 + 10) – 2 (70 + 10) – 9 (60 + 10) – 8 (80 + 10) – 3 (80 + 10) – 6  

3. Состав каких чисел надо знать для решения данных примеров? Запиши их самостоятельно.

Самостоятельные работы с целью изучения новых знаний.

Введение нового материала может проводиться на различных уровнях познавательной активности учащихся. Это зависит от сложности материала и уровня подготовленности класса. Работы воспроизводящего характера выполняются учащимися всецело на основе образца или подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.

Покажем это на примере изучения вычислительного примера вида 48 – 3, 48 – 30. На доске записаны примеры: 48 – 3, 48 – 30. Учитель объявляет тему и делает развернутую запись решения примера: 48 – 30 = (40 + 8) – 30 = (40 – 30) + 8 = 10 + 8 = 18. Далее говорит:

- Посмотрите, на доске записано решение примера с объяснением и памятка с опорными словами, которые помогут вам объяснить способ решения.

Памятка.

Надо …

… – это …

Получим пример …

Удобно …

Вычисляю …

Даю ответ …

Учитель дает время для обдумывания. После чего учащиеся объясняют способ решения примера. В конце учитель дает обобщение по ответам учащихся, т.е. звучит образцовый алгоритм решения примера. Аналогичная работа проводится при решении примера 48 – 3.

Работы реконструктивно-вариативного характера. Здесь учащиеся должны видеть и уметь применять опорные знания и умения.

Работы частично-поискового характера отличаются от предыдущих большей степенью самостоятельности учащихся. При таком виде работы целесообразно предлагать учащимся какой-нибудь вспомогательный материал (счетный материал).

Тестовые задания заслуживают внимательного изучении и применения их на практике в силу целого ряда преимуществ:

Ø оперативности проверки выполняемой работы;

Ø тестирования большого количества учащихся;

Ø возможности проверки усвоения теоретического материала;
объективности оценки результатов выполненной работы.

Организованные таким образом самостоятельные работы помогли вооружить учащихся достаточно прочными знаниями и умениями, активизировали деятельность детей и позволили уже предложить учащимся задачи творческого характера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...