Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление первых европейских университетов




Введение

 

Нередко встречающееся мифологизированное представление о европейском высшем образовании как о наследии античности («диспуты», «Ликей», «семь дисциплин античного знания» и т. п.), равно как и довольно расхожее представление об университетах как прекрасном детище эпохи Просвещения, противоположной «мрачной дикости» Средневековья, не выдерживает сопоставления с историческими фактами. Конечно, образование существовало и в античности, как существовали системы накопления и передачи знания, например, в арабском мире, где расцвет науки приходится как раз на эпоху раннего Средневековья - период ее упадка в Европе. С алгеброй, астрономией, медициной и некоторыми античными философами средневековая Европа, как известно, познакомилась благодаря ученым, жившим и работавшим в арабском мире.

Однако ни греки, ни арабы не создали образовательной структуры, воспроизводящей специалистов в различных областях, которая стала бы универсальной моделью для системы образования наших дней. Просвещенцы же, развивая тенденции Нового времени, зачастую лишь использовали готовые университетские структуры для соответствующей переориентации классического образования в направлении более устраивавшего их общественного компромисса.

Средневековый университет гораздо ближе к современному университету, чем к античному «ликею». (Любопытно, что многие относительно молодые «просвещенческие» университеты Америки еще больше напоминают о Средневековье - своим почти религиозным ригоризмом, специфическими «клановыми» нравами и жесткой дисциплиной.)

С другой стороны, сходство также не следует преувеличивать. В средние века термин «universitas» означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Только к XIV веку утверждается общее название «universitas scolarium et magistrorum» («корпорация студентов и преподавателей»).

Конечно, существует общепризнанная, хотя и не бесспорная, дата возникновения первого европейского университета, Болонского, - XI век, венец Средневековья. Однако, обсуждая понятие «университет», следует вспомнить еще о христианском мыслителе Боэции, жившем на рубеже V-VI веков. Его часто называют «последним римлянином», хотя специфика его философствования позволяет отнести его с таким же основанием к числу первых мыслителей западного Средневековья. Перу Боэция принадлежит разделение научного знания на «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадривиум» (геометрия, арифметика, астрономия и музыка), которое вплоть до наших дней (покуда главные бастионы академического образования не поддались постмодернистской перестройке) лежит в основе разделения структуры университетского образования на гуманитарное и естественно-научное.

Европейский университет есть продукт позднего средневековья <http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5> и не имеет непосредственной связи с великими учебными учреждениями древнего мира, какими были Александрийский музей Птолемеев, Философская школа в Афинах <http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%90%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%8B> и созданные по ее образцу "атенеи" в Риме <http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%A0%D0%B8%D0%BC>, Лионе <http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%9B%D0%B8%D0%BE%D0%BD>, Ниме <http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php?title=%D0%9D%D0%B8%D0%BC&action=edit> и др., хотя не подлежит сомнению, что у древней высшей школы и у средневекового университета много общего в задачах и обстановке.

Цель работы: проанализировать место и роль университетов в культуре западного средневековья.

Задачи работы:

исследовать появление первых европейских университетов,

рассмотреть статус университета,

выявить внутреннюю организацию университетов,

сформулировать основные этапы учебного процесса,

проанализировать значение университета в культуре Средневековья

Появление первых европейских университетов

 

В начале II тысячелетия начинают действовать новые социально-экономические и политические факторы: возникновение феодального типа города, освоение новых земель, подъем сельского хозяйства, развитие торговли. Стали расширятся торговые связи с мусульманскими территориями. Знакомству с более высокой арабской культурой способствовали и крестовые походы. Стали расширяться знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук. В X в. начинается укрепление императорской власти, а в XI в. - папской. Вскоре папство вступает в борьбу с империей. Культурные последствия всех этих явлений весьма значительны.

Церковные школы игнорировали новые знания как не соответствовавшие духу христианства. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе. Новое сословие горожан для удовлетворения своих потребностей в образовании создает новый тип учебных заведений - городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний. Усиливается переводческая деятельность. К началу XIII в. был переведен весь Аристотель и арабские комментарии к нему. Переводились с арабского труды по географии, математике, астрономии, медицине. Значительно вырос интерес к дисциплинам квадривия. Медицина и юриспруденция становятся науками. Если раньше они были практической деятельностью (кровопускание, травы, прижигание), то теперь начинает развиваться теория. Это началось в Италии, где уже существовала знаменитая Салернская медицинская школа. Вероятно, и в других городах начинают возникать такие школы, иначе непонятным становится появление в XIII в. медицинских факультетов.

Возрождается римское право, причем европейские юристы сразу обращаются к кодексу Юстиниана, т. е. к первоисточнику, а не к глоссариям. Это тоже происходит в Италии (Болонья, Равенна, Павия).

Своеобразный характер носило воспитание сыновей светских феодалов - рыцарей. Неразвитость военной техники, постоянные вооруженные стычки между феодалами вызвали к жизни тип сугубо сословного военно-физического, рыцарского воспитания. Рыцарство, жившее за счет эксплуатации крестьян и военной добычи, относилось с презрением ко всем видам труда, в том числе и к умственному. Даже элементарная грамотность не считалась обязательной. В соответствии с семью свободными искусствами существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков. Они должны были уметь 1) ездить верхом; 2) плавать; 3) владеть копьем; 4) фехтовать; 5) охотиться; 6) играть в шахматы; 7) слагать стихи и играть на музыкальных инструментах.

Все эти навыки приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет служили пажом, потом - оруженосцем. В 21 год происходило посвящение в рыцари. К концу средневековья для знатных рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший к тому времени языком придворных кругов.

Сословный характер носило также воспитание и образование женщин. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных воспитательниц. Эта традиция сложилась еще на заре средневековья. Впоследствии женщин нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко стала применяться практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. Здесь воспитывали и обучали латыни, знакомили с Библией, приучали к благородным манерам. Вероятно, грамотность женщин была шире, чем среди рыцарей. В известной мере это было связано с тем, что католическое духовенство стремилось оказать влияние на светских феодалов через их жен, воспитывавшихся в монастырях в духе религиозности. Не случайно в числе приданого были книги религиозного содержания.

Воспитание девочек, принадлежавших к непривилегированным сословиям, ограничивалось приучением вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным наставлениям.

Таким образом, практика воспитания и обучения, вся педагогическая мысль средневековья были пронизаны духом религиозной идеологии. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно-нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе. Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати начали появляться в XII - XIII вв. Одно из наиболее известных - сочинение Винцента из Бовэ (XIII в.) "О наставлении сыновей правителей и благородных людей", которое составлено в основном из выдержек из различных источников.

Словом universitas (лат., буквально - совокупность, от universus - весь, взятый в совокупности) в Средние века назвались различные товарищества, купеческие гильдии, торгово-промышленные цеха и некоторые другие объединения. Соответственно этому и вновь возникшие в то время «вольные» школы стали называться universitas magistrorum et scholarum (корпорация преподавателей и студентов); лишь постепенно учебные заведения стали называться «университетами» (прежде studium - школа, studim generale - всеобщая школа; эпитет generale указывал на интернациональный характер учебного заведения). Затем название стало означать учебный план высших школ, объединяющих всю совокупность наук (universitas literarum).

Средневековый университет несомненно был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (IV в. до н. э.), школа права в Бейруте (III - VI вв.), императорский университет в Константинополе (424 - 1453 гг). Их организация и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права.

Возникновение университетов было вызвано потребностями экономического развития общества, ростом городов, развитием ремесел и торговли, подъемом культуры; этому также содействовало возникновение в средние века новых философских течений, а затем схоластики, стремившейся примирить разум и веру, философию и религию и в то же время развивавшей формально-логическое мышление.

Первые университеты появились в XII веке в экономически развитых странах Западной Европы (Италии, Испании, Франции). Университеты, открытые в XIII-XIV веках в других итальянских городах, по своему типу соответствовали Болонскому университету.

В противовес светским университетам церковь создавала церковные университеты, стремясь сохранить свое влияние на науку и подготовить необходимые кадры духовенства, юристов и врачей. В XII веке церковными властями был открыт университет в Париже. Его возглавлял представитель епископа - канцлер. Автономия университета была очень ограничена: в выборе должностных лиц студенты не участвовали, профессора не выбирались, а назначались и оплачивались церковью (в первых североитальянских университетах профессоров оплачивали сами студенты). Господствующим являлся теологический факультет.

По образцу Парижского университета впоследствии возникли университеты в других городах Франции, Германии, Англии, за исключением Оксфордского и Кембриджского университетов, развивавшихся самобытно.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...