Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статус университета. Университет как корпорация




 

В Средние века в каждом городе, где имелось какое-нибудь ремесло, объединяющее значительное число занятых им, ремесленники организовывались для защиты своих интересов и для установления монополии на прибыль. Институциональная фаза городского развития материализует политические свободы, завоеванные коммунами, а в корпорациях - позиции, достигнутые в экономической области. 

Истоки университетских корпораций зачастую так же темны, как и у всех прочих ремесленных цехов. Они организуются постепенно, последовательными завоеваниями, происходящими по тому или иному случайному поводу. Уставы часто санкционируют завоеванное с большим опозданием. Историки не всегда могут сказать, что находящиеся в их распоряжении статуты были первыми. В городах, где они сформировались, университеты являли собой немалую силу числом и качеством своих членов, вызывая беспокойство других сил. Они достигали своей автономии в борьбе то с церковными, то со светскими властями.

Сначала начинается борьба с церковными властями. Преподаватели университетов были клириками. Местный епископ считал их своими подданными. Преподавание было функцией церкви. В качестве главы всех школ епископ издавна делегировал свою власть кому-то из помощников, в XII веке именовавшихся обычно scolasticus и кого вскоре стали именовать канцлером. Последнему совсем не хотелось расставаться со своей монополией. Там, где эта монополия не была абсолютной, где аббаты достигали прочных позиций со своими школами, они представляли собой других противников университетской корпорации. В конце концов, культура есть дело веры, а потому епископ притязает на сохранение контроля над нею.

В Париже автономность университета была окончательно обретена после кровавых столкновений студентов с королевской полицией в 1229 году. В одной из стычек несколько студентов были убиты полицейскими. Большая часть университета объявила забастовку и удалилась в Орлеан. На протяжении двух лет в Париже почти не было занятий. Лишь в 1231 году Людовик Святой и Бланка Кастильская торжественно признали независимость университета, возобновили и расширили те привилегии, которые были признаны Филиппом-Августом в 1200 году.

В Оксфорде университет получил свои первые свободы в 1214 годах, воспользовавшись упадком власти отлученного Иоанна Безземельного. Серия конфликтов в 1232, 1238 и 1240 годах между университетом и королем завершилась капитуляцией Генриха III, испуганного поддержкой, оказанной частью университета Симону де Монфору.

Но борьба шла также и с коммунальными властями. Возглавлявшие коммуну буржуа были раздражены тем, что обитатели университетов не подпадали под их юрисдикцию: их беспокоили ночной шум, грабежи, преступления отдельных студентов. Они плохо переносили и то, что преподаватели и студенты ограничивали их экономическую власть, устанавливая твердые цены на жилье и продукты питания, заставляя торговцев совершать свои сделки, не преступая законов.

Университетские корпорации смогли выйти с победой из этих схваток в первую очередь, благодаря единству и решимости. Они угрожали грозным оружием и действительно его применяли - забастовку и уход. Гражданские и церковные власти видели слишком много преимуществ в наличии университета, который имел большое экономическое значение, был уникальным питомником, взращивающим советников и чиновников, источником немалого престижа, а потому он мог применять подобные средства для своей защиты.

К тому же университеты нашли могущественного защитника - папство. В Париже Целестин III в 1194 году даровал университетской корпорации первые привилегии, а Иннокентий III и Григорий IX утвердили ее автономию. В 1215 году кардинал и папский легат Роберт де Курсон дал университету первые официальные уставы. В 1231 году Григорий IX осудил парижского епископа за нерадение и принудил короля Франции и его мать пойти на уступки: своей буллой Parens scientiarum, которую поминают как Великую Хартию университета, он даровал последнему новые статуты.

В Оксфорде начало независимости университета было также обеспечено легатом Иннокентия III, кардиналом Николаем Тускуланским. Иннокентий IV выступает против Генриха III и ставит университет под защиту святого Петра и папы, поручая епископам Лондона и Солсбери защищать его от происков короля.

В Болонье Гонорий III ставит архидиакона во главе университета, чтобы тот оберегал его от коммуны. Университет окончательно освобождается, когда город в 1278 году признает папу сеньором Болоньи.

Отметим значение такой поддержки со стороны понтифика. Безусловно, святой престол признавал важность и ценность интеллектуальной деятельности; но его вмешательства не были бескорыстными. Выводя университеты из-под светской юрисдикции, он подчинял их церкви. Так, чтобы получить эту решающую помощь, универсанты должны были избрать путь церковной принадлежности - вопреки сильному тяготению к мирскому пути. Конечно, они обрели независимость от местных властей, зачастую куда более тиранических; они смогли расширять горизонты всего христианского мира светом своей учености, покоряясь власти, которая не раз выказывала широту своих взглядов. Но за эти завоевания им пришлось заплатить дорогой ценой.

Необходимо также рассмотреть те особенности университетской корпорации, которые объясняют ее двусмысленное положение в обществе, приводившее к периодическим кризисам ее структуры.

Прежде всего, речь идет о церковной корпорации. Даже если не все ее члены приняли сан, даже если в ее рядах становилось все больше и больше мирян, все преподаватели были клириками, на которых распространялась юрисдикция церкви. Появившись из движения, носившего светский характер, они принадлежат церкви - даже там, где они пытаются найти институциональный выход из нее.

Корпорация, цели которой локальны и которая широко пользуется национальным или местным подъемом (Парижский университет неотделим от роста могущества Капетингов, Оксфорд связан с усилением английской монархии, Болонья пользуется жизненностью итальянских коммун), оказывается в то же самое время интернациональной: ее члены, преподаватели и студенты, прибывают из всех стран; она интернациональна и по способу деятельности, ибо наука не знает границ, и по своим горизонтам, поскольку санкционирует licentia ubique docendi - право преподавать повсюду, чем и пользуются выпускники крупнейших университетов. В отличие от других корпораций, у нее нет монополии на местном рынке. Ее пространство - весь христианский мир.

Тем самым она выходит за те городские стены, в которых родилась. Она не помещается ни в какие классы. Город Париж, - пишет в конце века доминиканец Фома Ирландский, - подобно Афинам разделен на три части: первая из них состоит из торговцев, ремесленников и простонародья, ее называют большим городом; к другой принадлежат благородные, в ней находятся королевский двор и кафедральный собор, ее именуют Сите; третью часть составляют студенты и коллегии, она называется университетом.

Таков был государственный статус университетов. Следующая глава посвящена рассмотрению их внутреннего устройства.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...