Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОТВЕТ: Конечно же, нет. ведь я и так смущен до последней степени. Меня нельзя смутить сильнее. Я смущен до последней степени.




"Долг" и "ответственность" — синонимы только в словаре, но не в жиз­ни. В жизни они не только различны, они полярны. Долг отно­сится к другим, ответственность относится к себе. Когда вы гово­рите: "Я должен что-то сделать" — это долг. Мать больна, я должен посидеть с ней. Надо отнести цветы ей в больницу, ведь она же мне мать. Долг направлен па других, тут нет никакой вашей от­ветственности. Вы выполняете социальную формальность: "Это же ваша мать". Вы делаете это только потому, что она ваша мать, — вы не любите ее. Вот почему я называю долг мерзким словом из четырех букв, грязным словом. Если вы любите свою мать, вы не скажете "это мой долг". Если вы любите мать, вы пойдете в боль­ницу, принесете цветы, будете ухаживать, сидеть у ее изголовья, массировать ей ноги, страдать вместе с ней, но это не будет дол­гом — это будет ответственность. Вы будете отвечать из своего сердца.

Ответственность означает способность отвечать. Ваше сердце тре­пещет, вы страдаете вместе с ней, заботитесь о ней. Не потому, что она ваша мать, это не важно, просто вы любите эту женщину. Мать она вам или нет — не в этом дело, но вы любите эту женщи­ну, любите как личность. Это чувство струится из вашего сердца. И вы вовсе не чувствуете себя обязанным ей, вы никак не афи­шируете, какой вы преданный сын. Вы не считаете, что делаете что-то особенное. Что вы такого сделали? Отнесли несколько цветов больной матери и чувствуете, что совершили подвиг? Вот почему я называю долг мерзким. Мерзко само слово, оно ориен­тировано на других.

Ответственность лежит в совсем другом измерении: вы любите, забо­титесь, сочувствуете; ответственность исходит из глубины ваших чувств. Долг вытекает из мысли, что она ваша мать, "поэтому", "в силу того" — это силлогизм, это логика. Вы идете, тащитесь к ней, вам бы хотелось удрать, но что поделаешь? Что о вас подумают? Что скажут люди? Ваша мать больна, а вы развлекаетесь в гостях, на танцульках. Ваша мать в больнице! Нет, вашему "я" это было бы неприятно. Если бы вы могли не ходить без того, чтобы по­страдала ваша репутация или чтобы не появлялось неприятное чувство, вы бы охотно не пошли. Придя в больницу, вы спешите улизнуть, — причина всегда найдется. "Мне надо идти, у меня де­ловое свидание". Ничего подобного: вы хотите покинуть ее, вы не хотите с ней оставаться, вас томит каждая лишняя минута. Вы не любите ее.

Долгу я говорю "нет", ответственности "да". Я говорю, что, мол, саньясины должны быть всемерно ответственны.

Когда я был маленьким, мой дедушка любил, чтобы ему растирали но­ги. Он останавливал любого домочадца: "Прошу тебя, помасси­руй мне ноги".

Иногда я соглашался, иногда нет. Его это заинтриговало:

— Почему это? Иногда ты соглашаешься — никто тогда не делает это лучше, чем ты; а иногда ты просто отказываешься.

— Когда это долг, я отказываюсь. Когда ответственность — я соглаша­юсь.

— А в чем разница?

— Разница в следующем: когда я испытываю любовь, когда мне хочется растирать тебе ноги, я соглашаюсь. Когда во мне нет ничего, кро­ме вежливости, а ты просишь: надо это сделать, я вовсе не думаю о тебе — во дворе играют дети и зовут меня... Я вовсе не думаю о тебе, меня с тобой нет. Тогда я отказываюсь, потому что это мер­зко.

Так что порой, когда он просил меня, я отказывался, а иногда сам под­ходил к нему и просил:

— Можно тебя немножко помассировать? Я как раз в настроении. Я сделаю это прекрасно. Ну, пожалуйста.

Делайте то, что идет от вашего чувства, что течет из вашего сердца, никогда не насилуйте сердце. Никогда не следуйте разуму, ум - это побочный продукт жизни в обществе, к вам настоящему он не относится. Следуйте себе настоящему, изберите в руководители себя настоящего. Не руководствуйтесь принципами, этикетом, нормами поведения, тем, что Конфуций называет "джентльмен­ством". Не будьте джентльменом, будьте просто "меном" — челове­ком — этого вполне достаточно. Но человеком будьте настоящим. Вам хочется что-то сделать? Делайте, излейте в этом свое сердце, тогда это будет дивным цветением. Порой вам чего-то не хочет­ся? Объявите об этом. Пусть не останется ни малейшей двусмыс­ленности, не надо ничего скрывать.

ВОПРОС: Почему человек цепляется за старое? Почему он боится нового?

ОТВЕТ: Причина очень проста: новое приводит вас в растерянность, а в старом вы чувствуете себя специалистом, в старом вы знаете, что делать. А в новом приходится учиться сначала, в новом вы становитесь совершенным невеждой. В старом вам все хорошо знакомо; вы делали это много-много раз, вы уже можете делать это механиче­ски — никакой осознанности для этого вам не нужно. В новом на­до быть чутким, настороже, иначе можно напортить.

Вы замечали, как вы чутки, когда только учитесь водить машину? А когда научились, то совершенно о ней забываете. Вы мурлыкаете песенки, слушаете приемник, говорите с друзьями; в голове ты­сячи мыслей, а управление машиной продолжается. Словно ро­бот ведет машину, а вы для этого не нужны. Старое становится механическим, привычным. Вот почему новое приносит страх, вот почему дети более способны учиться, нежели взрослые. Чем вы старше, тем эта способность меньше. Старую собаку трудно учить новым фокусам, ей хочется снова и снова проделывать ста­рые, те, что она уже знает.

Если вы живете в старом — вы не живете вовсе; от жизни остается одно название.

Жизнь — только в новом.

Жизнь — только в новом, только с новым. Жизнь должна быть свежа. Оставайтесь в учениках, не становитесь специалистом. Оставай­тесь открытым, не закрывайтесь ни на мгновение. Оставайтесь глубоким невежей, не уставайте выкидывать — спонтанно и естественно — накапливающиеся знания. Каждый день, каждое мгно­вение освобождайте себя от всего, что узнали, и снова станови­тесь ребенком. Стать сведуще-невинным, как ребенок, — путь к жизни. Жизни благодатной.

ВОПРОС: Как соотносятся впадение стариков в детство и осознанность? Являет­ся ли старческий маразм западной болезнью? Что это, вообще, такое?

ОТВЕТ: Старческий маразм не связан с Западом или Востоком. Восток и Запад отличаются только внешне, но в их сущности между ними разни­цы нет. Человек есть человек... Быть может, есть типы, более свойственные Востоку, или другие, более свойственные Западу, но все эти различия остаются на поверхности, это только под­кожный слой. Поскребите и не останется ни Востока, ни Запада, надо всем этим — единое.

Вопрос важный: "Как соотносятся впадение стариков в детство и осоз­нанность? Что значит "впасть в маразм"?"

Впасть в маразм — значит, стать старым, не став зрелым. Маразм озна­чает старение без роста. Тогда маразматик впадает в детство, по­тому что ребенок в нем так и не вырос. Такой человек всегда таит в себе ребенка. Человек сменил множество мирских занятий, а ребенок в нем еще ждал своего часа. Теперь он на пенсии, все за­нятия остались в прошлом, да и энергия его ослабла, так что вся­кий контроль кончился, потому что для того, чтобы себя контро­лировать, разыгрывать из себя то, чем вы не являетесь, необхо­дима большая энергия. Понятно, что энергия покидает старика, и контроль у него ослабевает, кончается: он не контролирует себя, поэтому все спрятанное выходит на поверхность, он снова стано­вится ребенком.

Истинно зрелый тот, кого уже не введет в рай ни одна игра. Он живет просто, невинно, без всякого притворства, без всяких масок. Та­кой невинный, вполне взрослый становится невинным, "как де­ти". Старение же год за годом ведет к маразму, уродству, гнилью. Когда-нибудь ваша энергия кончится, ребенок, терпеливо жду­щий вас, выйдет на поверхность. А вы станете впавшим в детство стариком, идиотом.

Помните: одно дело быть идиотом, другое — невинным. Иногда они походят друг на друга, но между ними нет ничего общего. Невин­ный, порой кажется дураком, но это не так. Его можно одурачить, но он — не дурак. И пока вы его дурачите, он сочувствует вам. Ког­да-нибудь вы поймете, что дураком были вы, а не он. Дурак толь­ко кажется невинным, но это не так: он тоже хитер, только хитро­сть его очень простенькая, его хитрость примитивная. Но он тоже хитер, хотя другие гораздо хитрее его. Он не так хитер по сравне­нию с ними, поэтому выглядит дураком. Невинный человек по­хож на дурака, но он не глуп. Старческое впадение в детство — это оглупление, отупение, это идиотия. Быть "как дети" — совсем дру­гое: это цветение невинности. "Как дети" — св. Франциск, "как дети" — Иисус, "как дети" — Лао-цзы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...