Теоретические основы диагностики нарушений личностного развития у детей с тяжелыми нарушениями речи
Психологическое изучение личности ребенка с проблемами в развитии имеет свои особенности, значительно более выраженные, чем при исследовании познавательной сферы (которые не всегда отмечаются в специальной литературе). В отечественной психологии одним из ведущих принципов психологического исследования является качественный системный анализ результатов изучения особенностей психики. Этот принцип обусловлен теоретическими положениями, согласно которым психические процессы формируются прижизненно в процессе деятельности человека, его общения с другими людьми (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев). Поэтому психологическое исследование должно быть направлено не на измерение отдельных психических процессов, а на исследование ребенка, совершающего реальную деятельность, на анализ механизмов нарушения деятельности и возможности ее восстановления. Ориентированность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психической деятельности особенно важна при исследовании детей с отклонениями в развитии. Поскольку развитие ребенка, пусть и в специфических условиях, продолжается, психологическое исследование не должно ограничиваться констатацией имеющихся у ребенка нарушений, оно должно выявлять его потенциальные возможности (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн). В то же время использование качественного анализа не предполагает отказа от количественных оценок и статистической обработки данных там, где этого требует поставленная задача. Но количественный анализ должен играть второстепенную роль, уступая главную роль качественному анализу, оценке всего процесса деятельности, факторов, способствующих и препятствующих ей. Важность этого положения в том, что нарушения психики по своим внешним проявлениям могут быть одинаковы, тогда как причины — разными, в связи с чем разными должны быть и коррекционные подходы.
Одним из ведущих принципов психолого-педагогического изучения детей с нарушением в развитии выступает принцип выявления не только нарушенных, но и сохранных сторон психики (Л.С. Выготский, В.Й. Лубовский, У.В. Ульенкова). Недостаточно обнаружить дефектные звенья деятельности; нужно определить и точки опоры для психолого-педагогической коррекции. Именно учет сохранных функций поможет разработать верную тактику дальнейшей работы. Важным принципом психологической диагностики детей с нарушениями развития является апелляция к личности (И.Ю. Левченко, 2000). Ни одно психологическое явление не может быть понято без учета мотивов, потребностей, целей, ценностей человека, его отношения к себе и к миру. Это сложная задача, имеющая свою специфику, которая заключается в том, что возможности применения традиционных подходов к диагностике личности и межличностных отношений детей с отклонениями в развитии в известной мере ограничены. В первую очередь это касается таких методов, как опросники и проективные тесты (И.Ю. Левченко, 2000). Опросники представляют собой набор особым образом составленных вопросов, на которые испытуемый обычно должен отвечать «да» или «нет», а в некоторых случаях давать развернутые ответы. После специальной обработки ответов можно получить характеристику тех или иных особенностей личности - эмоциональной устойчивости, агрессивности, интроверсии-экстраверсии, тревожности, акцентуации характера и т.п. Вопросы иногда имеют довольно сложную формулировку. Дети с отклонениями в речевом развитии могут испытывать существенные трудности в понимании вопросов, поскольку для этого требуется достаточно большой пассивный словарь, знание грамматических правил и пр. Взрослый же, согласно условиям заполнения опросников, не должен объяснять смысл вопроса, поскольку объяснение всегда субъективно и будет подталкивать ребенка к определенному ответу. Опросники целесообразно применять лишь в случае, когда есть уверенность в том, что речевые и интеллектуальные возмолености ребенка достаточны для ответов на вопросы.
В основу построения проективных тестов положено представление о том, что в творчестве человека, в его предпочтениях, интерпретации событий проявляются характеризующие личность скрытые, неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, которые он проецирует на те или иные персонален, объекты, явления. Обследование с помощью этих методик предполагает создание ситуации неопределенности, поскольку она вызывает проекцию. Стимульный материал, предъявляемый в обследовании, может толковаться разными способами - важны отношение, которое он вызывает, а также личностный смысл и ассоциации. Необходимые сведения психолог получает из ответов испытуемого. Использование проективных методик и опросников хотя и является важным средством диагностики нарушений личностного развития, на при изучении дошкольников с речевой патологией их применение ограничено. Это связано с тем, что у детей данной категории затруднена вербализация ответов". Для обследования дошкольников, в той или иной мере владеющих связным речевым высказыванием, можно рекомендовать такие методики, как рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Дом - дерево - человек», «Рисунок семьи», а также тест Розенцвейга и Детский апперцептивный тест (ДАТ). Повысить уровень диагностики (и соответственно эффективность коррекционной работы) поможет использование экспериментально-психологических методик и метода наблюдения. Далее представлены апробированные нами методы изучения личности детей с ОИР. Безусловно, психолог может составить и другую диагностическую программу, учитывая высказанные методологические положения.
Методы изучения особенностей личности дошкольников с общим недоразвитием речи
Метод наблюдения Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Он позволяет получить представление о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности, при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Исследователи выделяют два вида наблюдения: > пассивное наблюдение, когда исследователь не вмешивается в деятельность ребенка; > активное наблюдение или естественный психолого-педагогический эксперимент, разработанный А.Ф. Лазурским (1911), при котором преднамеренное вмешательство в жизнь ребенка совмещается с изучением его психических функций и личности в целом. Применение данного метода требует соблюдения определенных условий: наблюдение должно быть длительным; > наблюдение должно проводиться целенаправленно; > материалы наблюдения необходимо фиксировать; > наблюдение должно проводиться в естественных условиях; > наблюдение должен осуществлять специалист, знающий особенности детей. При изучении детей с тяжелыми нарушениями речи очень важно осуществлять наблюдение за коммуникативным поведением детей. Основными параметрами такого наблюдения являются: > стремление ребенка к контакту; > желание ребенка общаться со сверстниками, взрослыми; > преимущественный вид контакта; > ситуации, вызывающие коммуникативные трудности; > наличие переживания дефекта; > формы, в которых это переживание выражается; > негативные поведенческие проявления при попытках установить контакт; > наличие паралингвистических средств общения (жест, мимика и т.д.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|