Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и порядок принятия закона




Содержание

 

Введение

Глава 1. Общая характеристика закона как источника конституционного права

1.1 Понятие и порядок принятия закона

Классификация и виды законов

Место закона в системе источников конституционного права

Глава 2. Анализ эволюционного развития и значение закона как источника Конституционного права

Закон в древности и средние века

Эволюция понятия «закон» в советское время

Современное состояние законов Российской Федерации как источников конституционного права

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

Актуальность темы. Закон - в широком смысле слова означает все нормативные правовые акты в целом, любые установленные государством общеобязательные правила. В собственном юридическом смысле закон -нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Закон составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.

В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за закон, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства и иным формам права. Провозглашение таких качеств закона было обусловлено распределением законодательных и исполнительных функций между различными органами, сосредоточением законодательной власти в руках парламента, а исполнительной - правительства, президента или монарха. Лозунг верховенства закона основывался на стремлении правящих кругов освободиться от мешавших им старых феодальных правовых норм и вместе с тем подчинить себе доставшийся в наследство от феодальной монархии судебный и административный аппарат.

В современный период, создавая видимость уважения к закону, правящие слои нередко фактически игнорируют его, стремятся свести на нет его верховенство. Все более усиливается значение органов исполнительной власти и падает роль парламента, что находит свое отражение в усилении значения актов исполнительной власти, в которых зачастую решаются вопросы, входящие в компетенцию законодательных органов (делегированное законодательство). Распространенная ныне на Западе теория деления закона в формальном (т.е. акты парламента) и материальном смысле (все акты принципиального характера, включая и решения правительства) служит обоснованием для фактической передачи ряда законодательных полномочий исполнительным органам, стремится уменьшить роль парламента, для которого характерны гласность и демократичность законодательной процедуры, наличие оппозиции, препятствующей во многих случаях принятию непопулярных решений.

Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он регламентирует наиболее важные, принципиальные отношения в обществе, устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. В законе выражаются главные экономические, политические и иные потребности общества, интересы личности. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Объектом изучения в настоящей работе является закон. Предмет изучения - понятие, признаки, виды и значение закона.

Цель работы - изучить понятие, основные черты закона, а также его роль в современном государстве.

Задачи работы следующие:

рассмотреть понятие и порядок принятия закона,

рассмотреть анализ эволюционного развития и проблематики использования законов,

изучить классификацию и виды законов,

охарактеризовать современное состояние законов Российской Федерации.

Теоретической основой курсовой работы явились исследования отечественных и зарубежных ученых, раскрывающих данную тематику в теории права. В теоретической базе так же содержатся взгляды и теории, касающиеся правотворчества.

Методологической базой при написании курсовой работы использовались общенаучные и частные методы: анализ и синтез, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

 


Глава 1 Общая характеристика закона как источника конституционного права

 

Понятие и порядок принятия закона

 

Законы принимаются высшими представительными органами законодательной власти страны: в Российской Федерации - Государственной Думой, в ее субъектах - их высшими законодательными органами, в США - Палатой представителей Конгресса и т.д. Кроме того, Конституция Российской Федерации, а также конституции ряда зарубежных стран предусматривают возможность принятия закона путем всенародного голосования (см. референдум). В качестве примеров закона можно привести Закон о Высшем арбитражном суде РФ, Закон о языках народов Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ и др. В законе регулируются не все отношения, требующие правового регламентирования, а лишь те, которые характеризуются значимостью, типичностью и стабильностью. В государстве, признающем себя правовым или стремящимся стать таковым, только посредством закона должен регулироваться примерно следующий круг вопросов: установление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, его права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономической политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осуществление правосудия и прокурорского надзора, борьба с преступностью, утверждение государственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира, борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, средств массовой информации и некоторые другие.

Закон обладает высшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Это означает, что никакой другой орган кроме высшего органа законодательной власти не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по тому же вопросу, которые противоречат содержанию закона. Сам же закон может быть отменен либо изменен лишь тем органом, который его принял. Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается.

Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер, не могут ему противоречить, т.е. должны быть подзаконными. В случае противоречия закону любой правовой акт признается недействительным. Верховенство закон, подчинение ему всех иных нормативных актов является определяющим моментом для единства законности в стране.

В отличие от всех иных актов высшего органа законодательной власти (постановлений, обращений, деклараций) закон всегда является нормативным, т.е. содержащим нормы права. Наконец, для закона характерен особый порядок его принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...