Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Область применения психологического тестирования




Психодиагностика по отношению к психодиагностическим методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

Практические области применения психологии: психология труда, инженерная, социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивная психология – при создании и применении психодиагностических методов находят в психодиагностике общий теоретико-методологический базис для оценки личности в системе социальных, экономических и других отношений. Эти практические области психологии со своей стороны обогащают систему основных психологических знаний применением и многократной проверкой их на практике.

Психологическое тестирование применяется в образовании, для тестирования интеллекта, специальных способностей, достижений, личностных качеств, поведения и др.

Тестирование проводится в сфере профессиональной деятельности в качестве вспомогательных средств, для принятия решений о приеме на работу, расстановке кадров.

В клинической психологии и психологическом консультировании применяется тестирование и оценка психического состояния, при неспособности индивида справиться со своими трудностями или проблемами.

В нейрофизиологии проводятся нейропсихологические исследования взаимодействия мозговых патологий с поведением человека. Установлено влияние возраста на поведенческие эффекты, к которым приводит поражение мозга.

 

№3. Основные понятия психодиагностики: психологическая диагностика, психологический диагноз, прогноз, психологические методы и методики.

1. Основные понятия психодиагностики: психологическая диагностика, психологический диагноз, прогноз, психологические методы и методики.

Психодиагностика - это область психологической науки, разрабатывающей принципы, пути и приемы распознания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности, с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций определяемых задач психодиагностического обследования.

Высший уровень диагноза это типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической картине личности.

Прогноз – это вероятностное суждение о будущем состоянии объекта исследования. Делается на основании диагноза и говорит о том, при каких условиях, в каком направлении, и в какой степени возможны изменения имеющегося уровня и особенностей развития тех или иных психологических качеств личности.

По Выготскому эффективность прогноза зависит от умения глубоко понять внутреннюю логику процесса развития и на основе прошлого и настоящего наметить путь развития.

Психодиагностические методы - это приемы и средства. применяемые для исследования предметов или явлений с целью получения новых знаний о них.

Психодиагностические методики – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Психологическийдиагноз — этоописаниеиндивидуальныхособенностейпсихики конкретного человека (илисоциально-психологическихособенностейконкретнойсоциальнойгруппы).

В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан и с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств — способностей, стилевых черт и мотивов личности.

Таким образом, психологический диагноз состоит не из одного слова — названия типа личности или болезни, а имеет развернутый и комплексный характер. Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития «креативности» (изобретательности и гибкости мышления), среднего уровня «вербального интеллекта» (речевого мышления), сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт «социальной экстраверсии» (повышенной коммуникабельности, общительности) и т. п.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме ДИАГНОСТОГРАММ.

Психологический диагноз имеет смысл не сам по себе, а для психологического прогноза поведения и почти всегда содержит в себе прогноз в явном или неявном виде.

Любая психодиагностическая методика (тест) основывается на определенной «диагностической концепции» — теоретически постулируемой системе психических свойств, значимых для осуществления определенной деятельности. Таким образом, любая методика предполагает наличие у исполнителя (пользователя методики) знания о системе определенных диагностически важных психических свойств, на измерение (выявление) которых она направлена. Различение общих и частных черт индивидуальности (общих потребностей и частных ситуационных установок, например) обеспечивает понимание различия между общими и частными психодиагностическими методиками.

Понимание уровня общности заданных в методике диагностических категорий необходимо, в частности, для обоснованного выбора глубины прогноза по результатам диагностики. Более обобщенные диагностические свойства обладают более «широким ПОЛЕМ ПРОГНОЗА» (в психометрике это также называется «областью валидности» теста). Но важно учитывать, что при увеличении «ширины» поля прогноза точность прогноза, как правило, снижается.

Психодиагностические методики – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

№4. Методологические основы психологической диагностики: комплексный метод изучения и диагностики психического развития, структурно-системный метод изучения и диагностики психического развития, показатели общего психического развития.

1. Методологические основы психологической диагностики: комплексный метод изучения и диагностики психического развития, структурно-системный метод изучения и диагностики психического развития, показатели общего психического развития.

1) комплексный метод изучения и диагностики псих развития, - в этом случае используются наборы разных методик относящимся к различным показателям развития.

2) структурно системный метод изучения и диагностики псих развития, - в этом случае на основе теории и экспериментально-психологич исследованиях механизмов развития и связей между различными его сторонами строится модель целого, внутри которой выделяются компоненты этого целого.

3) Показателей психического развития.

а) показатели общего псих развития (базовые) – развитие ведущей направленности, развитие структуры деятельности, развитие психологических механизмов сознания;

б) показатели умственного развития – действия с особым абстрактно-обобщенным содержанием, использование средств замещающих реальное предметное действие, выполнение действия во внутреннем плане;

в) Показатели развития конкретных видов деятельности. – общие показатели развития конкретного вида деятельности, показатели успешности в конкретных видах деятельности.

№5. Выбор и применение психодиагностических методов и методик. Требования, предъявляемые к пользователям психодиагностических методик.

1. Выбор и применение психодиагностических методов и методик. Требования, предъявляемые к пользователям психодиагностических методик.

Методика определяется исходя из целей и задач диагностики.

Информация, получаемая из методики должна полностью давать ответ на проблему, поставленную при диагностике.

Методики должны быть из проверенных источников.

К числу основных требований при выборе психодиагностических методик относят наличие сведений об их надежности, важности, репрезентативности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...