Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная схема анализа и интерпретации данных.




1. Анализ и обобщение всех фактов, которые обнаруживают эмоциональное состояние испытуемого и динамику этого состояния в ходе обследования.

2. Оценка мотивированности испытуемого в обследовании. Отношение к самому обследованию, реакция на обследование, на ошибку и тд.

3. Сопоставление и анализ результатов. Полученных по каждой из методик с целью выявить наиболее типичное для данного испытуемого сочетание компонентов психической деятельности.

Заключение — это сжатое систематизированное изложение целостной структуры психической деятельности испытуемого.

Схема анализа полученных данных и составление заключения.

1. Особенности аффективной личностной сфер. Особенности вступления в контакт, описание эмоционального состояния испытуемого на протяжении обследования, специфика интереса к работе и общения, активность личностности в деятельности, ее потребности и мотивы поведения, анализ системы отношений испытуемого.

2. Особенности познавательных процессов и работоспособности. Характеристика индивидуальных особенностей психических функций, психомоторики, оценка степени их соответствия нормам развития. Описывается уровень умственного развития, запас актуальных знаний, уровень развития логических операций, обучаемость, особенности мыслительных процессов, характеристика умственных способностей и тд.

3. Выводы.

4. Рекомендации.

 

№9. Теоретические модели развития интеллекта как основа диагностики умственного развития.

1. Теоретические модели развития интеллекта как основа диагностики умственного развития.

В самом широком смысле интеллект это совокупность всех познавательных функций индивида от элементарных до высших. Интеллект рассматривается как основная форма познания человеком действительности.

Интеллект характеризуется как:

- способность к обучению,

- способность оперировать абстрактными отношениями,

- приспособление к ситуации.

Модели интеллекта:

1. Факторные модели. В них выделяются разные способности или факторы и с помощью мат статистики исследуется взаимосвязь между этими факторами.

Есть модели одноуровневые, предполагающие, что каждый фактор не зависим от другого. Есть модели многоуровневые.

В частности. Модели Чарльза Спирмена, Леона Терстоуна, Дж. Гилфорда и Р.Б. Кэттела. Для них характерен структурный подход или факторная модель, где выделяются базовые факторы.

Модель Г.Ю. Айзенка — одноуровневая.

2. Когнитивные модели. Пример, модель Р. Стернберга. В модели Стенберга определяется взаимоотношение между интеллектом и внутренним, внешним миром индивида и его опытом. Он предлагает измерять интеллект в тех областях, где задачи для индивида является относительно новыми, а когнитивные навыки находятся в стадии автоматизации.

3. Модель ментального опыта. М.В. Холодная. Интеллект это особая форма организации индивидуального умственного опыта. В структуру ментального опыта включаются способы кодирования информации, семантические структуры.

№10. Принципы диагностики умственного развития. Психодиагностические показатели умственного развития.

1. Принципы диагностики умственного развития. Психодиагностические показатели умственного развития.

Принципы диагностики умственного развития.

1) умственное развитие ребенка определяется условиями его жизни, воспитанием и обучением.

2) показатели уровня умственного развития должны определяется исходя из общей теории психического развития ребенка и характеризовать основное содержание этого развития, а также возникающие на определенных этапах психологические новообразования.

3) выявление умственного развития должно сочетать качественную характеристику по каждому показателю, определяемую на основе способов решения ребенком диагностических задач и количественную оценку отражающую результат их решений.

4) диагностические задачи для каждой категории испытуемых должны быть представлены в доступной им форме и включены в характерные виды деятельности.

Конкретные психодиагностические показатели умственного развития.

В отечественной психологии складывалась несколько подходов в понимании психологических показателей.

К внешним: фонд знаний, степени автоматизации,...

К внутренним: качественные особенности интеллекта.

В качестве основных показателей умственного развития в работы Менчинской, Калмыковой выделяют:

- качественные особенности интеллекта (самостоятельность. критичность)

- владение обобщенными приемами освоения знаний

- обучаемость

Обучаемость — это общая познавательная способность проявляющаяся в скорости и легкости приобретения новых знаний и навыков, в качестве усвоения учебного материала и выполнения учебной деятельности.

Компоненты обучаемости:

- глубина или поверхностность мышления.

- гибкость или инертность мышления.

- устойчивость и неустойчивость мышления.

- соотношение между интуитивно практическими и словесно логическими компонентами мышления.

- самостоятельность мышления и чувствительность к помощи.

Методики диагностики умственного развития условно можно разделить на 3 группы:

1. Методики диагностирующие собственно умственно развитие

2. Методики определяющие достижения человека в той или иной деятельности

3. Методики изучающие особые случаи развития — умственную одаренность.

Гилффорд. Векстель, Амтхауэра, Равена, Айзенка, и тд.

 

№11. Диагностика способностей и одаренности. Диагностика творческих способностей.

11. Диагностика способностей и одаренности. Диагностика творческих способностей.

Диагностика способностей.

Под способностями понимается комплекс индивидуально психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности, формирующиеся в ней и являющихся условием успешного ее осуществления.

Способности изучались вначале такими зарубежными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спирмен, А. Бине, Г. Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применялась система тестов, возрастающих по трудности, что получило название «батарея тестов».

В отечественной психологии традиционным является определение способностей через выявление темпа продвижения в процессе деятельности, широты переноса формирующихся психических качеств, соотношения нервно-психических затрат на конечного результата деятельности. Диагностика способностей, основанная на перечисленных принципах, обогащена содержательными методами: диагностика способности к обучению, диагностические обучающие программы и др.

При диагностике способностей как правило обращают внимание на их качественную характеристику, уровень развития, широта переноса и время проявления способностей.

При диагностике способностей важно учитывать, что уровень их развития не является фиксированным и меняется как спонтанно так и в результате целенаправленнных воздействий.

Диагностика способностей предполагает оценку общих способностей специальных способностей.

Диагностика одаренности.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Применяется часто оценка коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (нередко вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных.

Только в рамках некоторых тестов предусмотрена оценка максимально высоких результатов: культурно свободном тесте Кеттелла (CFT-C) и усложненном варианте теста «Прогрессивные матрицы» Равена (A-PMR). Но их применимость по отношению к диагностике одаренности также подвергается серьезной критике. Что касается тестов креативности, то показатели дивергентной продуктивности также не являются однозначными, единственными и достаточными индикаторами творческих возможностей ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...