Примерная схема анализа и интерпретации данных.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Анализ и обобщение всех фактов, которые обнаруживают эмоциональное состояние испытуемого и динамику этого состояния в ходе обследования. 2. Оценка мотивированности испытуемого в обследовании. Отношение к самому обследованию, реакция на обследование, на ошибку и тд. 3. Сопоставление и анализ результатов. Полученных по каждой из методик с целью выявить наиболее типичное для данного испытуемого сочетание компонентов психической деятельности. Заключение — это сжатое систематизированное изложение целостной структуры психической деятельности испытуемого. Схема анализа полученных данных и составление заключения. 1. Особенности аффективной личностной сфер. Особенности вступления в контакт, описание эмоционального состояния испытуемого на протяжении обследования, специфика интереса к работе и общения, активность личностности в деятельности, ее потребности и мотивы поведения, анализ системы отношений испытуемого. 2. Особенности познавательных процессов и работоспособности. Характеристика индивидуальных особенностей психических функций, психомоторики, оценка степени их соответствия нормам развития. Описывается уровень умственного развития, запас актуальных знаний, уровень развития логических операций, обучаемость, особенности мыслительных процессов, характеристика умственных способностей и тд. 3. Выводы. 4. Рекомендации.
№9. Теоретические модели развития интеллекта как основа диагностики умственного развития. 1. Теоретические модели развития интеллекта как основа диагностики умственного развития. В самом широком смысле интеллект это совокупность всех познавательных функций индивида от элементарных до высших. Интеллект рассматривается как основная форма познания человеком действительности.
Интеллект характеризуется как: - способность к обучению, - способность оперировать абстрактными отношениями, - приспособление к ситуации. Модели интеллекта: 1. Факторные модели. В них выделяются разные способности или факторы и с помощью мат статистики исследуется взаимосвязь между этими факторами. Есть модели одноуровневые, предполагающие, что каждый фактор не зависим от другого. Есть модели многоуровневые. В частности. Модели Чарльза Спирмена, Леона Терстоуна, Дж. Гилфорда и Р.Б. Кэттела. Для них характерен структурный подход или факторная модель, где выделяются базовые факторы. Модель Г.Ю. Айзенка — одноуровневая. 2. Когнитивные модели. Пример, модель Р. Стернберга. В модели Стенберга определяется взаимоотношение между интеллектом и внутренним, внешним миром индивида и его опытом. Он предлагает измерять интеллект в тех областях, где задачи для индивида является относительно новыми, а когнитивные навыки находятся в стадии автоматизации. 3. Модель ментального опыта. М.В. Холодная. Интеллект это особая форма организации индивидуального умственного опыта. В структуру ментального опыта включаются способы кодирования информации, семантические структуры. №10. Принципы диагностики умственного развития. Психодиагностические показатели умственного развития. 1. Принципы диагностики умственного развития. Психодиагностические показатели умственного развития. Принципы диагностики умственного развития. 1) умственное развитие ребенка определяется условиями его жизни, воспитанием и обучением. 2) показатели уровня умственного развития должны определяется исходя из общей теории психического развития ребенка и характеризовать основное содержание этого развития, а также возникающие на определенных этапах психологические новообразования.
3) выявление умственного развития должно сочетать качественную характеристику по каждому показателю, определяемую на основе способов решения ребенком диагностических задач и количественную оценку отражающую результат их решений. 4) диагностические задачи для каждой категории испытуемых должны быть представлены в доступной им форме и включены в характерные виды деятельности. Конкретные психодиагностические показатели умственного развития. В отечественной психологии складывалась несколько подходов в понимании психологических показателей. К внешним: фонд знаний, степени автоматизации,... К внутренним: качественные особенности интеллекта. В качестве основных показателей умственного развития в работы Менчинской, Калмыковой выделяют: - качественные особенности интеллекта (самостоятельность. критичность) - владение обобщенными приемами освоения знаний - обучаемость Обучаемость — это общая познавательная способность проявляющаяся в скорости и легкости приобретения новых знаний и навыков, в качестве усвоения учебного материала и выполнения учебной деятельности. Компоненты обучаемости: - глубина или поверхностность мышления. - гибкость или инертность мышления. - устойчивость и неустойчивость мышления. - соотношение между интуитивно практическими и словесно логическими компонентами мышления. - самостоятельность мышления и чувствительность к помощи. Методики диагностики умственного развития условно можно разделить на 3 группы: 1. Методики диагностирующие собственно умственно развитие 2. Методики определяющие достижения человека в той или иной деятельности 3. Методики изучающие особые случаи развития — умственную одаренность. Гилффорд. Векстель, Амтхауэра, Равена, Айзенка, и тд.
№11. Диагностика способностей и одаренности. Диагностика творческих способностей. 11. Диагностика способностей и одаренности. Диагностика творческих способностей. Диагностика способностей. Под способностями понимается комплекс индивидуально психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности, формирующиеся в ней и являющихся условием успешного ее осуществления.
Способности изучались вначале такими зарубежными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спирмен, А. Бине, Г. Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применялась система тестов, возрастающих по трудности, что получило название «батарея тестов». В отечественной психологии традиционным является определение способностей через выявление темпа продвижения в процессе деятельности, широты переноса формирующихся психических качеств, соотношения нервно-психических затрат на конечного результата деятельности. Диагностика способностей, основанная на перечисленных принципах, обогащена содержательными методами: диагностика способности к обучению, диагностические обучающие программы и др. При диагностике способностей как правило обращают внимание на их качественную характеристику, уровень развития, широта переноса и время проявления способностей. При диагностике способностей важно учитывать, что уровень их развития не является фиксированным и меняется как спонтанно так и в результате целенаправленнных воздействий. Диагностика способностей предполагает оценку общих способностей специальных способностей. Диагностика одаренности. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Применяется часто оценка коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (нередко вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных. Только в рамках некоторых тестов предусмотрена оценка максимально высоких результатов: культурно свободном тесте Кеттелла (CFT-C) и усложненном варианте теста «Прогрессивные матрицы» Равена (A-PMR). Но их применимость по отношению к диагностике одаренности также подвергается серьезной критике. Что касается тестов креативности, то показатели дивергентной продуктивности также не являются однозначными, единственными и достаточными индикаторами творческих возможностей ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|