Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение языка политика за рубежом




Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики

Курсовая работа

по стилистике

на тему: Метафора в pr-текстах на примере речи политиков и журналистов

 

Санкт-Петербург

 


Содержание

 

Введение

. Метафора как PR-прием

Понятие метафоры

Изучение языка политика за рубежом

Изучение политического дискурса в России

. Метафоры в речи политиков и журналистов

Метафоры в газетных публикациях

Использование «агрессивных» метафор

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

Политическая метафора в последние годы привлекает к себе внимание многих исследователей. Число публикаций, посвященных анализу того, какие метафоры используют политики и журналисты разных стран и как это влияет на общественное сознание и политическую жизнь, постоянно растет. С одной стороны, интерес к языку политики вообще (и к политическим метафорам в частности) объясняется особенностями жизни в современном мире: бурным развитием информационных технологий, возрастающей ролью средств массовой информации, тенденцией к глобализации. В условиях, когда публичное слово приобретает повышенную значимость, метафора оказывается для политика инструментом, позволяющим тонко регулировать настроения в обществе. Анализ используемых политиком метафор, следовательно, дает возможность выявить его скрытые установки и цели. Как остроумно замечает А.Н. Баранов, перифразируя известную поговорку, «...скажи мне, какие метафоры ты используешь, и я скажу тебе, кто ты». Так метафора, первоначально относившаяся к сфере риторики, а позднее вошедшая в ведение лингвистики, попадает в поле зрения таких общественных наук, как социальная и политическая психология, социология, теория коммуникации, связи с общественностью.

С другой стороны, представляется, что есть и собственно научные причины наблюдаемого в последние годы «всплеска» интереса к политической метафоре. Во-первых, выдвинутый известными теоретиками когнитивной лингвистики Дж. Лакоффом и М. Джонсоном новый взгляд на метафору коренным образом изменил понимание природы и сущности этого феномена. Предложенный ими подход стал активно применяться и к метафорам в политике, способствуя расширению соответствующих исследований. Во-вторых, под воздействием упомянутых выше экстралингвистических факторов усилился интерес к языку политики со стороны исследователей дискурса. Изучаются выступления политических деятелей, документы общественно-политических партий и движений, публикации в средствах массовой информации и пр., а также язык круглых столов, теледебатов, предвыборных выступлений кандидатов и агитационной литературы - в том числе и с точки зрения задействованных в них метафор. В-третьих, в последние десятилетия широко обсуждается весь комплекс вопросов, связанных с речевым воздействием. В частности, наблюдается возрождение риторики в ее античных традициях и актуализация изначальной связи метафоры с политикой через область политической аргументации.

Все вышесказанное определяет актуальность данной курсовой работы.

Целью данной работы является рассмотрение метафоры как PR-приема в языке политики.

Цель работы поставила следующие задачи:

.   определение понятия метафоры как PR-приема;

.   выявление особенностей использования метафоры в речи политиков и журналистов;

.   анализ функционирования метафоры как PR-приема на примере выступлений политиков, а также в СМИ.

Объектом исследования выступает метафора в публичных текстах.

Предметом исследования являются особенности структуры и функционирования метафоры в языке политики.

В качестве рабочего материала для исследования мы предполагаем использовать преимущественно российские газеты последних лет, как достаточно структурированное и наиболее доступное для исследования средство массовой информации. В исследовании был использован материал «Словарь русских политических метафор» Баранова А.Н. и Караулов Ю.Н.

Теоретической основой для данной работы послужили учения Арутюновой Н.Д., Гака В.Г., Добренко Е., Скляревской Г.Н., Харченко В.К. и других.

В качестве методологических основ нашего исследования мы предполагаем, использовать различные дефиниции метафоры как коммуникативного средства языка.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения и двух приложений. В первой части предпринята попытка обобщить теории различных лингвистов и сформулировать понятие метафоры. Во второй части рассматриваются конкретные примеры использования метафоры в речи политиков и в газетных публикациях, делается анализ использованных метафор.

В приложении приведены тексты использованных статей для анализа.

 


Метафора как PR -прием

Понятие метафоры

 

Для начала определимся с терминами. Наиболее общее определение метафоры - «…стилистический троп, заключающийся в перенесении свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов». Такое определение даёт «Советский энциклопедический словарь» 1979-го года. Классический же словарь Михельсона «Русская мысль и речь» определяет метафору ещё проще: «Метафора - иносказание - в переносном смысле сказанное».

Метафора прочно вошла в публицистический арсенал активных средств воздействия на читателя. Утверждение Аристотеля: «Всего важнее - быть искусным в метафорах, перенять их от другого нельзя; это - признак таланта» - остается основополагающим принципом художественного творчества и одним из критериев мастерства писателя и журналиста.

Не зря в известной монографии Г.Н. Скляревской в качестве эпиграфа взяты слова Мандельштама: «Только через метафору раскрывается материя, ибо нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение».

Исследование метафоры становится тотальным. Изучаются ее стилистические возможности, семантика и функции, закономерности метафоризации, устройство метафорического знака. Так, В.Г. Гак, говоря о метафоре в языке, отмечает ее универсальность, проявляющуюся в «…пространстве и во времени, в структуре языка и функционировании. Она присуща всем языкам во все эпохи, она охватывает разные аспекты языка и обнаруживается во всех его функциональных разновидностях». По мнению Арутюновой Н.Д., метафора «…служит тем орудием мысли, при помощи которого нам удается достигнуть самых отдаленных участков нашего концептуального поля». Лакофф Д. и Джонсон М. утверждают, что метафора «…пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии». Современная когнитивная лингвистика считает метафору не тропом, призванным украсить речь и сделать образ более понятным, а формой мышления. В коммуникативной деятельности метафора - важное средство воздействия на интеллект, чувства и волю адресата.

Язык политики как «особая знаковая система, предназначенная именно для политической коммуникации», привлекает внимание многих исследователей. К нему обращаются как лингвисты, так и политологи, социологи, исследователи публичной коммуникации, осознавшие, что политика - это в значительной степени дело языка. Действительно, трудно переоценить роль языка в переговорах на высшем уровне, международных договорах, выступлениях политических и государственных деятелей, парламентских дебатах и т.д. Изучение политического дискурса особенно актуально в условиях демократического общества, так как демократия - это не столько совокупность процедур и их применения, сколько диалогическое взаимодействие между различными политическими партиями, общественными движениями и даже отдельными людьми.

 

Изучение языка политика за рубежом

 

Зарубежные исследователи приписывают роль первопроходца в изучении языка политики Гарольду Лассвеллу. На Западе хорошо известны его суждения о зависимости стиля языка от политической ситуации. Особенно часто цитируются его слова о том, что некоторые изменения в стиле языка могут предвещать назревающий кризис или постепенное ослабление демократии. Вообще, изучение политического дискурса имеет прочные традиции в западных странах, которые практически неизвестны отечественному читателю. Чуть ли не единственным исключением можно считать сборник под редакцией Патрика Серио, дающий некоторое представление о французской школе политической лексикологии.

Становление политической лингвистики на Западе, похоже, приводит к пересмотру самого понятия политического дискурса. Если, вслед за Е.И. Шейгал, анализировать данный концепт в терминах ядра и периферии, следует констатировать стремительное расширение его объема за счет размывания границ периферии. Если ранее в центре внимания оказывались преимущественно жанры, которые в максимальной степени соответствуют основному назначению политической коммуникации - борьбе за власть (публичные выступления политиков, парламентские дебаты, официальные документы), то в последнее время исследователи все чаще обращаются к анализу политической рекламы, мемуаров политиков, дискурса СМИ, материалов теледебатов, круглых столов и прочих пограничных жанров. Более того, обозначилась тенденция рассматривать любой публичный дискурс, даже не связанный с политической проблематикой, как потенциально политический, так как любое публичное использование языка может оказаться политически значимым для граждан.

В политологии политика традиционно связывается с понятием власти, поэтому язык политики можно определить как язык власти. Это привлекает к его исследованию представителей так называемого критического анализа дискурса - направления, ставящего своей целью выявление и разоблачение скрытых в языке отношений власти, неравенства и дискриминации.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...