Соотношение понятий рост, развитие, созревание.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение. Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития. Составляющими предмета возрастной психологии являются:
Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Возр психология- у нас, в мировой психологии –психология развития. Теоретические задачи: 1 Изучение общих закономерностей и детерминант развития 2 Посторение периодизации психич развития чел-ка 3 Определение соотношения между обучением и психическим развитием чел-ка 4 Посторение психол портрета возраста Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания. Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий. Разработать психологически обоснованные требования к пед. общению.
Практические задачи: 1 Контроль за ходом и динамикой психического развития человека. 2 Помощь в построении программ обучения, создания психологического комфорта в школе и т.п. 3 Решение вопроса, в каком возрасте надо начинать школьное обучение 4 Как пережить кризис среднего возраста итд итп…
Парадоксы развития:
Соотношение понятий рост, развитие, созревание.
Рост - количественные изменения, увеличение размеров,функциональных возможностей отдельных органов, их сстемы, организма в целом.
Развитие - процесс качественного изменения, преобразования структуры. Объект развития- система, а не изолированный элемент. Развитие не всегда прогресс: может быть и регресс.
Созревание - запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения. Созревание - основа для развития.
Развитие может проявляться в онто и филогенезе.
Характеристики развития:
o Индивид (ребенок), его психика и сознание (классич) o Субъект (ребенок) в системе социальных связей и отношений, а не изолированный (культ-историч)
o Объект развития в исходном и конечном состояниях o
Условия развития, обеспечивающие закономерный переход объекта из исходного в конечное состояния 5. Направленность развития. Бывает прогрессивная (от структуры низшего порядка к структуре высшего порядка) и регрессивная (наоборот). На любой стадии развития есть и прогрессивная напр и регрессивная., но в норме должно преобладать прогрессивное, регресс в старости не обязателен. (Это одна точка зрения, нек считают, что развитие это только регресс, а нек, что по разному преобладают на разных стадиях). 6. Источник развития. Представляет собой самодвижение в результате внутреннего противоречия. Т.е. развитие- процесс вынужденный. Если не будет противоречий, человек будет жить по принципу экономии энергии.
7. Формы развития. Бывает эволюционная - медленные, количественные изменения, и скачкообразная (революционная) – развитие через кризисы, преобр в относительно короткие периоды времени. Сегодня считается, что кризисы необходимы. 8. Стадиальность развития. Каждая стадия включает прошлое и генерирует новое. Единство прерывности и непрерывности психич развития чел-ка. Основные признаки развития (по работам Выготского, Вернера и др.): прежде всего это качественные изменения, появление новообразований, перестройка связей между сторонами объекта.
1) Преформирующий тип - когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие);
Основные теоретические модели развития: 1. Эволюционная. Развитие понимается как количественный рост. 2. Детерминистическая факторная. Развитие- качественные изменения, но из причина понимается линейно, т.е. только одна причина, либо внешняя (соц или природная среда- Петю наказали за коныетку, след раз он поделился), либо внутренняя (наследственность). 3. Адаптационная\ интеграционно-равновесная. Фрейд, Пиаже. Если организм утрачивает равновесие, он начинает развиваться. 4. Диалектическая. Причина развития- противоречия в самой системе. 3. Особенности наблюдения, эксперимента в психологии развития и возрастной психологии.
В истории детской психологии выделяются 2 следующих этапа: 1. Описательный этап. o сбор данных, фактов, их систематизация o основной метод- наблюдения o результаты наблюдений собраны в атласе Гезелла 2. Причинно- детерминированный этап. o изучение причин, факторов развития o метод эксперимента Основные требования исследования:
o объективность o надежность o валидность (полученные данные должны адекватно отражать процессы, которые мы изучаем) o воспроизводимость o репрезентативность выборки (группа исследуемых должна быть представительна в своем классе или в своем возрасте). Соответственно в возрастно психологии выделяются два ведущих метода: наблюдение и эксперимент (до этого еще был метод вчувствования- профессор входил в роль ребенка и выполнял задания, и метод анкетирования- для маленьких детей заполняли их родители. Это все не прокатило.)
Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Критерии: o Кто наблюдает: самонаблюдение (не применяется в работе с детьми до 10 лет, тк например могут преувеличивать красоту близкого человека и тп.) и о бъективное наблюдение. Метод объективного наблюдения – точное систематическое наблюдение в течение более или менее продолжительного времени за особенностями поведения и деятельности ребенка в естественных, специально не изменяемых условиях. Далее рассматриваем только его. o Позиция наблюдателя: внешнее наблюдение, включенное наблюдение, параллельное наблюдение (2 или 3 наблюдателя). o Систематичность наблюдения: Можно наблюдать все поведение ребенка, а можно только эпизоды. Требования: o Выделение цели наблюдения. Она должна соответствовать основным задачам исследования. o Систематичность. В наблюдении не должно быть длительных перерывов. Чем меньше возраст ребенка, тем быстрее темп развития => перерывы должны быть минимальны. То же самое во время кризисов. o Объективность. Исследователь фиксирует только факты, а не их интерпретацию. o Незаметность для субъекта – ребенок, когда занет, что за ним наблюдают, ведет себя по-другому. Этот метод имеет недостатки: невоспроизводимость, неоднократность, исследователь не может дать ответ о причинно- следственных связях, т.к. не вмешивается в условия. Поэтому наблюдение часто сопровождается экспериментом. Его цель- выделение причинно- следственных связей; берутся зависимая и независимая переменные => контрольная и эксперим группы.
Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
Эксперимент предполагает два замера – претест (до изменения переменной) и посттест (после). При работе с детьми очень важно, что у них может быть разное отношение к задаче: принятие, подмена задачи общением, отказ в силу бессмысленности для ребенка, подмена задачи своей, отказ в силу сверхсложности. Виды эксперимента: o Естественный - проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов. o Лабораторный - проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой o Педагогический – оченивает развивающий эффект обучающих программ. a) Метод беседы: стандартизированная (в соответствии с жестким планом вопросов) и клиническая (вопросы меняются в зависимости от ответа ребенка, направлена на подтверждение гипотезы). b) Метод исследования продуктов деятельности (проективный метод, имеет ряд ограничений по возрасту, применяется только в дополнении с другими методами). c) Метод изучения кросскультурных различий d) Метод тестов (сравнение уровня ребенка с нормой) e) Метод реконструкции онтогенетического развития ребенка f) Биографический метод (анализируя дневники великих людей, можно сделать вывод о причинно- следственных связях развития личности J).
Можно выделить две стратегии исследования психического развития, различающиеся в зависимости от представления о причинах развития – констатирующую и формирующую. Констатирующая стратегия исследования исходит из представления о развитии как стихийном процессе, где объект развития- индивид. Любое вмешательство извне нарушает ход развития. Поэтому позиция исследователя внешняя, он только констатирует изменения. Недостаток: ограниченность возможностей выявления причин развития, ни наблюдение, ни констатирующий эксперимент не могут активно воздействовать на процесс развития, и его изучение идет только пассивно. Формирующая стратегия следует из нового взгялда на развитие как процесс, осуществляющийся в форме присвоения ребенком социокультурного опыта в общении и сотрудничестве со взрослым. Решающее значения для развития приобретает обучение. Объект развития не индивид, а ребенок в системе соц отношений. Три основных этапа в развитии формирующей стратегии, они воплощены в особых методах исследования. 1. Генетико моделирующий метод Выготского. Формирующая стратегия здесь в форме моделирования сущностных сторон процесса становления ВПФ, воплощена в методике двойной стимуляции. 2. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Форм стр: моделирование процесса преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность. Были установлены: o Зависимость уровня развития пс ф-ций от включенности в деятельность и от места, занимаемого в структуре деятельности o Общая логика интериоризации как процесса перобразования деят-ти 3. Метод планомерно- поэтапного формирования умственных действий и понятий, Гальперин. Напр на воспроизведение логического пути развитияпсих деят-ти. Проверка гипотезы о содержании и структуре форм псих. деят-ти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|