Основные теоретические подходы к проблеме периодизации психического развития.
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Выготский в работе «Проблема возраста» дал исчерпывающую критику существующих периодизаций, не потерявшую своего значения и сегодня. Ученый сформулировал принципы и критерии построения научной периодизации, создал новую теорию кризисов и предложил свою периодизацию. Все схемы периодизации он разделил на три группы по их теоретическим основаниям.
I. Соотнесение психического развития ребенка с другим процессом. Критерий — внешний по отношению к развитию признак (периодизация Г. С. Холла, основанная на выделении образовательнх ступеней).
Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):
0-3 года раннее детство
3-5 лет дошкольный возраст
6-12 лет начальное школьное образование
12-16 лет обучение в средней школе
17 и старше высшее или университетское образование
Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов.
0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство
2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов
6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)
II. Критерий — один признак, абстрагированный из целостного развития (периодизация 3. Фрейда на основе психосексуального развития, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта).
Недостатки таких периодизаций в утрате целостности развития, в
потере показательности единственного признака, лежащего в основе развития.
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.
Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
III. Внутренние закономерности провеса развития как основа периодизации (А. Гезелл — изменение темпа развития),
В.И. Слободчиков
1 ступень - оживление (0-12мес)
2 ступень - одушевление (11-12мес - 5-6 лет)
3 ступень - персонализация (5,5 - 18 лет)
4 ступень - индивидуализация (17-42года)
Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.
Л. С. Выготский, стремясь реализовать принцип учета внутренних закономерностей развития, предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст (учение о структуре и динамике возраста). Структура возраста — социальная ситуация развития и возрастные новообразования. Динамика — чередование кризисов и стабильных периодов. Критериями психического развития являются: формирование ВПФ; изменение системного и смыслового строения сознания; изменение социальной ситуации развития; формирование психологических новообразований. Критерии периодизации — возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов). В связи с этим возникает новое позитивное понимание кризисов.
А. Н. Леонтьев [53] полагал, что периодизация должна строиться на основании двух критериев: место ребенка в системе социальных отношений; ведущая деятельность. Исходя из этого, исследователь предложил следующую периодизацию: младенчество (0-1 год); преддошкольный возраст (2-3 года), ведущая деятельность — овладение элементарными предметными действиями; дошкольное детство (3-7 лет), ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра; школьное детство (7-17 лет) с учебной деятельностью как ведущей, включающее младший школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (12-15 лет), юношеский (15-17 лет). Говоря о кризисах, автор использует отличающуюся от принятой в школе Выготского терминологию, различая кризисы и переломы в развитии. Отождествляя форму проявления кризисов и сами кризисы, он отвергает неизбежность кризисов, которых при правильном, разумно управляемом воспитании может и не быть. Необходимы переломы, качественные сдвиги в развитии, а кризис является свидетельством не совершившегося вовремя перелома.
Л. И. Божович [12] в основу периодизации положила два основания: социальную ситуацию развития и личностные новообразования. Кризисы рассматривала как разрешение противоречия, возникающего в ходе психического развития ребенка.
36. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.
Д Б. Эльконин развил эти положения, обосновав свою П. п. р. сменой ведущих типов деятельности и выделив разные по содержанию стадии — эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития — фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности.
. Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Гипотеза о периодичности закл в закономерном чередовании периодов преимущественного равития аффективно-потребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы.
Периодизация строится по след схеме: цикл, периоды, фазы равития. Целостный цикл включает два взаимодополняющих периода: период развития аффективно-потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы.
Ограничения:
· в периодизаци. не включен период пренатального развития, тк другие закономерности
· нет зрелых возрастов, тк предположение о кардинальном изменении законов развития в зрелом возрасте
Эпоха
| периоды
| Социальная ситуация
| Ведущая деятельность
| Кризисы
| Новообразование кризиса
| Сфера
развития
|
Р
А
Н
Н
Е
Е
Д
Е
Т
С
Т
В
О
| Младенчество
(2-12 месяцев)
| «Мы» - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки
| Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым
| 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни)
| Возникновение индивидуальной психичесой жизни, перестройка физиологических механизмов существования.
| Мотивационоо-потребностная
|
|
|
|
| 1 год – кризис первого года жизни (распад Пра-Мы)
| Ходьба, возикновение мотивированный представлений
|
|
| Ранний возраст (1-3 года)
| Распад «Пра-Мы», приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений
| Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие – центральная линия развития
| Кризис «я сам» (3 года).
Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка
| Ребенок называет себя, используя местоимение «я» - становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого.
| Познавательно-умственная
|
Д
Е
Т
С
Т
В
О
| Дошкольный (3-7 лет)
| Распад совместной деятельности с взрослым
| Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование - наглядно-образное мышление.
| Кризис 6-7 лет.
Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты.
Суть кризиса:формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру
| Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность.
| Мотивационно-потребностная
|
| Младший школьный (7-11 лет)
| «Ребенок-близкий взрослый» и «ребенок- социальный взрослый»
| Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия – интеллектуализация.
| Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости
| Возникновене представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлиннной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими.
| Познавательная
сфера, интеллект
|
П
О
Д
Р
О
С
Т
Н
И
Ч
Е
С
Т
В
О
| Младший подростковый возраст (12-15 лет)
| Господство детского общества над взрослым
| Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.
| Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания
| Открытие «Я», возникновение рефлексии – на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности.
| Мотивационно-потребностная,
усвоение моральных норм
|
| Старший подростковый возраст (15-17 лет)
| Подросток находится в ситуации моратория – нужно самоопределиться
| Учебно-профессиональная
| Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость
| Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе.
| Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: