Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие наглядно-действенного мышления




Ребенок не рождается с готовой способностью к мышлению. Первые мыслительные процессы возникают у него в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. Следовательно, развитие восприятия и мышления находится в тесном единстве. Первые проблески детского мышления носят практический, действенный характер. Это наиболее ранняя форма мышления называется наглядно-действенной и способствует формированию других, более сложных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления.

При нормальном развитии ребенка первые проявления наглядно-действенного мышления наблюдаются в конце первого – в начале второго года жизни. В дошкольном возрасте ребенок способен решать доступные для него практические задачи, во многих случаях он может самостоятельно найти выход в той или иной проблемной ситуации. Однако для совершенствования наглядно-действенного мышления даже у нормально развивающихся детей необходима педагогическая организация деятельности, при которой успешно происходит обучение способам ориентировки в окружающем, обобщение опыта действия с предметами.

Без специального обучения наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей значительно отстает в развитии. В результате чего далеко не всем детям к концу дошкольного периода доступно выполнение даже таких практических задач, как перемещение предмета рукой, его использование или элементарное изменение. Между тем дети с нормальным интеллектом легко решают эти задачи уже в младшем дошкольном возрасте.

Умственно отсталые дети часто не осознают наличие проблемной ситуации, а если и понимают ее, то не связывают поиски решения с необходимостью использования вспомогательных средств. Так, ложка, ножницы, лопатка и др. созданы человеком как вспомогательные средства или орудия, овладение которыми не всегда правильно осмысливается детьми. Когда они с помощью взрослого применяют эти средства, то недостаточно еще обобщают собственный опыт действия и не могут использовать его в решении новых задач в отсутствие предмета.

У детей с нарушением интеллекта отсутствует активный поиск, они часто остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения практических задач, даже в тех случаях, когда задача игровая.

Умственно отсталый дошкольник в отличие от нормально развивающегося сверстника недостаточно ориентируется в пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценить свойства объекта и отношения между ними, испытывает ряд трудностей моторного характера. В связи с тем, что оценка свойств орудия у детей-олигофренов весьма затруднена, они не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия, т. е. фактически у них отсутствуют подлинные пробы, в то время как метод проб и ошибок – основной в решении новых наглядно-действенных задач.

Предлагаемая система дидактических игр и упражнений, разнообразных поручений дана в порядке нарастающей сложности, что позволяет познакомить детей со способами предметных действий, помочь осмыслить свою самостоятельную деятельность.

Педагог должен научить детей выполнять действия со вспомогательными предметами-орудиями. Индивидуальный опыт складывается в результате самостоятельных действий и подражания взрослому при словесном обобщении этих действий педагогом и ребенком. Необходимо стремиться разбудить интерес к решению простейших мыслительных задач, активизировать мыслительную деятельность ребенка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ОРУДИЙ, ИМЕЮЩИХ ФИКСИРОВАННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Покорми мишку

Цель. Познакомить детей с орудиями, имеющими фиксированное назначение.

Оборудование. Мишка, детская мебель и посуда.

Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог сажает за стол мишку, ставит перед ним тарелку и предлагает детям покормить его «кашей». В случае, если они не догадываются, что для этого нужна ложка, педагог спрашивает: «Чем будете набирать кашу? Чем вы едите кашу?» Затем просит кого-либо взять ложку из буфета и покормить мишку. Если дети затрудняются передать игровые действия, педагог показывает, как надо кормить мишку. И в конце игры уточняет, что люди едят ложкой, мишек и кукол тоже надо кормить ложкой.

Угостим кукол

Цель. Продолжать знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение.

Оборудование. Две куклы, детская мебель и посуда.

Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог сажает за стол двух кукол и ставит перед ними столовый сервиз, в котором нет чашек. Педагог предлагает напоить кукол чаем с конфетой. Если дети не догадываются взять чашки, педагог напоминает: «Из чего мы пьем чай?» Затем просит ребенка принести чашки из буфета и угостить кукол чаем. При затруднении можно использовать действия по подражанию! В конце игры педагог уточняет, что чай можно пить из чашек и кукол мы поим из чашек.

Покатай зайку

Цель. Та же.

Оборудование. Два зайчика и две машинки.

Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог берет две машины и в каждую сажает зайчика: одна машина с веревкой, а другая без нее. Педагог приглашает двоих детей и просит их покатать зайчиков. Естественно, одному ребенку удобно возить машинку за веревочку, другому – нет. Взрослый обращает на это внимание детей и в присутствии их привязывает веревку ко второй машине. «Теперь будет удобно возить машину»,– говорит педагог и показывает, как нужно взяться за веревочку. Дети по очереди возят машину за веревку.

Испечем пироги

Цель. Та же.

Оборудование. Набор формочек.

Ход игры. В теплую погоду педагог располагает детей около песочницы и просит их испечь «пироги» для кукол, раздает детям формочки. Если они не обращают внимания, что нет совочков, и начинают брать песок руками, педагог останавливает их и говорит: «Руками песок брать нельзя. Чем можно брать песок?» Затем раздает совочки, показывает, как ими действовать. В заключение педагог обобщает действия детей, уточняя, что в игре с песком надо использовать совочек.

Полей цветок (занятие)

Цель. Та же.

Оборудование. Комнатное растение, ведро с водой, лейка.

Ход занятия. Перед детьми на столе стоит комнатное растение. На другой стороне комнаты ведро с водой. Педагог говорит детям, что надо полить растение. Вызывает одного ребенка и просит выполнить это. Если он бездействует, то вызывает другого ребенка. Если никто из детей не догадается, какие вспомогательные предметы надо взять, чтобы набрать воды, педагог спрашивает: «Руками можно полить растение? (Показывает, что вода из рук вытекает.) Руками воду носить нельзя. Во что можно набрать воды, чтобы полить растение?» Дети отвечают и поливают, используя при этом разные вспомогательные средства. А педагог обобщает полученные ответы: «Воду можно брать чашкой, лейкой»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...