Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование предметов, имитирующих орудия труда




Игры с предметами, имитирующими орудия труда, формируют у детей координацию движений. Они учатся зрительно оценивать пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим действовать с помощью предмета-орудия. У них развивается глазомер, воспитывается настойчивость, целенаправленность действий. Все это подготавливает базу для формирования простейших трудовых навыков.

Забор вокруг дома

Цель. Учить использовать имитирующие орудия труда; продолжать соотносить свойства предмета-цели и предмета-орудия, развивая согласованность действий рук.

Оборудование. Пластмассовый домик, кубики, инструменты (гвоздики, молоток, отвертка, гаечный ключ).

Ход игры. На столе стоит пластмассовый домик. Рядом находится набор кубиков с отверстиями. В отверстия надо вставить гвоздики. Рукой это сделать трудно, нужно забить их в каждое отверстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, отвертка, гаечный ключ лежат на столе. Задача состоит в том, чтобы ребенок догадался выбрать нужное орудие и использовал его.

Сделай самолет

Цель. Та же.

Оборудование. Пластмассовые инструменты (гаечный ключ, молоток, отвертка), пластмассовый самолет.

Ход игры. Ребенку дают самолет, сделанный из пластмассового конструктора. Гайки плохо завинчены. Педагог предлагает укрепить гайки и поиграть с самолетом. Недалеко от самолета лежат инструменты. Ребенок должен выбрать нужный инструмент (гаечный ключ) для укрепления гаек. При необходимости педагог помогает ребенку укрепить гайки.

Сделай тележку

Цель. Та же.

Оборудование. Пластмассовая тележка с винтами, игрушечные инструменты (гаечный ключ, отвертка, молоток).

Ход игры. Ребенку дают сборную пластмассовую тележку простой конструкции. Детали в тележке соединены винтами, но сделано это слабо. Недалеко от тележки лежат инструменты. Педагог предлагает ребенку укрепить винты и поиграть с тележкой. Ребенок должен использовать отвертку для укрепления винтов. В случае затруднения педагог помогает ребенку укрепить винты.

РЕШЕНИЕ ДВУХФАЗОВЫХ ЗАДАЧ

С решением двухфазовых задач в наглядно-действенном плане дети встречаются там, где в деятельность включается промежуточная цель, когда предмет-орудие не находится непосредственно в поле зрения ребенка. Для получения этого предмета-орудия нужно решить дополнительную задачу: либо подготовить данный предмет (освободить от лишних деталей, очистить), либо изготовить его как орудие. В этом случае ребенок может увлечься промежуточной целью и забыть об основной задаче. Научить ребенка целенаправленности – это одна из важных задач умственного воспитания ребенка-дошкольника. С такими задачами он будет встречаться не только в практическом, но и в мыслительном плане при решении, например, арифметических или алгебраических задач.

Достань игрушку

Цель. Учить решать двухфазовые практические задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.

Оборудование. Заводная игрушка в целлофановом пакете, стул, на нем ящик со строительным материалом.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку достать мешочек с игрушкой, висящий на крючке так, что, стоя на полу, ребенок не может достать его. Для этого ему надо использовать стул, предварительно сняв с него ящик со строительным материалом. Педагог фиксирует внимание ребенка на конечной цели: «Можешь рукой достать игрушку? Что нужно сделать, чтобы ее достать?» Педагог помогает ребенку осознать промежуточную цель – освободить стул – снять ящик со строительным материалом. Взрослый следит, чтобы ребенок не увлекся игрой со строительным материалом. После выполнения задания педагог обобщает действия ребенка, говорит, что вначале он освободил стул, а затем использовал его, чтобы достать игрушку.

Достань машинку

Цель. Та же.

Оборудование. Заводная машинка, палка на высоком шкафу, стул.

Ход игры. Педагог показывает ребенку машинку, заводит ее, и она как бы «случайно» заезжает под шкаф. Чтобы достать машинку, ребенок должен снять со шкафа палку, используя для этого стул. В конце занятия педагог просит ребенка уточнить последовательность своих действий: что делал вначале, что потом, зачем он брал стул. При необходимости педагог помогает ребенку осмыслить процесс выполнения данного задания.

Достань, что в трубке лежит

Цель. Та же.

Оборудование. Прозрачная трубка, в ней сверток с маленькой игрушкой, проволока (скручена).

Ход игры. Педагог просит ребенка посмотреть, что находится в трубке, и достать сверток. Недалеко от трубки лежит проволока. Ребенок должен догадаться разогнуть проволоку и использовать ее для выталкивания свертка. При затруднениях педагог подсказывает ребенку. После выполнения задания ребенка просят рассказать, как он выполнил задание.

Игра с воздушными шарами

Цель. Та же.

Оборудование. Воздушные шары, веревочка в рулоне, ножницы.

Ход игры. Педагог надувает шары в присутствии детей и раздает их им. Шары сдуваются. Педагог спрашивает: «Что надо сделать, чтобы с шарами можно было играть?» Если дети не догадаются сказать, что от рулона надо отрезать веревку, то педагог говорит: «Надо веревку отрезать, поищите, чем отрезать». Дети находят ножницы, отрезают ими веревку от рулона, с помощью педагога перевязывают шарики и играют с ними.

Игра с мячом

Цель. Та же.

Оборудование. Две короткие палки, которые можно вставить одна в другую, т. е. из двух палок сделать одну длинную.

Ход игры. Педагог играет с ребенком в мяч, он «неожиданно» закатывается под шкаф. Недалеко от шкафа лежат две палки. Педагог просит ребенка достать мяч. В случае необходимости подсказывает, как удлинить палку. После выполнения задания обращает внимание ребенка, что одной палкой нельзя достать мяч, надо одну палку соединить с другой. Затем дети играют в мяч.

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИЧИННОГО МЫШЛЕНИЯ

С физическими явлениями дети встречаются в своей практической деятельности, но далеко не всегда то, что видят, осмысливают. Интерес к явлениям, поиски их причин возникают у ребенка тогда, когда нарушается привычный ход явления. Другими словами, интерес к причине того или иного явления связан с возникновением ориентировочной реакции. Поэтому в играх и упражнениях на развитие причинного мышления нужно создавать такие ситуации, где сначала все идет привычно, а затем происходит что-то необычное, нарушается привычный ход явления.

Столкни шарик

Цель. Вызывать у детей ориентировочную реакцию на нарушение привычной ситуации; побуждать к поиску причины нарушения; создавать интерес к устранению причины.

Оборудование. Два пластмассовых кубика и два пластмассовых шарика (один незаметно закреплен на кубике гвоздем).

Ход игры. Педагог ставит на стол два кубика, на каждом лежит шарик. Наклоняет кубик, и шарик катится. Предлагает ребенку наклонить другой кубик. Ребенок наклоняет кубик, но шарик не катится. Если ребенок ищет причину необычного «поведения»

шарика (берет в руки кубик и шарик, заглядывает и т. п.), то педагог поощряет его. В противном случае педагог вновь повторяет ситуацию и просит ребенка так же повторить действия. Педагог спрашивает у ребенка, почему его шарик не падает, и вместе с ним начинает искать причину, увидев гвоздь, восклицает: «Вот он! Гвоздик мешает!»

Открой коробочку

Цель. Та же.

Оборудование. Коробка от готовальни, две картинки.

Ход игры (проводится индивидуально). Педагог кладет на стол картинки тыльной стороной вверх, говорит ребенку, что у него красивые картинки. Достает коробку от готовальни, кладет туда картинку и закрывает коробку, не запирая ее штырьком. Предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. Тот без труда открывает коробку. Пока ребенок рассматривает картинку, педагог вкладывает в коробку другую картинку и закрывает коробку штырьком. Просит еще раз открыть коробку и достать вторую картинку. Если ребенок пытается открыть коробку силой, педагог предлагает ему поискать причину, почему коробка не открывается, попробовать открыть ее разными способами, найти, что мешает.

Спрячь зайчика

Цель. Та же.

Оборудование. Два счетных ящика (деревянные, с крышками, вдвигающимися в пазы), пластмассовый зайчик.

Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог вводит в комнату одного ребенка, показывает ему зайчика и ящик. Предлагает придумать для другого ребенка загадку про зайчика, а самого зайчика спрятать в ящик и закрыть крышкой. Ребенок с помощью педагога придумывает загадку, прячет игрушку и закрывает ящик крышкой, вдвигая ее в пазы. Незаметно в пазы ящика надо вставить маленькую палочку. Педагог вводит другого ребенка, он слушает загадку. Независимо от того, отгадал он загадку или нет, ему предлагают достать игрушку из ящика. Так как ящик не открывается привычным способом, педагог побуждает ребенка найти причину для выполнения задания.

Покатай мишку

Цель. Та же.

Оборудование. Мишкл в машинке (одно колесо плохо прикреплено).

Ход игры. Педагог просит ребенка покатать мишку в машинке. Как только ребенок начинает везти машинку, колесо соскакивает, машинка наклоняется набок. Ребенок ищет причину, пытается ее устранить. Педагог помогает ему. После этого ребенок катает мишку. В конце педагог просит ребенка рассказать, что случилось с машиной.

Надуем шарики

Цель. Та же.

Оборудование. Два воздушных шара (один –целый, другой – с дырочкой), веревочки.

Ход игры. Педагог говорит, что он сейчас надует шары и дети будут с ними играть. Надувает целый шар, завязывает и кладет на стол. Надувает второй шар, быстро завязывает, но шар спускается. Педагог надувает его вторично и спрашивает у детей, что случилось, побуждая их найти причину. Вызывает кого-либо и подставляет его руку к тому месту шара, откуда выходит воздух, помогает найти дырочку.

Полей цветок (занятие)

Цель. Та же.

Оборудование. Комнатное растение с сухой землей, кружка с отверстием в донышке, ведро с водой.

Ход занятия. Педагог просит ребенка полить растение, стоящее на окне. На расстоянии не менее 2 м от окна стоит ведро с водой и кружка. Ребенок набирает воду в кружку и несет к цветку. Вода выливается. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что в такой ситуации не удастся полить растение. Спросить, что же случилось, и предложить найти причину. При необходимости помочь ему в этом.

Кто ловкий

Цель. Та же.

Оборудование. Аквариум, две банки с водой, на дне которых камушки, два сачка (один из них разорван).

Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог предлагает детям достать камушки из банок сачками и переложить их в аквариум. Кто вытащит камушки аккуратно, тот считается ловким. Дети берут сачки и выполняют задание. У одного ребенка все получается, у другого – нет. Педагог меняет им сачки, и ловким оказывается другой ребенок. Если дети к этому времени сами не укажут на причину (сачок порвался), педагог забирает оба сачка и предлагает одному ребенку выбрать, какой из сачков он хочет взять, и обосновать свой выбор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...