Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ГЛАВА 1. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РФ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ

 

Межбюджетные отношения в Российской Федерации - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.

Проблема реформирования бюджетной системы эффективного использования общественных финансовых ресурсов, вопросы их централизации и децентрализации обуславливают высокую актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.

Тема курсовой работы актуальна потому, что отношения бюджетного федерализма являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер. За последние несколько лет формы и методы межбюджетного взаимодействия в Российской Федерации претерпели существенные изменения, но не решена до конца проблема реформирования бюджетной системы, эффективного использования общественных финансовых ресурсов, их централизации и децентрализации.

Цель работы - рассмотреть межбюджетные отношения в субъектах РФ и пути их совершенствования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

.   Исследовать сущность и принципы межбюджетных отношений.

. Выявить основные задачи межбюджетных отношений.

. Изучить проблемы реформирования межбюджетных отношений.

Информационной базой исследования послужили материалы законодательного, нормативного, научно-практические публикации и труды отечественных экономистов в области межбюджетных отношений: официальный сайт Федерального казначейства РФ, Министерства финансов РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Грязнова А. Г. Мягкова Т. П., Миляков М. В., Гринкевич Л. С. и другие.



 


 

ГЛАВА 1. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РФ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

 

    Теоретические основы межбюджетных отношения

 

Распределительная и контрольная функция обуславливает сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

) местных бюджетов, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.

Межбюджетные отношения - совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. [7]

Цель межбюджетных отношений - создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территориях налогового потенциала. [13]

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

. Распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ.

. Разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ.

. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований.

. Выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

. Равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.[17]

Характер межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

Бюджетный федерализм - система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками. [16]

Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства. [3]

Бюджетный федерализм может эффективно претворяться только при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:

) разграничение доходных (налоговых) полномочий;

) разграничение расходных полномочий;

) выравнивание бюджетов.

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает "вертикальный дисбаланс" или "горизонтальный дисбаланс". Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем. [11]

Вертикальное выравнивание происходит за счет финансовой помощи.

Финансовая поддержка (или финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из Федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. дефицитом бюджета). [14]

В соответствии со ст.44 и 133 Бюджетного кодекса РФ финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:

)   дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

)   субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

)   бюджетные кредиты;

)   бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ. [2]

Таким образом, доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных средств и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

Трансферты регионам перечисляются ежемесячно, исходя из фактических поступлений средств в федеральный бюджет. Регионы-доноры не имеют реальных стимулов для принятия мер, направленных на расширение налогооблагаемой базы, поскольку значительная часть собираемых ими средств перераспределяется в пользу не обеспечивающих себя ресурсами субъектов Федерации.

 

    Межбюджетные отношения в субъектах РФ

 

Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации в значительной степени зависит от того, как они складываются между федеральным центром и регионами.

Основными задачами бюджетных взаимоотношений между центром и регионами является:

¾ ликвидации несоответствия между объемом расходных обязательств субфедеральных органов власти и величиной закрепленных за бюджетами данных уровней доходных поступлений;

¾ сдерживание и сокращение уровня дифференциации регионов в плане социально - экономического развития с целью сбалансированного экономического развития, не допускающего сильной межрегиональной социальной напряженности;

¾ стимулирование территориальных "налоговых усилия" (побуждать территориальные органы власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциала;

¾ ориентация бюджетных политик территориальных властей на реализацию общегосударственных приоритетов;

¾ устранение недостатков налоговой системы. [5]

Все эти задачи решаются с помощью механизма межбюджетного выравнивания.

Основным инструментом механизма межбюджетных отношений между федеральным центром и регионами (также как между регионами и муниципалитетами), как уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты. поляк

Крупнейшим каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), основное предназначение которого - выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

В настоящее время взаимоотношения федерального и региональных бюджетов не имеют достаточной законодательной базы и требуют радикального упорядочения. Помощь регионам из федерального бюджета осуществляется не только посредством прямых транзакций (перечислений) на определенные цели, но и в виде всяких льгот по налогам, которые должны по общему порядку поступать в федеральный бюджет, а также в других формах. [5]

Необходимость успешного и стабильного развития регионов и муниципальных образований требует оптимизации межбюджетных отношений в первую очередь в направлениях более четкого разграничения полномочий органов власти и установления соответствующих расходных полномочий бюджетов всех уровней.

Федеральное законодательство предполагает достаточную самостоятельность органов власти субъектов Российской Федерации в отношении конкретного распределения расходных обязательств между региональным и местным уровнями, а также передачи органам местного самоуправления отдельных полномочий субъектов Российской Федерации.

В условиях самостоятельности государственные органы субъектов РФ с учетом своих территориальных особенностей должны осуществлять конкретное распределение расходных обязательств по уровням бюджетной системы региона и утверждать установленное распределение в законодательном порядке. [4]

Полномочия должны разграничиваться между региональным и местным уровнями власти на постоянной или долговременной основе и удовлетворять определенным принципам:

) принцип территориального соответствия предусматривает ответственность за предоставление бюджетных услуг того уровня власти, под юрисдикцией которого проживает население, потребляющее бюджетные услуги;

) принцип максимального приближения бюджетных услуг к их получателям определяет передачу исполнения услуг на более низкий уровень бюджетной системы, поскольку местные власти находятся ближе к потребителям бюджетных услуг и лучше знают их нужды;

) принцип максимальной эффективности предоставления бюджетных услуг требует, чтобы выбор уровня бюджетной системы при закреплении расходных полномочий определялся по оптимальному варианту при условии обеспечения наиболее рациональной и эффективной реализации соответствующих полномочий. [9]

 

    Совершенствование системы межбюджетных отношений в субъекте РФ

 

В настоящее время совершенствованию межбюджетных отношений и на федеральном и на региональном уровне придается большое значение. Для улучшения межбюджетных отношений необходимо придать наибольшее значение комплексному анализу межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации и дальнейшему совершенствованию их правового регулирования. [6]

Межбюджетные отношения и конкретные механизмы (например, трансферты) должны обосновываться и реализовываться в контексте всех политических, экономических, правовых и иных регуляторов развития.

Следует выделить следующие направления и пути решения проблем возникающих в межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации:

.   Разграничение расходных полномочий.

Вопрос разграничения расходных полномочий слишком запутан, не отрегулирован ни на федеральном уровне, ни в субъектах Федерации.

Все больше на федеральном уровне принимается различных законов, влекущих увеличение расходов в территориальных бюджетах, в том числе местных. Но что бы законы вступили в силу, их нужно финансировать.

Модель межбюджетных отношений ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов разных уровней в соответствии со сложившимися расходными частями местных бюджетов. Она не может эффективно работать, так как в ней не предусмотрен принцип распределения бюджетных полномочий. Необходимо разумное разграничение и законодательное закрепление бюджетных полномочий между всеми уровнями власти.

.   Стабильное закрепление доходных источников.

Сегодня идет речь о реформирование межбюджетных отношений, налоговой системы. Федеральное правительство поставило вопрос о разделении налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Но в субъектах Федерации вопрос о разграничении на постоянной основе налоговых поступлений между региональным уровнем и местными бюджетами никак не решается.

Местные бюджеты в малой степень финансируются из бюджета субъектов РФ. Большинство бюджетов муниципальных образований в России в настоящее время являются дотационными, т.е. основную часть доходов составляют дотации. Кроме этого в настоящее время из местных бюджетов в большей доли финансируется: здравоохранение, содержание детских садов, расходы на среднее образование. Поэтому система социальной защиты не может нормально функционировать из-за недостатка средств в местных и муниципальных бюджетах для ее реализации.

Прежде всего, нужно четко различать разграничение налоговых полномочий, т.е. право вводить те или иные налоги устанавливать их ставки, и разделение налоговых доходов. Также нужно рассмотреть возможность введения института местной налоговой инспекции, ответственной за сбор местных налогов и ведущей информационную базу данных по налоговым платежам в местный бюджет. Очень важно установить на федеральном уровне предельно допустимый дефицит местного бюджета. Эта мера должна заставить субъекты РФ установить для муниципальных образований собственные нормативы отчислений от региональных налогов и способствовать сбалансированности местных бюджетов. [1]

.   Совершенствование системы формирования и распределения межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты должны планироваться бюджетом на очередной год и плановый период (2 года вперед) и расходоваться эффективно. Это даст определенную финансовую стабильность на более длительный период.

.   Дотационность региональных бюджетов должны быть вытеснены стимулированием финансовой заинтересованностью регионов.

Регионы должны уйти от дотационности и начать зарабатывать собственные финансовые средства, а не надеяться на федеральные бюджетные средства. Для этого необходимо:

¾ наращивать доходный потенциал регионов;

¾ увеличивать степень сбора налогов;

¾ эффективно расходовать бюджетные средства для этого целесообразно ввести в качестве ежегодной бюджетной процедуры составление рейтинга эффективности бюджетных расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

¾ повышать инвестиционную привлекательность субъектов Российской Федерации;

¾ поддерживать малый и средний бизнес в регионах.[8]

.   Повышение прозрачности региональных финансов.

Прозрачность является одним из лучших средств контроля со стороны общества за эффективностью управления общественными финансами, и повышения ответственности органов государственной власти субъекта Российской Федерации за принятые решения.

Информацию по межбюджетным отношениям в регионах должна быть общедоступной (в средствах массовой информации и на официальных сайтах региональных органов государственной власти).

.   Привлечение в экономику субъектов Российской Федерации инвестиций

Привлечение инвестиций позволят привлечь дополнительные финансовые средства, создать новые рабочие места в регионе, увеличить объемы производства на соответствующих территориях, привести к дальнейшему развитию и процветанию субъектов Российской Федерации.

Проблема реформирования межбюджетных отношений является одним из самых актуальных направлений совершенствования бюджетной системы.

В настоящее время дефицитна значительная часть бюджетов, как субъектов федерации, так и муниципальных образований. Поэтому встречные потоки финансовых средств между бюджетами обусловлены необходимостью восполнять этот дефицит через перераспределение доходов между территориями. Однако и сегодня могут быть сформулированы предложения, которые в будущем не только оптимизируют межбюджетные потоки, но и помогут разрешить современные бюджетные проблемы. [1]

Далеко не всегда органами государственной власти субъектов РФ соблюдаются установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе - закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. С трудом преодолеваются традиции "централизованного регулирования" доходов и расходов местных бюджетов.

 


 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.