Нннн 2. 58. Понятие качества продукции. Показатели качества продукции. Международные стандарты на системы обеспечения качества. «Петля качества».
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность для удовлетворения определённых потребностей в соответствии с её назначением (ГОСТ 15467). Требования к качеству устанавливают дифференцированно по товарным сортам, классам, категориям и номерам. Стандарты на растениеводческую продукцию устанавливают показатели качества продукции, имеющие силу закона как для производящих её хозяйств, так и для реализующих организаций. К качеству продукции требования - эстетические, физиологические, технологические – учитывается комплекс требований (качество зерна: вкус, запах, цвет, засорённость, влажность и др.). Для объективной оценки качества используют показатели качества. Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания, эксплуатации или потребления. Номинальное значение показателя качества продукции – это регламентированное значение показателя качества, от которого отсчитывается допускаемое отклонение. Каждый показатель качества выражают в определённых единицах (проценты, граммы) или в баллах. Допустимое отклонение показателя качества – сопоставление фактического и номинального значений показателя, находящегося в пределах, установленных нормативной документацией. Единичные показатели к. – питательные, вкусовые, технологические свойства продукции (всхожесть, влажность), показатели назначения и долговечности, технологичности, эргономические, эстетические, экономические. Сохраняемость – свойство продукции сохранять своё первоначальное качество в течение определённого промежутка времени. Устойчивость при хранении и возможная продолжительность хранения – лежкость (картофель, овощи, фрукты).
Комплексный показатель качества продукции – характеризует несколько её свойств – сортность продукции, т.е. градация продукции определенного вида по одному или нескольким единичным показателям (яблоки поздних сортов – высший, первый, второй, третий сорта в зависимости от внешнего вида, размеров, степени повреждения). Уровень качества продукции – степень соответствия оцениваемой продукции требованиям действующих стандартов. Значение показателя качества продукции может быть базовым (принято за основу при сравнительной оценке качества продукции), относительным (отношение значения показателя качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя), номинальным, предельным, оптимальным. В стандартах регламентируются показатели, обеспечивающие безопасность продукции с/х и пищевой промышленности для здоровья и жизни людей и охраны окружающей среды. Общегосударственные интересы и права потребителей защищает государственный надзор. Показатели качества продукции: 1. по характерным свойствам – назначения;, экономического значения использования сырья, топлива, энергии; надёжности; технологичности; транспортабельности; стандартизации и унификации; безопасности; патентно-правовые; эргономические; эстетические; экологические; 2. по способу выражения – выраженные в натуральных (кг, м, г/л) и стоимостных единицах; 3. по количеству характеризуемых свойств: единичные, комплексные (групповые, обобщённые, интегральные); 4. по применению для оценки: базовые и относительные значения показателей; 5. по стадии определения значений показателей: прогнозируемые, проектные, производственные, эксплутационные. В отрасли хлебопродуктов 5 групп показателей качества: 1. ботанико-физиологические – культура (род растения), вид, форма (яровая, озимая), морфолого-анатомические особенности, всхожесть, энергия прорастания; 2.органолептические – цвет, запах, вкус-показатели свежести зерна, муки; 3. физические – форма зерновки, размеры, крупность, выполненность, масса 1000 зерен, стекловидность, пленчатость, натура – стандартизированы; 4. физико-химические – влажность, зольность, сод. белка, кислотность, сод. и качество клейковины; 5. – технологические – оценка природных особенностей зерна – способность к переработке, возможность выработки из него продуктов определённого качества.
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован на пакете международных стандартов ИСО 9000-9004. принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г и обновлённых в 1994 году. В МС 9000-«Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества» подчёркивается, что внутри фирмы или предприятия обеспечение качества – предмет общего руководства. Практика конкурентоноспособных зарубежных фирм показала, что качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учетом комплексного исследования рынка и этот опыт воплощён в стандарте «петля качества». Модель «Пети качества»: 1.Маркетинг. Поиски и изучение рынка; 2.Проектирование и разработка технических требований к продукции; 3.Материально-техническое снабжение; 4.Подготовка и разработка производственных процессов; 5.Производство продукции; 6.Контроль и испытания; 7.Упаковка и хранение; 8.Реализация и распределение; 9.Монтаж и эксплуатация; 10.Техпомощь в обслуживании; 11.Утилизация после использования – и снова маркетинг, поиски и изучение рынка. Роль маркетинга в системе управления качеством – выбор целевого рынка, установление требований к качеству продукции, определение потребности в товаре, емкости рынка – для выпуска нужного количества товара, полностью соответствующего особенностям проса покупателей по качеству, цене, срокам поставки товара и др. маркетинговая функция обеспечивает постоянную обратную связь с потребителями, позволяет своевременно принять необходимые решения в области управления качеством.
Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень ответственности руководства за качество. Особенности современной системы управления качеством – наличие в её структуре внутренней проверки (осущ. компетентные специалисты) системы, анализа и оценки её эффективности (осущ. независимыми компетентными лицами);-обязательные определение и оценка затрат на качество – экономическая оценка эффективности системы (главная цель системного управления качеством – снижение расходов на качество. Фирмы планируют общие затраты на качество); -внимание фирмы к обеспечению качества при проектировании и разработке технических условий и как результат – товары должны отвечать требованиям покупателей и реализовываться по доступной для них цене (с гарантией безопасности изделия и его экологической безвредности), а производителю – окупаемость расходов на получение прибыли;- возможность выбора поставщиков широко используется в практике зарубежных фирм; -обеспечение возможности снижения риска юридической ответственности за качество. Система обеспечения качества на стадии проектирования включает анализ готовности производства к выпуску новой или усовершенствованной продукции. Форма обратной связи – надзор самого производителя за качеством продукции. Стандарт ИСО 9004 содержит положения о подготовке кадров – подготовка персонала охватывает все уровни от руководства до рабочих. Следует постоянно добиваться сознания всеми работниками важности повышения качества. В стандартах ИСО серии 9000 уделяется особое внимание удовлетворению запросов покупателей, установлению ответственности, оценке возможных рисков и преимуществ.
нннн 2. 59. Сущность и содержание сертификации. Порядок сертификации зерна и продуктов его переработки. Сертификация (сделано верно) считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям. Установление соответствия сопряжено с испытанием – техническая операция по определению одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой по принятым правилам. Осуществляется в испытательных лабораториях.
Оценка соответствия – систематическая проверка степени соответствия заданным требованиям – контроль – оценка соответствия путём измерения конкретных характеристик продукта. Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны – лицом или органом независимым ни от поставщика, ни от покупателя. Проверка соответствия – утверждение соответствия продукции (процесса, услуги) установленным требованиям посредством изучения доказательств. Надзор за соответствием – повторная оценка с целью убеждения, что продукция (процесс, услуга) продолжает соответствовать установленным требованиям. Обеспечение соответствия – рез-том этой процедуры является заявление, дающее уверенность в том, что продукция (пр., ус.) соответствуют заданным требованиям. Применительно к продукции это – заявление поставщика о соответствии – письменная гарантия, что продукция соответствует заданным требованиям (поставщик, изготовитель под свою личную ответственность сообщает, что его продукция отвечает требованиям конкретного нормативного документа); - сертификация – процедура, посредством которой третья сторона даёт гарантию, что продукция (пр., ус.) соответствуют заданным требованиям. Заявление изготовителя (заявление-декларация) содержит: адрес изготовителя, представляющего заявление-декларацию, обозначение изделия и дополнит. информацию о нём, наименование, номер и дату публикации стандарта, на кот. ссылается изготовитель, указание о личной ответственности изготовителя за содержание заявления. Эта информация должна быть основана на результатах испытаний. Ссылка на стандарт не означает утверждение изделия организацией, принявшей стандарт. Доказательство соответствия проводится по системе сертификации. Её в общем виде составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за её деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым проводится сертификация; процедуры (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы серт. могут действовать на национальном, региональном, международном уровнях. Система сертификации однородной продукции может входить в общую систему сертификации. В 1994 г создана Государственная хлебная инспекция – сертификация зерна и продуктов его переработки (хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, корма на зерновой основе, комбикорма). Включает более 50 испытательных лабораторий и 20 органов по сертификации – эти органы явл. основой независимой системы испытания зерна, зерно- и хлебопродуктов. клиент получает 2 сертификата: с. качества после личной проверки представителем ГХИ и с. соответствия – подтвержд., что продукция безопасна для жизни и здоровья людей.
Обязательная с. зерна и продуктов его переработки проводится по схемам 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5, также с использованием схемы сертификации по заявлению-декларации. При реализации зерна и маслосемян, поражённых болезнями, сомосогревающегося зерна, дефектного и в состоянии, нестойком для хранения – по схеме 7 за 3 дня до реализации – сертификат выдаётся на минимально короткий срок. При неполной реализации партии зерна за установленное сроком действия сертификатом время – повторные испытания. При реал. крупной партии зерна с одного поля, из организации – с. выдаётся на всю партию 1 раз. При неполной реал. или длительном перерыве орган ГХИ проводит инспекционный контроль. При составлении помольных партий, сформированных из нескольких однородных партий зерна, на 1 из кот. отсутствует с. соответствия или заявление-декларация, продукты размола зерна подлежат сертификации как однородная партия по схеме 7. Порядок и периодичность инспекционного контроля устан. органом по с. с учётом Порядка контроля пестицидов, токсичных элементов, микотоксинов и микроорганизмов в продовольственном зерне и зернопродуктах в системе хлебопродуктов, утверждённого Минсельхозпродом России и согласованного с Госкомсанэпиднадзором России. При выпуске зерна после длительного хранения серт. испытания проводят по проверке содержания микотоксинов; если использ. пестициды при хранении – проверка на сод. их остаточных количеств. Отбор проб зерна и продуктов его переработки для целей сертификации проводят в соответствии с ГОСТ 13586.3-83, ГОСТ 27668-88.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|