Методики психологического обследования
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Первичная беседа Организация первичной беседы
Обычно знакомству психолога-консультанта с ребенком предшествует беседа со взрослым, обратившимся за помощью. Ее можно проводить либо непосредственно перед обследованием, либо заранее. В любом случае, она не должна проходить при ребенке. Назначая встречу, следует попросить взрослых принести детские тетради (как за текущий период, так и за прошлые месяцы), побольше рисунков, которые сделаны ребенком по собственному желанию. Если беседа проводится непосредственно перед обследованием, то ребенку пока можно дать осмотреться в экспериментальной комнате, поиграть, порисовать, почитать. Основные задачи этого этапа консультирования можно суммировать в трех пунктах: · получить общее представление о том, как клиент воспринимает ребенка · познакомиться с типичными поведенческими проявлениями ребенка и · собрать анамнестические данные, сведения о семейной и школьной Можно использовать следующую (достаточно общепринятую) классификацию проблем: · проблемы, связанные с умственным развитием; · поведенческие проблемы, · эмоциональные и личностные проблемы: · проблемы общения; · неврологические проявления.
Направления сбора анамнеза при основных видах жалоб
Проблемы умственного развития. Если заявлены проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушения внимания, трудности в понимании учебного материала и т.н.), го основными направлениями сбора анамнеза будут следующие. 1. Возможные источники органических поражений мозга:
· патология в протекании беременности: гормональные нарушения, угроза выкидыша, заболевания, из которых наиболее опасны краснуха беременных (рубелла) и грипп (особенно в первой половине беременности); работа на химическом производстве, с химическими реактивами; · патология в протекании родов: сильная недоношенность; стремительные роды; родовспоможение (щипцы - частый источник локальных органических поражений; вакуум нередко вызывает множественные микропоражения); асфиксия, проявляющаяся в том, что ребенок закричал не сразу после рождения; травмы головы, сопроиождавшиеся признаками сотрясения мозга: тошнотой, рвотой (при этом диагноз "сотрясение мозга" мог отсутствовать); · неврологические заболевания (менишит, энцефалит и другие). 2. Признаки нарушений в раннем психическом развитии: · замедленное развитие прямостояния и ходьбы: можно ориентироваться на следующие примерные границы нормы: ребенок начинает сидеть к 6-8 месяцам, стоять-к 9-11 месяцам, ходить-к 12-14 месяцам; · замедленное развитие речи; ориентировочные нормы: лепет (повторение однотипных слогов типа "ба-ба-ба", "на-на-на" и т.п.)-с 6 месяцев, отдельные слова (например, "мама" или "дай") - к 11-14 месяцам, простейшие фразы из двух слов к 18-24 месяцам; · отсутствие или запоздалое появление комплекса оживления – активной радостной реакции и смеха при виде взрослого; в норме комплекс оживления появляется к 3 месяцам; · отсутствие или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр (в норме они обычно появляются в 3 года). 3. История обучения ребенка: · посещал ли детский сад: если да, то с какого возраста и какого типа {дневной, круглосуточный; массовый, специальный); · и каком возрасте пошел в школу; если пошел раньше или позже обычного срока, то почему; · каковы успехи в учебе н настоящее время и в предшествующие годы, какие имеются (имелись) трудности, по каким предметам.
Проблемы поведения. Если заявлены поведенческие проблемы, то вне зависимости от того, на какие именно трудности жалуется клиент, полезно собрать сведения о поведении в разных ситуациях.
Эмоциональные и личностные проблемы. При жалобах на эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенную возбудимость, частую смену настроений, страхи, раздражительность, безволие и т.п.) можно рекомендовать следующие направления сбора анамнеза: 1. Типичные ситуации, вызывающие те или иные негативные проявления. 2. Ситуации, способствующие улучшению состояния. 3. Реакции ребенка на разные жизненные ситуации: школа (в частности,
Проблемы общения. Нарушения общения могут проявляться в замкнутости, агрессивности, неадекватных притязаниях на лидерство, повышенной обидчивости, неумении "постоять за себя" и т.п. Они могут относиться к любым ситуациям общения или только к некоторым из них (например, только к общению с детьми или, напротив, со взрослыми; только к общению в школе или, наоборот, в семье). В любом случае рекомендуется собрать достаточно подробный анамнез об особенностях общения ребенка в разных ситуациях. 1. Раннее развитие общения:
2. Общение со сверстниками:
3. Общение со взрослыми:
Неврологические проявления. Наиболее распространенные неврологические проявления - это тики (непроизвольные подергивания мышц), навязчивые движения, анурез (ночное или дневное недержание мочи), повышенная утомляемость, нарушения сна. Если за ними не стоит серьезное нервное заболевание (выходящее за рамки компетенции психолога), то они, как правило, являются следствием эмоциональных проблем. Поэтому в этом случае следует использовать ту же схему сбора анамнеза, что и при жалобах на эмоциональные и личностные проблемы.
Методики психологического обследования Тесты должны быть:
В течение всего обследования проводится наблюдение за поведением ребенка. Оно позволяет судить о самооценке личности, об отношении к данному заданию и к деятельности в целом. Фиксируя в протоколе особенности выполнения заданий, важно отмечать такие проявления как:
началом каждого действия, могут оказаться диагностичнее, чем результаты выполнения задания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|