Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики психологического обследования




Первичная беседа

Организация первичной беседы

 

Обычно знакомству психолога-консультанта с ребенком предшествует беседа со взрослым, обратившимся за помощью. Ее можно проводить либо непосредственно перед обследованием, либо заранее. В любом случае, она не должна проходить при ребенке. Назначая встречу, следует попросить взрос­лых принести детские тетради (как за текущий период, так и за прошлые меся­цы), побольше рисунков, которые сделаны ребенком по собственному жела­нию.

Если беседа проводится непосредственно перед обследованием, то ре­бенку пока можно дать осмотреться в экспериментальной комнате, поиг­рать, порисовать, почитать.

Основные задачи этого этапа консультирования можно суммировать в трех пунктах:

· получить общее представление о том, как клиент воспринимает ребенка
и сложившуюся ситуацию, что его беспокоит;

· познакомиться с типичными поведенческими проявлениями ребенка и
выяснить, как обычно реагируют на них окружающие его люди (взрослые
и дети);

· собрать анамнестические данные, сведения о семейной и школьной
ситуации.

Можно использовать следующую (достаточно общепринятую) класси­фикацию проблем:

· проблемы, связанные с умственным развитием;

· поведенческие проблемы,

· эмоциональные и личностные проблемы:

· проблемы общения;

· неврологические проявления.

 

Направления сбора анамнеза при основных видах жалоб

 

Проблемы умственного развития. Если заявлены проблемы, связан­ные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушения внимания, трудности в понимании учебного материала и т.н.), го основными направлениями сбора анамнеза будут следующие.

1. Возможные источники органических поражений мозга:

· патология в протекании беременности: гормональные нарушения, угроза выкидыша, заболевания, из которых наиболее опасны краснуха беременных (рубелла) и грипп (особенно в первой половине беременности); работа на химическом производстве, с химическими реактивами;

· патология в протекании родов: сильная недоношенность; стремительные роды; родовспоможение (щипцы - частый источник локальных органических поражений; вакуум нередко вызывает множественные микропоражения); асфиксия, проявляющаяся в том, что ребенок закричал не сразу после рождения; травмы головы, сопроиождавшиеся признаками сотрясения мозга: тошнотой, рвотой (при этом диагноз "сотрясение мозга" мог отсутствовать);

· неврологические заболевания (менишит, энцефалит и другие).

2. Признаки нарушений в раннем психическом развитии:

· замедленное развитие прямостояния и ходьбы: можно ориентироваться на следующие примерные границы нормы: ребенок начинает сидеть к 6-8 месяцам, стоять-к 9-11 месяцам, ходить-к 12-14 месяцам;

· замедленное развитие речи; ориентировочные нормы: лепет (повторение однотипных слогов типа "ба-ба-ба", "на-на-на" и т.п.)-с 6 месяцев, отдельные слова (например, "мама" или "дай") - к 11-14 месяцам, простейшие фразы из двух слов к 18-24 месяцам;

· отсутствие или запоздалое появление комплекса оживления – активной радостной реакции и смеха при виде взрослого; в норме комплекс оживления появляется к 3 месяцам;

· отсутствие или позднее появление, бедность и однообразие сюжетных игр (в норме они обычно появляются в 3 года).

3. История обучения ребенка:

· посещал ли детский сад: если да, то с какого возраста и какого типа {дневной, круглосуточный; массовый, специальный);

· и каком возрасте пошел в школу; если пошел раньше или позже обычного срока, то почему;

· каковы успехи в учебе н настоящее время и в предшествующие годы, какие имеются (имелись) трудности, по каким предметам.

Проблемы поведения. Если заявлены поведенческие проблемы, то вне зависимости от того, на какие именно трудности жалуется клиент, полезно собрать сведения о поведении в разных ситуациях.

  1. Поведение ребенка в школе:
  • соблюдение норм поведения на уроке: сидит ли ребенок за столом или может вдруг встать и пойти по классу (выйти из класса); мешает ли вести урок; слушает ли учителя; как реагирует на его замечания;
  • поведение на перемене: спокоен или сверхподвижен, общается ли с другими детьми; вступает ли в драки.
  1. Поведение в семье:
  • выполняет ли общие требования родителей (выполнение домашних заданий, укладывание спать, соблюдение гигиенических требований);
  • как реагирует на отдельные поручения, просьбы и указания, особенности поведения по отношению к разным членам семьи;
  • поведение с родителями вне дома (в магазине, в гостях).
  1. Поведение в общении с другими детьми:
  • играет ли с детьми, участвует ли в коллективных развлечениях;
  • часты ли конфликты, ссоры; по каким причинам они возникают; как ведет себя в случае конфликта.
  1. Воспитательные воздействия, применяемые взрослыми:
  • поощрения (подарки, развлечения, сладости и т.п.); насколько часты; в каких случаях ребенок их получает; зависят ли от поведения ребенка;
  • наказания: какие именно наказания используются, насколько они часты;
  • общий стиль общения с ребенком, время, уделяемое ему родителями; совпадают ли у родителей взгляды на воспитание.
  1. Образцы, которые ребенок наблюдает дома (поведение родителей в разных ситуациях, не имеющих прямого отношения к ребенку).

Эмоциональные и личностные проблемы. При жалобах на эмоцио­нальные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенную воз­будимость, частую смену настроений, страхи, раздражительность, безволие и т.п.) можно рекомендовать следующие направления сбора анамнеза:

1. Типичные ситуации, вызывающие те или иные негативные проявления.

2. Ситуации, способствующие улучшению состояния.

3. Реакции ребенка на разные жизненные ситуации: школа (в частности,
ответственная контрольная); выполнение домашних заданий; общение с
родителями; самостоятельная деятельность; общение с детьми;
развлечения; каникулы.

Проблемы общения. Нарушения общения могут проявляться в замкну­тости, агрессивности, неадекватных притязаниях на лидерство, повышенной обидчивости, неумении "постоять за себя" и т.п. Они могут относиться к любым ситуациям общения или только к некоторым из них (например, толь­ко к общению с детьми или, напротив, со взрослыми; только к общению в школе или, наоборот, в семье). В любом случае рекомендуется собрать дос­таточно подробный анамнез об особенностях общения ребенка в разных ситуациях.

1. Раннее развитие общения:

  • имелся ли комплекс оживления;
  • любил ли ребенок в младенческом возрасте быть у родителей на руках,
    просился ли на руки, часто ли его брали.

2. Общение со сверстниками:

  • есть ли у ребенка друзья (подруги), сколько их, насколько часто они
    общаются, где (в школе, в кружке, на улице, ходят друг к другу в
    гости), чем обычно занимаются;
  • поведение в общении с другими детьми.

3. Общение со взрослыми:

  • общение в семье: проявляет ли ребенок инициативу в общении старается ли обратить на себя внимание взрослых, делится ли своими проблемами и переживаниями; кто из членов семьи проводит с ребенком больше всего времени;
  • общение в школе: любит ли ребенок учительницу (учителя), обращается ли к ней (к нему) по собственной инициативе, как реагирует на обращение к себе;
  • общение с посторонними взрослыми: стремится ли ребенок к такому
    общению или старается его избегать; как ведет себя в гостях, на улице,
    в транспорте.

Неврологические проявления. Наиболее распространенные невроло­гические проявления - это тики (непроизвольные подергивания мышц), на­вязчивые движения, анурез (ночное или дневное недержание мочи), повы­шенная утомляемость, нарушения сна. Если за ними не стоит серьезное нерв­ное заболевание (выходящее за рамки компетенции психолога), то они, как правило, являются следствием эмоциональных проблем. Поэтому в этом слу­чае следует использовать ту же схему сбора анамнеза, что и при жалобах на эмоциональные и личностные проблемы.

Методики психологического обследования

Тесты должны быть:

  • занимательны, интересны для ребенка;
  • компакты, портативны (чтобы проведение каждого из них не занимало слишком много времени),
  • информативны (в этом смысле тест, оценивающий одновременно память, внимание и уровень мотивации, лучше теста, дающего только оценку памяти).

В течение всего обследования проводится наблюдение за поведением ребенка. Оно позволяет судить о самооценке личности, об отношении к дан­ному заданию и к деятельности в целом. Фиксируя в протоколе особенности выполнения заданий, важно отмечать такие проявления как:

  • изменение характера работы ребенка над тестовым заданием при изменении интонации психолога;
  • реакция на похвалу и на форм}, в которой указываются ошибки;
  • собственная оценка своих промежуточных результатов в процессе деятельности и окончательного результата;
  • комментарии по поводу своего отношения к заданию и своих возможностей в соответствующей сфере;
  • попытки отказа от выполнения задания;
  • возможности ребенка в использовании помощи проверяющего;
  • обращения за помощью или за одобрением к взрослому, присутствующему при обследовании;
  • эмоциональные реакции взрослого, наблюдающего за действиями ребенка.

началом каж­дого действия, могут оказаться диагностичнее, чем результаты выполнения задания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...