Соотнесение жалоб с особенностями психического развития
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Психологические причины некоторых наиболее широко распространенных жалоб, с которыми родители и учителя обращаются к психологу-консультанту. "Ребенок плохо учится". Это самая распространенная жалоба в младшем школьном возрасте. За этой жалобой может стоять одна из следующих причин (или сочетание нескольких на них). 1. Задержка психического развития (нарушения обучаемости) и педагогическая запущенность. По нашему опыту, при жалобе на неуспеваемость примерно в половине случаев обнаруживается та или иная степень отклонений в развитии познавательных процессов. Следует иметь в виду, чтои в обычной выборке нарушения обучаемости достаточно часты (встречаются примерно у 20-25% младших школьников). В сравнительно редких случаях неуспеваемость объясняется более глубокими нарушениями в интеллектуальном развитии (умственной отсталостью). 2. Хроническая неутешность; тотальный регресс. Если родители или учитель сообщают, что ребенок не успевает практически по всем предметам, то в обследовании почти всегда обнаруживаются проявления хронической неуспешности или тотального регресса. Редкие исключения составляют случаи умственной отсталости, особо глубокой задержки психического развития, инфантилизма или резкого снижения мотивации, приводящего к малой значимости для ребенка отрицательных оценок. Иногда психологический синдром хронической неуспешное™ является единственной причиной неуспеваемости, но чаще он выступает в сочетании с другими отклонениями: нарушениями обучаемости, астенией, неярко выраженным снижением учебной мотивации. Для тотального регресса характерны еще более грубые нарушения.
3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция редко при 4. Вербализм - одна из частых причин выраженной неравномерности 5. Отсутствие учебно-познавательных мотивов. Эта причина неуспеваемости редко встречается в начале школьного обучения. Однако уже ко второму году обучения мотивация снижается у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг учебы атмосферу принудительности и безрадостности. Общее снижение мотивации встречается значительно реже, чем локальное снижение именно учебных мотивов. 6. Астения. При астении родители и учителя обычно отмечают сравнительно недавно произошедшее падение успеваемости, которая до этого была неплохой. Учителя сообщают также, что на первых (утренних) уроках ребенок работает лучше, чем на последних, в начале урока - лучше, чем к концу. Как правило, имеются прямые указания на повышенную утомляемость.
"Ребенок ленится". Это одна из очень частых жалоб, и за ней могут стоять самые разные причины. Остановимся на некоторых из них. 1) Завышенные требования. Нередко родители и учителя считают ленивым ребенка, который вполне нормально учится, но, действительно, не прилагает особых стараний и потому не полностью реализует в школе свои возможности. Однако при этом у нею может быть какое-то свое увлечение - например, он любит играть в футбол. Тогда совершенно естественно, что учебе он уделяет лишь столько времени, сколько необходимо для того, чтобы держаться на среднем уровне, даже если его способности позволяют ему добиться значительно большего. Какие-либо претензии к такому ребенку неуместны. Он, как и любой человек, имеет право выбирать свои увлечения,
2) Снижение учебно-познавательных мотивов. Эта проблема обсуждалась в предыдущем подразделе. Она часто стоит как за жалобами на низкую успеваемость, так и за жалобами на лень. 3) Замедленность темпа деятельности. В этих случаях ребенок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но так медленно, что окружающим кажется, будто ему лень шевелиться, совершать любое усилие. В действительности замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу (медленное протекание нервных процессов) и ни в коем случае не может рассматриваться как "лень". 4) Астеничность, сниженная энергетика даст самую классическую картину "лени": ребенок любит подолгу валяться в кровати, часами ничего не делает (так как у нею нет сил что-либо делать), пальцем шевельнул, а уже устал... Взрослым кажется, что он не мог устать от такого пустячного усилия, а оказывается, что мог. 5) Неуверенность о себе, тревожность тоже может проявляться как 6) Нарушение отношений с учителем - еще одна нередкая причина 7) Лень в собственном смысле слов а, когда ребенок делает только то, что
"Ребенок рассеян". Жалобы на невнимательность, на детскую рассеянность очень часты в консультативной практике. Естественно, что при подобной жалобе необходимо, прежде всего, проверить функцию внимания с помощью какой-либо специальной методики (в частности, для этого удобен тест "Кодирование"). С учетом других данных это позволяет различить основные варианты поведения, называемые в быту общим словом "невнимательность". 1. Несформированность функции внимания - не только не единственная, но и отнюдь не самая частая причина жалоб на невнимательность. Если она действительно имеет место, то надо выяснить, нет ли у ребенка признаков органического поражения мозга, служащих наиболее распространенной основой первичных нарушений внимания. При наличии таких признаков желательна консультация невропатолога. 2. Несформированность организации действий - одна из наиболее 3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция, при которых ребенок погружен в себя, в свои фантазии и мечты, также создают впечатление невнимательности. При этом ребенок отвлекается и становится рассеян, когда деятельность для него скучна, но прекрасно сосредоточивается и становится остро внимателен при встрече с интересным заданием. Задания, предлагаемые консультантом при обследовании, как правило, новы, занятны и привлекательны для младших школьников. И нередко учитель или родители,
4. Снижение учебной мотивации. В этом случае "отключение" внима 5. Тревога, разрушающая любую деятельность, особенно пагубна имен 6. Гиперактивность (двигательная расторможенность) с неизбежностью 7. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности часто приводят к бытовой рассеянности: ребенок забывает в школе портфель, по дороге домой теряет ключ от квартиры и пр. В действительности это не нарушения внимания, а проявления высокой избирательности памяти (сродни "профессорской рассеянности"); ребенок сосредоточен на решении интеллектуальных задач и искренне забывает о '"мелочах жизни".
"Ребенок неуправляем". Неуправляемость, непослушность ребенка - самая частая из поведенческих жалоб, особенно в подростковом возрасте. За ней могут стоять следующие причины: 1. Ошибка взрослых, не умеющих оценивать возрастные особенности 2. П овышенная энергетика ребенка. Это вариант нормального развития, не требующего коррекции, хотя жалоба родителей (или учителя} совершенно адекнатна: ребенок в самом деле трудно управляем. Когда он сам ставит себе цели и, твердо зная, чего он хочет, умеет добиваться своего, что взрослым с ним, действительно, трудно. Однако в плане прогноза мощная активность при высоком уровне целенаправленности поведения - это благоприятный вариант развития (правда, сели ребенка не "затюкают" за чрезмерную
3. Гиперактивность (двигательная расторможенность) тоже часто вызывает жалобы на неуправляемость ребенка. Этот диагноз следует четко отличать от диагноза "повышенная энергетика". Для ребенка с гиперактивностью характерна недостаточная целенаправленность поведения.-тогда как при повышенной энергетике целенаправленность, напротив, повышена по сравнению с обычным уровнем, В отличие от повышенной энергетики, гиперактивность - это, безусловно, отклонение в развитии, требующее коррекции, насколько она возможна (к сожалению, возможности в этом отношении довольно ограничены). 4. Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм - психологические синдромы, основным проявлением которых является именно 5. Социальная дезориентация и отверженность - другая пара психологических синдромов, центральным проявлением которых является неуправляемость. Однако социальная дезориентация приводит к неуправляемости не в силу сознательного стремления ребенка к нарушению правил, а в силу их непонимания. При отверженности непонимание норм и правил сочетается с 6. Групповая изоляция часто приводит к тому, что родители и учителя 7. Избалованность, не являющаяся психологическим отклонением, тоже
"У ребенка трудности в общении".
Чаще всего родители и учителя говорят о трудностях в общении ребенка со.сверстниками, о его одиночестве. Трудности и общении с самими родителями и учителями замечаются ими гораздо реже, хотя и обследовании они ВЫЯВЛЯ1ОТСЯ отнюдь не редко. Однако, в соответствии с наиболее распространенными жалобами, мы сейчас остановимся именно на проблемах общения со сверстниками: 1. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности (преобладание интеллектуальных процессов над образными и эмоциональными; сосредоточенность на учебе в ущерб другим видам деятельности) обычно дает картину полностью сохранного общении со взрослыми. Вместе с тем, в сфере отношений со сверстниками часто наблюдаются не особенно выраженные нарушения, не слишком травмирующие самого ребенка. Однако учителей и родителей беспокоит то, что ребенок вес время один, не вписывается в класс, не может найти себе друзей. В действительности, если у ребенка есть хотя бы один настоящий друг, то прогноз вполне благо приятен. Детям (да и взрослым) с выраженным интеллектуализмом не свойственна склонность к широкому кругу общения. Близкие устойчивые отношения с одним-двумя друзьями практически насыщают их потребность в общении. Если же ребенок вообще не находит себе друзей среди сверстников, то такая ситуация изоляции для нею конфузочна и ненормальна. В подростковом возрасте переживания такого ребенка особенно обостряются. 2. Вербализм, социальная дезориентация, отверженность и другие варианты нссформированности навыков общения, т.е. неумения контактировать со сверстниками, часто приводят к конфликтам и иногда дают внешнюю картину агрессивности. Подобный результат особенно вероятен при высокой направленности на общение. При менее выраженной направленности на общение ребенок, не владеющий соответствующими навыками, просто пассивен. 3. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция тормозят все виды внешней активности ребенка, в частности, и активности, направленной на общение со сверстниками. К сходной картине приводит и семейная изоляция. В подростковом возрасте, когда потребность в общении со сверстниками усиливается и становится доминирующей, это может породить серьезные личностные проблемы. 4. Аутизация (в частности, при шизоидной акцентуации) представляет 5. Претензии на лидерство при отсутствии подлинных лидерских качеств - причина, часто приводящая к высокой конфликтности в отношениях 6. Высокая конфликтность (частая, в частности, при гипертимном и 7. Интеллектуальные нарушения, приводящие к неадекватному поведению по отношению к сверстникам, иногда (при хорошей компенсаторной
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|