Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Общие положения о защите прав потребителей




Глава 7. Общие положения о защите прав потребителей

7. 1 Права потребителей как объект защиты

Права потребителей и их защита составляют особую сферу правового регулирования в гражданско – правовых отношениях, что обусловлено спецификой центральной фигуры таких отношений потребителя.

Согласно положению преамбуле Федерального Закона «О защита прав потребителей». Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, закон определяет потребителя как физическое лицо, индивида, действующего на рынке товаров и услуг.

Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрел товар для личных нужд. Очень часто один и тот же товар может использоваться как для личного потребления, так и для предпринимательской деятельности, например, перепродажи или производства.

С точки зрения закона РФ «О защите прав потребителей», не является потребителем:

- гражданин, приобретающий товары и использующий их в своей деятельности с целью систематического извлечения прибыли;

- гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве или заказывающий для этих организаций и за их счет работы, услуги в этих же целях (приобретение фотокамеры для работы в редакции, химическая чистка штор и др. );

- гражданин, приобретающий товары (работы, услуги) у другого физического лица.

Потребитель в роли гражданина действует на рынке совсем не так, как потребитель в роли организации. Интересы предприятия (организации) как правило, всегда защищены профессионалами (товароведы, юристы, экономисты и т. д. ). Потребитель же не имеет такой профессиональной поддержки и он осуществляет защиту своих прав без помощи других. Кроме того, организация, которая приобрела некачественный товар, может переложить свои потери на других потребителей. Например, увеличив стоимость своей продукции. А потребитель вынужден сам расплачиваться за неприятности, связанные с покупкой некачественного товара или услуги.

Потребителем является не только человек, который уже приобрел товар и использует его, но и тот, который только собирается это сделать. Это означает следующее. С момента появления у человека интереса к какой – то покупке, он уже вправе рассчитывать на получение полной и достоверной информации о ней.

Бывают ситуации, когда один человек покупает товар в подарок другому. В этом случае нужно иметь в виду, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Не исключен и такой вариант: фирма приобретает своим сотрудникам туристические путевки. В этом случае сотрудники фирмы тоже становятся потребителями, хотя сами и не платили за услугу. В своих комментариях юристы уточняют термином услуга или товар личного характера.

Потребитель, как правило, непрофессионал. Он далеко не всегда детально разбирается в товарах, которые хотел бы купить. А вот продавец (даже частное лицо) и уж тем более организация – специалист в области торговли.

Интересы потребителей соблюдаются при наличии реально работающего законодательства, защищающего их права и интересы. Такое законодательство есть во многих странах мира. Правда, действует оно только в тех случаях, когда сами потребители знают свои права и готовы активно их защищать.

Потребитель взаимодействует с продавцом (изготовителем, исполнителем). Это организации или индивидуальные частные предприниматели, предлагающие товары и услуги. Приобретая товар или услугу, мы вступаем в отношения с организацией в целом, а не с конкретным человеком, стоящим за прилавком или оказывающим нам услугу.

Потребитель как гражданин, не имеющий специальную подготовку, поэтому лишенный возможности заранее предсказать результат приобретение им какого – либо товара или оплаченной им услуги (выполненной работы). Права потребителя нуждаются в защите отношений направленных на защиту его прав урегулированных на законодательном уровне нормативными актами такими как: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей», Постановление Пленума Верховного Суда РФ.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает общее для всех видов гражданско – правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ1, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300 – 1 «О защите прав потребителей»

Центральное место среди нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие при реализации товаров (выполнении работ и оказании услуг), занимает Закон РФ от 07. 02. 92 г. № 2300 – 1 «О защите прав потребителей», который вступил в действие с 07. 04. 92 г. Этот акт ознаменовал собой тенденцию усиления законодательной защиты прав потребителей в российском законодательстве, являясь базой его дальнейшего развития в этой области. Значение Закона специально подчеркнуто в ст. 9 Федерального закона РФ «О введении в действие второй части Гражданского кодекса РФ» от 26. 01. 96г. № 15 – ФЗ, указывающей, что в тех случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных (бытовых) нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Справедливо мнение Я. Е. Парция о том, что нормы Закона имеют приоритет по отношению к иным законам (за исключением ГК РФ), которые регулируют отношения в области защиты прав потребителей. Именно такой вывод и следует из анализа указанной выше нормы ФЗ «О введение в действие части второй ГК РФ» и положений п. 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей, согласно которому «отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации».

Согласно п. 25 Руководящим принципам для защиты интересов потребителей (Принятые 09. 04. 1985 Резолюцией 39/248 на 106 – ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) если в силу местных экономических условий какая – либо норма ниже общепризнанной международной нормы, должны предприниматься все усилия для скорейшего повышения этой нормы. Так же Руководящие принципы с целью защиты интересов потребителей провозгласили несколько положений, которые нашли собственное отражение в российском законодательстве. Главным же является это защита покупателей от низкокачественных продуктов и услуг, допуск покупателей к информации, в том числе к информации общественных услуг, формирование законных элементов защиты прав покупателей. Предоставленный документ считается особым стандартом в сфере защиты прав потребителей, утверждения, которого государства фиксируют в собственном внутреннем законодательстве.

Конституцией РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (п. 4 ст. 15)2.

Права потребителей призваны регулировать и другие законы, принятые на основе Гражданского кодекса РФ. Например, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»3, которым предусматривается реализация туристского продукта (права на тур, как комплекса услуг) на основании договора розничной купли – продажи. Между тем, как согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ (глава 39 «Возмездное оказание услуг») туристское обслуживание относится к числу возмездных услуг, что предполагает иную структуру договорных отношений и их правового регулирования.

Таким образом, можно утверждать, что на общенормативном уровне права потребителей защищены достаточно большим множеством нормативно – правовых актов. При таких условиях, принимая во внимание, что в роли потребителей может выступать при определенных обстоятельствах любой гражданин, не вызывает сомнений необходимость установления особого правового регулирования таких отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...