Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика семинарских занятий




 

Тема 1. «Этические искания Нового времени»

 

1. Этические представления Мишеля Монтеня (социокультурные детерминанты творчества, специфика «Опытов», отношение к философии, понимание природы человека, контуры «правильной жизни», феномен дружбы, значение).

2. Этические воззрения Бенедикта Спинозы (социокультурные детерминанты творчества, проблема добра и зла, проблема свободы, феномен интеллектуализма в этических представлениях, противоречия, значение).

3. Проблемы этики в творчестве французских материалистов 18 века (П.Гольбах, К.-А.Гельвеций, Д.Дидро – особенности позиций, социокультурные обстоятельства творчества, принцип «разумного эгоизма», специфика интерпретации человека и морали, значение).

4. Эвдемонистическая ориентация этических представлений Л.Фейербаха (принцип антропологизма, этика «туизма», статус феномена счастья, проблема эгоизма, противоречия, значение).

 

Л и т е р а т у р а

 

Монтень Мишель. Опыты. М., 1979. Кн. 1-2.

Спиноза Бенедикт. Этика. // Избр. произведения: В 2 т. М., 1957. Т.1.

Гольбах Поль. Избр. произведения. Т.1. М.,1963.

Гельвеций Клод Адриан. О человеке. // Соч.: В 2 т. М., 1974. Т.2.

Фейербах Людвиг. Эвдемонизм. // Избр. филос. произведения. Т.1. М.,1955.

 

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.,1987. С.277-479.

История этических учений. Под ред А.А.Гусейнова. М., 2003. С.583-590, 641-645.

 

Тема 2. «Русская этическая мысль Х1Х – начала ХХ веков»

 

1. Этические представления русских революционных демократов (социокультурные детерминанты творчества, эволюция взглядов, особенности этической позиции, проблема «разумного эгоизма», понимание морали и отдельных моральных феноменов, значение). Главные персоналии – В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен.

2. Идеалистическая этика конца Х1Х – начала ХХ веков (философия «всеединства», экзистенциальная философия – особенности постановки и интерпретации этической проблематики, социокультурные детерминанты творческой эволюции, основания этических концепций, проблема смысла жизни, антиномии свободы, проблема взаимоотношения идеала и действительности, значение). Главные персоналии – В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев.

 

 

Л и т е р а т у р а

 

Белинский В.Г. Опыт системы нравственной философии. // Собр. соч. Т.1. М., 1976.

Соловьев В.С. Оправдание Добра. // Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1988.

Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. // Смысл жизни. М., 1994.

Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности. Л.,1991.

 

Очерки русской этической мысли. М., 1976.

Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003. С. 771-894.

Азнауров А.А. Этика русских революционных демократов. Баку, 1964.

 

 

Тема 3. «Неклассическая» этика»

 

1. Этические воззрения Артура Шопенгауэра (феномен воли, интерпретация человеческого характера, проблема свободы, побуждения эмпирической воли: эгоизм, злоба, сострадание; моральный статус сострадания, пессимистические ориентации, значение).

2. Этические представления Фридриха Ницше (феномен воли, «переоценка ценностей», особенности и этапы развития морали, позиция «эстетического имморализма», значение).

 

Л и т е р а т у р а

 

Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости. Мн., 1997. С. 43-333.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. // Соч.: В 2 т. Т.2. М.,1996.

 

Шестов Л. Добро в учении графа Толстого и Ф.Ницше. // Вопросы философии. 1990. № 7.

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1993.

Фишер К. Артур Шопенгауэр. СПб., 1998.

Андреева И.С. А.Шопенгауэр как философ и моралист. М., 1991.

Гуревич П.С. Этика Шопенгауэра. М., 1991.

Немировская Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». М., 1991.

История этический учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003. С. 663-695.

 

Тема 4. «Этика в ХХ веке»

 

1. Этические параметры экзистенциальной философии (разновидности, социокультурные детерминанты, понятие «экзистенция», основополагающие этические идеи, новации, противоречия, значение).

2. Религиозная этическая мысль (неотомизм и неопротестантизм – сравнение этических составляющих, новации и тенденции развития в ХХ веке, своеобразие «диалектической теологии», значение).

3. Проблемы этики в прагматизме (статус утилитаристской ориентации в этическом знании ХХ века, особенности постановки и интерпретации этической проблематики в прагматизме, идеи «инструментализма» и «ситуационности», противоречия, значение).

4. Основания морали в аналитической (лингвистической, неопозитивистской) традиции (основные новации Дж. Мура, специфика интерпретации морального языка в эмотивизме и аналитической метаэтике, проблема верификации моральных суждений, противопоставление метаэтики и нормативной этики, противоречия, значение).

5. Интерпретация этической проблематики в психоаналитической традиции (новации фрейдизма и неофрейдизма, основные идеи «гуманистической этики» Э.Фромма, значение).

6. Поиск универсальных этических ориентиров: этика ненасилия, этика «благоговения перед жизнью», «Живая Этика» (сущность и специфика выражения универсалистской ориентации, своеобразие «идейного синтезирования», интерпретация основных этических идей, значение).

 

Л и т е р а т у р а

 

Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

Мур Дж. Природа моральной философии. М., 1999.

Сумерки богов (Ф. Ницше, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр – тексты). М., 1989.

Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999

Войтыла Кароль Основания этики. // Вопросы философии. 1991. № 1.

Христос и культура. Избр. труды Ричарда и Рейнхольда Нибуров. М., 1996.

Его Святейшество Далай-Лама. Этика в новом тысячелетии. М., 2004.

Джемс У. Этическая философия и моральная жизнь. //Джеймс У. Воля к вере. М., 1998.

Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

Фромм Э. Иметь или быть? М.,1990.

Айер А.Д. Язык, истина и логика. // Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993.

Витгенштейн Л. Лекция об этике. // Историко-философский ежегодник. М., 1989.

Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.,1992.

Живая Этика. Избранное. М., 1992.

 

Ненасилие. Философия, этика, политика. М., 1993

Этика ненасилия. М., 1991

Рожин Н.В. Современная западная философия морали. Мн., 1991.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

История этических учений. Под ред А.А.Гусейнова. М., 2003. С. 696-770.

Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2004. С. 76-115

 

Тема 5. «Высшие нравственные ценности»

 

1. Специфика моральных ценностей и выражающих их этических категорий.

2. «Полярные» этические категории: добро и зло (проблема определения, добро и благо, диалектика добра и зла, критерий различения добра и зла, феномен персонификации, проблема борьбы со злом); справедливость и несправедливость (определение, специфика этического аспекта феномена справедливости, проблема морального равенства и воздаяния).

3. «Кондициональные» этические категории: долг, совесть, честь, достоинство (определение, взаимосвязь объективных и субъективных компонентов, своеобразие проявления императивного, оценочного, мотивирующего характера в каждой категории, общность и специфика данных категорий).

4. Проблема смысла жизни в этике (трансцендентные и имманентные концепции смысла жизни, проблема определения понятия «смысл жизни», понятийное поле проблемы смысла жизни, структурирование смысложизненной проблематики, проблема реализации смысла жизни, смыслоутрата, этический контекст проблемы смерти).

5. Счастье как этическая категория (проблема определения понятия «счастье», понимание счастья в эвдемонистической традиции, понятийное поле проблемы счастья, счастье и страдание, несчастье, условия достижения счастья).

 

Л и т е р а т у р а

 

 

Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

Моральные ценности и личность. М., 1994.

Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.

Смысл жизни (тексты). М., 1994.

Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла. М., 1994.

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

Милтс А.А. Совесть. // Этическая мысль. М.,1991.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Нешев К. Этика счастья. М., 1982.

Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.

Шлеман Р. Основные понятия морали. М., 1998.

Янкелевич Вл. Смерть. М.,1998.

Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2004. С. 171-213.

См. соответствующие статьи в книге: Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

 

 

Тема 6. «История морали»

 

1. Основные гипотезы генезиса нравственности (теологическая, натуралистическая, социологическая).

2. Различные гипотезы относительно специфики исторического изменения морали. Социокультурная обусловленность морали. Проблема нравственного прогресса.

3. Мораль в современном мире (многоаспектность и противоречивость современного этапа развития морали, нравственные последствия научно-технического развития общества, новации в функционировании морали).

 

Л и т е р а т у р а

 

Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1989.

Тоффлер О. Футурошок. СПб., 1997.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. М., 1990.

Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., 1989.

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.,1988.

Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность. М., 1990.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа (история морали). М., 1987.

Моисеев Н.С. Человек и ноосфера. М., 1990.

Этика. Под ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко. М., 1999.

 

Тема 7. «Проблемы прикладной этики»

 

1. Проблема общения (определение общения, его виды и функции, специфика нравственного статуса общения; феномен одиночества: определение, виды, нравственная аттестация, способы компенсации; дружба и любовь как особые виды общения и нравственные ценности).

2. Специфика профессиональной этики (особенности, разновидности, статус в современном этическом знании, характеристика отдельных видов).

3. «Открытые проблемы» прикладной этики:

· проблема смертной казни (статус проблемы смертной казни, история ее интерпретации, этическая экспертиза аргументации «за» и «против» смертной казни).

· проблемы современной биоэтики: эвтаназия (понятие эвтаназии, история обсуждения проблемы, нравственный аспект проблемы самоубийства, этическая экспертиза аргументации «за» и «против» легализации эвтаназии); трансплантация органов; клонирование; репродуктивные технологии и др.

 

Л и т е р а т у р а

 

Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Мн., 1990.

Шостром Э. Антикарнеги. М., 1992.

Альберони Ф. Дружба и любовь. М., 1991.

Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

Лабиринты одиночества. М., 1989.

Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн.,1997.

Камю А. Размышления о гильотине. // Камю А. Изнанка и лицо. М., 1998.

Прикладная этика. Под ред И.Л.Зеленковой. Мн., 2002.

Введение в биоэтику. М., 1998.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. С. 425-443.

Нешев К. Типы профессиональной этики и педагогическая этика. // Моральные ценности и личность. М., 1994.

Этическая педагогика. СПб., 1993.

 

Планы семинаров корректируются применительно к реалиям учебного процесса. Так, например, на отделениях социологии, информации и коммуникации тематика упрощается и конкретизируется. Кроме того, в случае усиления значимости для студентов иной этической проблематики, определенные темы могут переводиться в ранг коллоквиумов или предлагаться для самостоятельного изучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...