Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарубежный опыт таможенного регулирования




По мнению историков, термин «тариф» в понимании «бесспорная оплата» – бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, ни больше, но и не меньше) – был впервые применен во Франции в эпоху Крестовых походов или немного позже. Сам термин пришел во французский из арабского, а в Леванте тарифом называли портовый сбор с кораблей, который шел на содержание маяков и карантинов, и был он одинаков для всех. В наиболее точном переводе с арабского «тариф» – это то, с чем не спорят.

По мере становления национальных государств и возникновения колониальных политик у монархов возникла насущная необходимость организации собственных экономик, причем в интересах, прежде всего сохранения важнейших государственных атрибутов: государственного строя, международного суверенитета и территориальной целостности. Поскольку главным инструментом внешней политики были армия и флот, способные защищать, прежде всего, экономические возможности – то ли частного капитала, как в Европе, то ли государственного, как в России – важнейшим инструментом государственного регулирования становилась государственная граница – тот предел, за которым утверждение собственного приоритета чаще всего осуществлялось военной силой. Но граница государственная априори становилась границей экономической: это была та черта, на которой вступали в действие экономические законы данной страны, скрепленные личным авторитетом монарха. И именно на границе начинал применяться инструмент экономической политики, именуемый тарифом. Очень долгое время это был тариф таможенный. Именно на нем отрабатывалась практика и технология тарифной деятельности практически во всех странах. Осуществляли эту деятельность, как правило, лица, близкие к королю-царю-императору, то есть двор.

Первыми, кто задумался о единой тарифной политике в государстве, были французы. Их соседи испанцы, обладавшие громадным территориальным пространством, из-за неграмотной финансовой политики (в том числе и ее тарифной составляющей) очень быстро растеряли свои преимущества. Испанское золото и серебро постепенно обесценивалось, переходило в распоряжение других стран, а то и просто разворовывалось. Франция, ближайший и непосредственный сосед Испании, имевшая все основания опасаться испанской армии – в то время лучшей в Европе, намеревалась создать государственную систему, способную подготовить, содержать и вооружить армию не хуже испанской. Тем более, что претензии Франции на европейское лидерство становились все явственнее.

Первым государственным деятелем, всерьез озаботившимся таможенной тарифной политикой во Франции, стал Арман Жан дю Плесси, более известный под именем кардинала Ришелье. В государстве, богатство которого составляется главным образом за счет торговли и перемещения капитала – а других государств тогда просто не существовало – именно управление таможенным тарифом обеспечивало возможность экономического развития. Главные товарные потоки, шедшие из колоний в метрополии и из одних стран в другие, пересекали государственную границу и по воле государственной власти приобретали новую стоимость, которая прямиком шла в государственную казну. Главная тарифная функция – пополнение государственного бюджета, причем пополнение регулярное, так сказать, плановое, позволяло государству строить расчеты на будущее, уповая на собственные силы, а не на международную обстановку или конъюнктуру рынка. После Ришелье эту политику с несколько меньшим успехом применял его последователь кардинал Мазарини. Надо отдать должное Франции, этот урок страной был усвоен очень хорошо: к концу семнадцатого века Франция стала главным политическим игроком континентальной Европы.

Говоря о французской тарифной политике – которую, кстати сказать, активно изучали и применяли и за пределами Франции, наибольшего успеха в этом добились протестантские Швеция и Голландия – нельзя не сказать о еще одном выдающемся французском финансисте, жившем во второй половине семнадцатого века: о Жан-Батисте Кольбере, которого мировая история экономики считает основоположником теории и практики финансовой политики авторитарного государства. Именно Кольбер выступил против внутренних таможен на территории Франции, которые сильно мешали созданию единой фискальной территории – прежде всего из-за различия денежных номиналов (во Франции ходило до двух десятков наименований денег, и их стоимость относительно друг друга была совершенно произвольной). Кольбер же ввел в практику государственного управления то, что впоследствии было названо тарифными таможенными барьерами для защиты собственных рынков от конкурентного импорта.

Однако не только Франция использовала тариф как важнейший инструмент государственной политики. В эпоху Оливера Кромвеля в Англии настало время транспортного тарифа в интересах, прежде всего, внешней политики. Этот период экономической истории Великобритании получил нарицательное название «Эпоха «Навигационных актов». Первый из них (1650 года) был скорее декларацией политических намерений в отношении Голландии, а второй (1651) – совершенно другого свойства. Тариф на морские перевозки становился очень эффективным инструментом «к благоденствию и безопасности нашей республики», как было сказано в тексте этого закона.

Отныне воспрещалось ввозить в Англию, Ирландию и английские колонии какие бы то ни было товары из Азии, Африки и Америки иначе, чем на кораблях, принадлежащих англичанам или на тех кораблях, где большинство команды было англичанами. Тариф на перевозку утверждался личными представителями лорда-протектора на год или на конкретный рейс, скажем – Лондон – Ямайка. Воспрещалось ввозить в Англию, Ирландию и английские колонии какие бы то ни было товары из Европы иначе, чем как опять-таки на английских кораблях или на кораблях той страны, которая производит эти товары. Причем Англия оставляла за собой право ввозить на своих кораблях шелковые материи из Голландии и Фландрии, даже если они были итальянского происхождения, а из Ост-Индии или Леванта вообще ввозить все товары, какие там будут приобретены, без различия страны-производителя. Тарифы на перевозки в этом случае утверждались лично лордом-протектором. Наконец, рыбу, рыбий жир и китовый ус в Англию можно было ввозить только на английских кораблях, перевозку товаров между английскими портами осуществлять позволялось только на английских кораблях. В этом случае тариф варьировался по стоимости, но и здесь это была строго фиксированная величина, одобренная государственной властью. «Навигационные акты» успешно работали на благо английской торговли и после Реставрации.

Еще один очень показательный метод тарифной политики был использован Англией и Португалией против третьей стороны, а именно Франции, в самом начале XVIII века. Речь идет о так называемом «Мэтуэнском договоре», ознаменовавший собой эпоху «договоров асьиенто», впоследствии не раз, применявшийся как мощный инструмент в конкурентной борьбе колониальных метрополий. На основании этого договора между Англией и Португалией, заключенного в 1703 году, каждая из стран получала преимущество на рынках другой страны по отношению к другим странам на этом же рынке. Португалия беспошлинно ввозила на английские рынки (метрополию и в колонии) вино, а Англия получала возможность беспошлинной торговли шерстью в португальских колониях, главной из которых была Бразилия. Естественно, что португальцы очень быстро вытеснили с английского рынка и испанцев, и французов, а англичане практически монополизировали рынок Бразилии, поскольку реальных конкурентов у них там не было вовсе. Таким образом, «тариф зеро», как его называли португальцы, даже при полном отсутствии какого бы то ни было стоимостного содержания, способствовал развитию экономики и усилению международных позиций государств.

Однако, на примере английской тарифной политики в отношении своих колоний возможно наглядно убедиться, чем заканчивается неграмотная тарифная политика.

Интенсивная французская торговля в Новом Свете серьезно угрожала английским интересам. Из французской Мартиники сахар в американские колонии было везти втрое ближе, чем из Англии. Громадные французские владения в Новом Свете были реальным препятствием территориального расширения Колоний. Сами Колонии к интересам Британии были достаточно индифферентны, поскольку своих представителей в Парламенте не имели и со своими делами управлялись сами, на местном уровне. С метрополией их связывали главным образом язык и общая культура. Но Англия, испугавшись возможного сепаратизма, начала укреплять единство империи при помощи заградительного тарифа, чтобы ограничить возможности французского капитала в английских колониях. В 1764 году Парламентом был одобрен так называемый «Сахарный акт», который устанавливал завышенный таможенный тариф на ввоз в США товаров из «неанглийских колоний». Среди этих товаров сахар был самым весомым. Французские интересы это затронуло косвенно, но по английским колонистам ударило весьма существенно. Тогда впервые заговорили о различии интересов метрополии и колоний.

Далее метрополия ввела дополнительный тариф на гербовую бумагу, проведя в парламенте «Гербовый акт» 1765 года. На основании этого акта все документы, оформляемые в колониях, должны быть исполнены на гербовой бумаге – включая брачные свидетельства, торговые сделки, печатные издания. На доход от этой меры предполагалось получить 60 тысяч фунтов стерлингов за год для покрытия значительного государственного долга. Если учесть, что в 1740 году объем торговли между метрополией и колониями составил девять с половиной миллионов фунтов, а внутренний валовой продукт колоний – три миллиона семьсот тысяч фунтов, становится понятным, что Британия увидела в своих колониях «дойную корову». И в этом Лондон жестоко ошибся.

Население колоний выступило против. Летом 1765 года начался бойкот британских товаров. В том же году Межконтинентальный конгресс в Нью-Йорке объявил решения Британского парламента недействующими на территории колоний, поскольку американских депутатов в Парламенте не было.

Однако Лондон продолжает грабительскую по отношению к колониям таможенную политику. В 1767 году Парламент принимает так называемый «Акт Паунштеда», который еще более ограничивает возможности прямой торговли европейских стран с американскими колониями. Колонисты опять начали бойкотировать английские товары. В 1770 году в Бостоне произошло первое вооруженное столкновение между колонистами и представителями колониальной администрации, после которого Англия была вынуждена изменить все налоговые тарифы в колониях, за исключением налога на чай.

Все выступления против экономической политики Великобритании сыграли весьма существенную роль в том, что называется формирование чувства единой нации. Процесс было уже не остановить. После событий 1773 года («Бостонское чаепитие» – уничтожение в Бостоне английского груза чая) события пошли по нарастающей. Все закончилось войной за независимость и провозглашением Соединенных Штатов Америки.

После Великой Французской революции у таможенного тарифа появляется еще одно качество: именно с его помощью формировались антинаполеоновские коалиции, именно при помощи торговых и таможенных тарифов Наполеон намеревался изолировать и обескровить Англию.

Политика континентальной блокады, осуществлявшаяся Наполеоном, в общем сводилась к одной, но крайне эффективной мере: «разорить торговлю врага, чтобы лишить его возможности воевать». Главный противник – Англия. Ее экспортные товары – колониальные товары и хлопок облагаются гигантским (в десятки раз большим по сравнению с первоначальным) таможенным тарифом. Обложению подлежали какао, кофе, тонкие полотна, сахар, хлопок-сырец и другие товары. В конечном счете, такая политика принесла Наполеону доход в 150 млн. франков (за счет таможенных конфискаций и борьбы с контрабандой), но в значительной степени ослабила собственную экономику Франции.

Окончательно положение тарифа и, в том числе, таможенного, было закреплено Адамом Смитом в его труде «Исследование о природе и причине богатства народов». Тариф в этом исследовании выведен главным инструментом государственного регулирования в первую очередь торговли, а через торговлю – экономики. Модель, предложенная Смитом – расцвет промышленности через торговлю – в конечном счете, стала самой распространенной на Западе, и именно с тех пор в обиход вошла идея приоритета свободной внешней торговли безо всяких ограничений во имя расцвета отдельно взятой национальной экономики.

Дальнейшие несколько столетий проходят под знаком борьбы национальных экономик, в том числе и с помощью таможенных тарифов. В результате появления развитых рыночных отношений и крупного машинного производства, неуемного стремления бизнесменов к обогащению внешняя торговля превратилась в неотъемлемую составляющую практически всякой национальной экономики.

На рубеже XIX-XX веков окончательно складывается мировая система хозяйства. Окрепшему акционерному капиталу западных стран стало тесно в рамках внутреннего рынка. В погоне за новыми прибылями он устремился в другие страны. Усилившийся вывоз капитала и широкий международный обмен породилимеждународные монополии. Они поделили между собой мировые рынки сбыта, источники сырья и области приложения капиталаэкономически. Это было, сделано посредством договоров, аренды, концессий и т. п. Раздел мирового экономического пространства создал для крупного капитала возможность извлекать монопольную сверхприбыль на территориях все большего количества стран. Более развитые страны добивались преимущества над менее развитыми с помощью выгодных таможенных тарифов.

По мере возникновения свободных рынков (хлебного, угольного, затем нефтяного) государственные тарифы постепенно становятся главным рычагом государственного управления экономикой и главным способом ее защиты. Во многих странах торговые тарифы и тарифы на услуги стали прерогативой специальных государственных органов – как, например, в Германии (специальный департамент Дойче Банка) или во Франции (комиссия по тарифам Министерства торговли). Следует отметить, что практически все страны, вводившие такие органы, со временем пришли к выводу о необходимости привлечения к формированию тарифов законодателей и производителей товаров и услуг. Тарифы как государственный закон видимо впервые появились в Великобритании в начале 80-х годов XIX века.

У финансового капитала ведущих держав возникло стремление прочно закрепить за собой территории других стран путем установления над ними политико-административного господства. Благодаря этому в конце XIX – начале XX в. резко усилилась колонизация ранее свободных народов.

Всемирное хозяйство – это экономический организм, в котором сложилась взаимозависимость всех стран и народов планеты. Однако в первой половине нынешнего столетия такая целостность обеспечивалась преимущественно с помощью внеэкономического принуждения по отношению к подавляющей части человечества.

Сложившаяся в начале XX в. мировая система хозяйства таила в себе острые социально-экономические противоречия; они делали ее неустойчивой и вели в конечном счете к разрушению. Так, конфликты между главными капиталистическими странами привели к мировым войнам – ожесточенной борьбе за территориальный передел мира. Противоречия между колониями и метрополиями породили мощное национально-освободительное движение, которое, как известно, стерло с карты Земли колониальную систему.

С 60-х годов, когда большинство колониальных стран освободились от политической зависимости, наступил современный этап развития всемирного хозяйства. На этом этапе появились новые тенденции прогрессивных изменений мировой экономики.

Общемировые аспекты экономического развития:

· международное сотрудничество на основе материальной заинтересованности;

· рост мирового рыночного производства;

· развитие совокупности мирохозяйственных связей;

· интернационализация производства.


Современная мировая экономикаисключает внеэкономическое принуждение стран. Все более характерной становится нарастающаяматериальнаязаинтересованность в постоянном экономическом сотрудничестве между странами.

В последние десятилетия формируется новоемировое рыночное пространство. Национальные экономики стран направлены теперь не на размежевание и борьбу, а на интеграцию и объединений. Примером такой интеграции может служить Европейский Союз.

Таможенное ведомство ЕС использует в своей повседневной работе Интегрированный таможенный тариф ЕС – TARIC.

Таможенный тариф ЕС – это перечень товаров, состоящий из комбинированной номенклатуры товаров и ставок таможенных пошлин. Номенклатура товаров – это классификатор, в котором каждому товару соответствует цифровой код.

В общем случае применяются десятизначные коды. Цифровые коды товаров распространены в практике всего мира. В их основе разработанные Всемирной таможенной организацией (WCO) шестизначная т.н. гармонизированная система (Harmonized Commodity Description and Coding System). На ее основе государства разрабатывают собственные товарные коды. ЕС добавляет к шестизначным товарным кодам WCO еще два знака и таким образом составляется т.н. комбинированный код ЕС (Combined Nomenclature).

По товарному коду можно определить, о каких товарах идет речь, даже при наличии небольших различий в последних цифрах кода в разных государствах.

Наряду с товарным кодом в ЕС установлены таможенные пошлины на импортируемые товары.

В ЕС применяются следующие таможенные пошлины:

1)Таможенные пошлины режима наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nations – MFN).

Это так называемая обычная таможенная пошлина, которую государство применяет в отношении большинства иностранных государств.

2)Глобальная система (торговых) преференций (Generalized System of Preferences – GSP)

Это таможенная пошлина, размер которой меньше действующего MFN и которая в одностороннем порядке без заключения каких-либо договоров применяется одним государством в отношении другого менее развитого государства. Например, до сих пор Канада и Япония применяет в отношении товаров эстонского происхождения таможенную пошлину GSP.

3)Установленный международным договором льготный тариф.

4)Специальные таможенные пошлины.

Как MFN, так и GSP отличаются в разных государствах. Если товарный код в равной мере и однозначно понятен в большинстве государств, то таможенные пошлины MFN, применяемые в ЕС, отличаются от пошлин MFN, применяемых в России. Каждое государство устанавливает собственные таможенные пошлины.

До последнего времени информация о размерах таможенных пошлин в разных государствах была труднодоступной. В последнее время все большее число государств публикует свои таможенные тарифы в Интернете.

К таким государствам относится и ЕС, на домашней странице ЕС имеется база данных таможенных тарифов, которая круглосуточно открыта для пользователей. Информация распространяется на 11 языках государств – членов ЕС вместе со всей дополнительной информацией.

Размеры таможенных пошлин ЕС не являются замороженными величинами. Из года в год их размер постоянно понижался. В настоящий момент проводится тур переговоров Всемирной торговой организации (ВТО), в ходе которого государства – члены ВТО договариваются об очередном понижении таможенных тарифов.

Однако в современных условиях все страны мира используют широкий комплекс средств защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, включающей тарифные и нетарифные меры, методы внутренней поддержки национального производства, валютные и кредитные средства и многое другое. Применение большинства этих средств регламентируется международными правилами, закрепленными в многосторонних межгосударственных сообщениях и конвенциях. Крупнейший комплекс таких соглашений составляют правовую основу Всемирной Торговой Организации (ВТО).

Среди главных принципов ВТО одно положение уже оказало и, несомненно, и дальше окажет большое влияние на развитие таможенных систем, по крайней мере, 160 стран мира. А именно – обязательство членов ВТО обеспечить жесткое соответствие национальных систем регулирования внешней торговли (включая и многие стороны таможенно-тарифного регулирования) нормам, практике и технике ВТО. Такие правовые документы ВТО как: ГАТТ – 1994, Соглашение о таможенной стоимости. Соглашение о применении статьи VII ГАТТ – 1994, Соглашение о правилах происхождения товаров. Соглашение о субсидиях и компенсационных пошлинах. Соглашение о технических барьерах в торговле, Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение о процедурах импортного лицензирования. Соглашение о применении статьи VI ГАТТ – 1994 (Антидемпинговый кодекс ВТО), Соглашение о защите прав интеллектуальной собственности – все это по существу многосторонние правовые кодексы, на основе которых уже построены современные правовые, организационно-технические системы регулирования внешней торговли (включая таможенно-тарифное регулирование) стран, занимающих свыше 95% мировой торговли.

Ряд международных конвенций создан и действует под эгидой Международной Таможенной Организации (Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур. Конвенция о гармонизированной системе описания товаров, обращающихся в международной торговле, и целый ряд других). Свой вклад в развитие многосторонних правил в области регулирования внешней торговли внесла Конференция ООН по Торговле и Развитию (ЮНКТАД): нельзя пройти мимо Свода правил, регулирующих ограничительную деловую практику, Рекомендации в отношении системы невзаимных, недискриминационных преференций. Конвенции о смешанных перевозках и ряда других документов, разработанных в рамках ЮНКТАД. Большую роль играет Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) и ряд других учреждений.

Весь этот комплекс многосторонних международных соглашений создает то, что может быть образно названо «правилами поведения» в области осуществления национальной внешнеторговой политики. Они определяют каким образом можно (согласно этим правилам) защитить национальную экономику от неблагоприятного внешнего экономического воздействия, добиваться отмены дискриминационных мер зарубежных государств, защитить позиции своей страны на внутреннем и мировом рынках.

Условия, в которых действуют таможенные органы, быстро меняются в последние десятилетия. В результате проведения серии раундов торговых переговоров под эгидой ГАТТ уровень таможенного обложения в большинстве стран снизился, и в ряде развитых государств роль таможенных платежей как источника поступлений в национальные бюджеты уменьшилась. Однако, перед таможней встали новые задачи.

Многие из них обусловлены внешними факторами, практически или совсем не контролируемыми таможенными органами. В частности, резко увеличился объем международной торговли. За период 1970-2001 гг. стоимость мирового экспорта и импорта товаров выросла почти в 20 раз. В международной торговле появились десятки тысяч новых, сложных в технологическом плане товаров. Резко возросла скорость и надежность транспортных средств. Появились методы доставки товаров «точно в назначенное время». Многие фирмы отказались от хранения товаров на складах и функционирование промышленных предприятий стало напрямую зависеть от четко работающей системы доставки комплектующих изделий прямо в сборочные цеха. В силу этого возросло внимание промышленности и торговли к ускорению и упрощению таможенного контроля. Все это потребовало сокращения до минимума времени идущего на таможенную обработку грузов.

Однако, перед таможней встали задачи, которых не было раньше: защита прав на интеллектуальную собственность, борьба с торговлей двойными технологиями, защита биологических видов, стоящих под угрозой уничтожения, защита окружающей среды, токсичные отходы, наркотики и многое другое. В различных странах перед таможенными органами на первый план вышли разные из этих задач. Однако, в целом вызов времени потребовал модернизации таможенных служб, повышения эффективности работы таможенных органов, устранения процедур и формальностей, потерявших свое значение, максимального использования новых информационных технологий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...