Учет требований международных организаций при формировании таможенной политики
Большое внимание в современной России уделяется вопросам улучшения условий доступа для российских товаров на внешние рынки. Осуществлялась целенаправленная деятельность по отмене дискриминационных ограничений в отношении российских товаров. Проводилась работа в направлении универсального признания России страной с рыночной экономикой. Предпринимались меры по дальнейшей гармонизации, сближению или взаимному признанию технических норм и стандартов. По состоянию на 26 января 2006 года в отношении российских товаров действовало 75 мер, в том числе: 52 антидемпинговые пошлины, 10 квотных ограничений, 4 ограничения по ценам, 1 ограничение по номенклатуре, 2 запрета на импорт, 1 дополнительный налог, 1 акциз, 1 тарифная квота, 1 технический барьер, 2 защитные пошлины. Белорусской стороной применяются 13 мер ограничительного характера в нарушение действующих двусторонних и многосторонних соглашений. В значительном числе случаев к применению антидемпинговых мер наши торговые партнеры прибегали вследствие непризнания ими рыночного характера российской экономики. В результате целенаправленной работы в 2005 году удалось устранить ряд действующих ограничений на торговлю российскими товарами, а также предотвратить угрозу введения новых ограничительных мер. Суммарный предотвращенный ущерб для российской торговли от указанных ограничений составил, по оценке, около 860 млн. долл. США (в 2003 и 2002 гг. – 470 и 150 млн. долл.). Практическим результатом работы по устранению дискриминационного подхода к российским производителям стало безусловное признание в 2005 году рыночного характера экономики России Венесуэлой и Эквадором. В области тарифного регулирования и защиты внутреннего рынка и отечественных производителей был рассмотрен широкий круг вопросов корректировки вывозных и ввозных таможенных пошлин.
Межведомственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рассматривались вопросы корректировки ставок вывозных таможенных пошлин на товары с высокой степенью переработки и товары, экспорт которых незначителен, а также на калийные удобрения и целлюлозу из лиственных пород, асбест и нефтепродукты. Также рассматривались вопросы корректировки ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование в целях снижения налоговой нагрузки на предприятия при импорте высокоэффективного оборудования для производства целлюлозно-бумажной продукции, производства древесноволокнистых плит, для легкой и текстильной промышленности, для производства стиральных машин. Одновременно рассматривались вопросы о внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в целях защиты российских товаропроизводителей в отношении зерно- и кормоуборочных комбайнов, специальных видов целлюлозы для фильтровальной бумаги, гидравлических гусеничных экскаваторов. По результатам проведенных ранее применялись специальные защитные меры в отношении возросшего импорта в Российскую Федерацию крахмала картофельного и крахмала кукурузного, карамели, компрессоров для холодильного оборудования, мяса домашней птицы, подшипников шариковых, а также компенсационная пошлина в отношении субсидируемого импорта в Российскую Федерацию прутков для армирования железобетонных конструкций из Украины. В течение 2005 года был существенно интенсифицирован переговорный процесс по условиям присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО). Наиболее значимым событием переговорного процесса в первом полугодии 2005 г. стало подписание протокола о завершении двусторонних переговоров с Европейским сообществом (ЕС), которое является не только основным торговым партнером России, но и одним из ведущих игроков ВТО.
Важным этапом стало завершение двусторонних переговоров с Китаем, которые крайне интенсивно велись на протяжении последних трех лет. Были проведены также интенсивные переговоры с рядом стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые завершились на саммите АТЭС в Сантьяго-де-Чили подписанием протоколов о завершении переговоров по товарам и услугам с Чили, Сингапуром, Тайванем, по услугам с Новой Зеландией и Южной Кореей. В ноябре в Москве были подписаны протоколы о завершении переговоров с Венесуэлой. Всего, по состоянию на конец 2005 года, российская делегация завершила двусторонние переговоры по товарам с 19 странами, по услугам – с 10 странами. Результатом достигнутых договоренностей является возможность для России на момент присоединения к ВТО применять уровень тарифной защиты внутреннего рынка не ниже ныне действующего. По ряду товаров, относящихся к чувствительным по импорту секторам, в особенности к сельскому хозяйству, предусматривается возможность дополнительной защиты по сравнению с ныне действующей. В течение года было подготовлено и проведено четыре заседания Рабочей группы (РГ) по присоединению России в ВТО. Была подготовлена третья редакция проекта доклада РГ – основного документа, в котором будут отражены права и обязательства России по итогам всех переговоров в рамках присоединения к ВТО. На данном этапе практически завершена работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусмотренная Планом мероприятий, утвержденным Правительством Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений работы в минувшем году являлось обеспечение эффективного экономического сотрудничества со странами СНГ. Были подготовлены необходимые материалы для заседаний высших уставных органов СНГ. Главами государств и правительств СНГ были подписаны 8 соглашений о сотрудничестве в сфере транспорта, энергетики, здравоохранения и социальной защиты, книгоиздания, образования, гидрометеорологической безопасности, средств массовой информации, военно-технического сотрудничества и координации деятельности в валютной сфере. Рассматривались вопросы усиления экономической доминанты деятельности Содружества, устранения барьеров на пути движения товаров. Было признано целесообразным сосредоточить усилия стран СНГ на создании и функционировании полномасштабной зоны свободной торговли, выполнении мероприятий, предусматривающих принятие графиков отмены действующих тарифных изъятий и поэтапное сокращение нетарифных ограничений во взаимной торговле.
В 2005 году Европейский союз расширен до 25 стран, на долю которых приходится около 50% общего товарооборота России и валовых иностранных инвестиций в российскую экономику. Наиболее важные вопросы взаимодействия Россия – ЕС, в том числе в экономической сфере, были рассмотрены на майском и ноябрьском саммитах Россия – ЕС, по итогам которых были приняты решения, направленные на дальнейшее углубление взаимного сотрудничества. Достигнуты взаимоприемлемые, компромиссные договоренности, закрепленные в Совместном заявлении о расширении ЕС и отношениях Россия – Евросоюз, подписанном 27 апреля 2005 г. на заседании Совета партнерства Россия-ЕС одновременно с Протоколом к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и его странами-членами (СПС), распространяющим положения СПС на новые страны-члены ЕС. 27 июля 2005 г. подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским объединением угля и стали о торговле некоторыми изделиями из стали от 9 июля 2002 г. В нем количественные лимиты в 2005 г. на поставку российских изделий из стали в расширившийся ЕС увеличены на 438 тысяч тонн (29.8%) по сравнению с 2003 годом. В связи с распространением антидемпинговых процедур ЕС в отношении российских товаров на новые страны-члены Евросоюза, с Комиссией ЕС (КЕС) были достигнуты договоренности о принятии специальных мер, которые позволили свести к минимуму потери российских поставщиков соответствующих товаров на рынки «десятки».
В сфере торговли продукцией животного происхождения после длительных переговоров с ЕС, Россия была включена в список стран, из которых разрешен импорт в ЕС данной продукции. В ходе майского 2005 г. саммита Россия – ЕС был подписан Протокол, завершающий двусторонние переговоры по доступу на рынки в рамках процесса вступления Российской Федерации в ВТО. Создание в соответствии с концепцией, одобренной на Римском саммите Россия – ЕС в 2003 году, Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) призвано содействовать сближению правовых и экономических систем России и ЕС, углублению инвестиционного взаимодействия, дальнейшему развитию энергодиалога Россия – ЕС, решению вопросов сопряжения транспортных сетей, реализации крупных проектов с отдельными европейскими странами, имеющих общеевропейское значение, развитию сотрудничества в инновационной и научно-технической сферах. В сентябре-ноябре 2005 г. проведено 5 раундов консультаций с КЕС в Брюсселе и Москве по разработке проекта Совместного плана действий (СПД) по реализации Концепции ОЕЭП. С учетом потенциальных возможностей рынков стран азиатско-тихоокеанского региона для российской машинно-технической и наукоемкой продукции был проведен сбор и анализ состояния дел и перспектив заключения региональных двусторонних преференциальных торговых соглашений с отдельными государствами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Наиболее активно развивались торгово-экономические отношения с Китаем, товарооборот с которым по имеющимся оценкам в 2005 году приблизился к отметке в 21,2 млрд. долл. В рамках работы по координации двустороннего торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами предпринимались шаги по дальнейшему расширению торгово-экономических отношений с США. Благодаря жесткой позиции российской стороны удалось предотвратить продление российско-американского ограничительного соглашения о торговле некоторыми видами сталепродукции из Российской Федерации. Продолжалось взаимодействие с Российско-Американским деловым диалогом (РАДД) и Российско-Американским коммерческим энергетическим диалогом – новыми механизмами двустороннего сотрудничества, а также с Рабочей группой «Российско-Американское тихоокеанское партнерство».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|