Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы развития гражданской авиации в 80-90-х годах




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Проблемы развития гражданской авиации в 80-90-х годах

2. Перестройка

3. Гражданская авиация в Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране с ее огромной территорией, гигантскими расстояниями между деловыми и культурными центрами регионов особую роль играет гражданская авиация. Без преувеличения можно сказать, что ее состояние имеет большое значение не только для эффективности экономики, но и для обеспечения реального единства государства, которое во многом определяется наличием единой системы интересов, хозяйственных и просто человеческих связей всех регионов России.

Сегодня гражданская авиация ежегодно увеличивает объемы авиаперевозок в среднем на 10%. [1] Это значительно выше среднемировых показателей и, казалось бы, позволяет говорить об успешном развитии отрасли.

Однако надо отдавать себе отчет в том, что гражданская авиация работает в сложнейших условиях. Платежеспособный спрос на транспортные услуги ограничен, перевозки слишком дороги для значительной части населения и предприятий. Начавшаяся реструктуризация авиационной промышленности открывает для российской авиации хорошие перспективы в обозримом будущем, однако сегодня создает для авиапредприятий определенные трудности. Но, наверное, одна из самых сложных проблем отрасли – это то, что в силу ряда причин управляемость и координация деятельности гражданского авиакомплекса недопустимо ослаблены. С учетом всех этих факторов надо признать, что ситуация в отрасли близка к кризисной. Между тем, таким состоянием отрасль характеризовалась не всегда – интересно посмотреть, каким образом наша гражданская авиация пришла к подобным результатам. В связи с этим считаю, что важно провести историческую ретроспективу, а именно обратиться к периоду развития гражданской авиации в 80-90-х годах ХХ века.


Проблемы развития гражданской авиации в 80-90-х годах

 

Развитие отрасли сдерживали благодушие и слабая организаторская работа «номенклатуры» аппарата управления. Как и в других отраслях экономики, в Аэрофлоте распространилась рапортомания вместо компетентного, критического и принципиального осмысливания происходящих застойных процессов и воплощения в повседневную жизнь намечаемых мероприятий, особенно в сфере труда и использования техники.

С таким грузом проблем личный состав Аэрофлота вступал в «перестроечные» 80-е и «постперестроечные» 90-е годы. Но он не терял уверенности и оптимизма, опираясь на богатейшие традиции своей отрасли, трудовой опыт и преданность профессии авиатора как одной из наиболее почитаемых в нашем Отечестве.

В 1987 году министром гражданской авиации был назначен заслуженный военный летчик, генерал-полковник авиации Александр Никитович Волков. До этого он занимал должность командующего военно-транспортной авиацией ВВС.

На сессии Верховного Совета СССР (июль 1988 года) министр гражданской авиации А. Н. Волков, реагируя на критические замечания депутатов в адрес Аэрофлота, был вынужден признать, что в сложившихся условиях гражданская авиация не имеет возможности выполнить главную задачу – удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках. И причина этому – допущенная правительством несбалансированность в планировании. Министр признал и проводимую ранее МГА соглашательскую политику в отношениях с авиационной промышленностью, диктат которой обернулся многими трудностями для Аэрофлота. Размывалась ответственность, проявились неэффективность выполнения совместно принятых решений, обоюдное нарушение согласованных сроков поставки авиатехники и т. д.

Самолетный парк ГА страны допускал увеличение объемов перевозок, но решать эту задачу не позволяли резко ограниченные ресурсы выделяемого топлива. В результате экономии топлива и перераспределения его в пределах отрасли в целом авиаперевозки возросли, а занятость кресел достигла предела. Но этого удалось достичь за счет концентрации до 70 % прироста лимитов топлива и поставок авиатехники в отдаленные регионы, где перевозки пассажиров возросли на 15 %, т. е. почти вдвое превысили средние темпы перевозок по стране. Но этот маневр осложнил работу авиации в центральных районах. А неудовлетворенный спрос населения по стране в целом в 1988 году не уменьшился.

Чтобы ослабить дефицит топлива, МГА предложило правительству пересмотреть лимиты и проанализировать потребности в нем других министерств и ведомств, имеющих авиатехнику, а несрочные грузы передать другим видам транспорта. К сожалению, откликнулись на эти предложения только ВВС, активно подключив к перевозкам народно-хозяйственных грузов свою военно-транспортную авиацию. Тем самым Аэрофлот смог использовать высвободившиеся 80 тыс. т топлива для дополнительной перевозки не менее 250 тыс. пассажиров. Итоги работы в целом в первый перестроечный период со всей очевидностью выявили отсталость и возросшую необходимость быстрого технического перевооружения Аэрофлота.

Разработка и внедрение новых типов самолетов Ту-204, Ил-96-300, Ил-114, Ан-70, Ан-74, сельскохозяйственного самолета и вертолета безнадежно запаздывали. Аэрофлот был вынужден продлевать ресурс своей устаревшей авиатехники, а значит – снижать ее надежность. Поставки ближнемагистральных серийных самолетов Як-42 обеспечивались лишь на 50 % от плана пятилетки, а самолетов Ту-154М – только на 40 %. Еще хуже было с поставкой авиадвигателей, особенно НКВ-2У для самых массовых самолетов Ту-154Б, а это влекло за собой перерасход топлива до 400 тыс. т в год. В 1988 году произошло 810 отказов различных систем воздушных судов. Из-за конструктивных дефектов было досрочно снято 600 двигателей.

Требование руководства МГА направить начавшуюся конверсию предприятий и объединений промышленности на создание высококачественной новой техники для Аэрофлота не нашло в то время должной поддержки у правительства. Нарушение межотраслевых связей повлекло за собой безответственность в выполнении заказов, разнобой в ценах на технику. Задания по себестоимости продукции, услуг и эффективности не выполнялись. Стихийно возникла потребность искать и развивать горизонтальные связи. К тому же правительством затягивалась отработка положения о роли и функциях Министерства ГА в новом механизме, и оно оказалось практически бесправным. Вскоре возникла мощная волна необоснованного и бесконтрольного роста цен на авиатехнику, запчасти и оборудование, что заставило Аэрофлот повышать свои тарифы. Все это сильно отразилось на результатах деятельности авиапредприятий отрасли.

 

Перестройка

 

С «углублением перестройки» в 1988 году работа Аэрофлота усложнилась еще больше. Переломный этап в гражданской авиации порождал непредвиденные противоречия. Вроде бы, налицо были явные успехи, достигнутые трудом всего личного состава отрасли, командирами производства.

Отрасль выполнила госзаказ правительства по всей установленной номенклатуре и перевыполнила план по прибыли. Существенно были снижены эксплуатационные расходы. Несколько улучшились качественные показатели в работе.

Выросли фонды экономического и социального развития, пробуждалась хозяйственная инициатива авиаработников, которые не стали ждать указаний сверху. Производительность труда в эксплуатационных предприятиях ГА за четыре года возрослана 136 %. В 1989 году наибольший объем пассажироперевозок был обеспечен в Якутском управлении, а также Белорусском, Литовском, Дальневосточном, Магаданском. Темпы роста пассажирооборота в отрасли значительно превышали запланированные, и в 1989 году составили к уровню предыдущего года 6,6 %. Средняя дальность пассажирских перевозок возросла до 1829 км. Грузов и почты было перевезено 132,1 млн. т. На 1,5 % возросла регулярность рейсов.[2] При этом весь прирост объема работ был получен за счет производительности труда. Рост зарплаты авиаработников превысил 17 %. За это время открылось более четырех десятков новых линий. В течение года были сданы в эксплуатацию удлиненная ВПП в Иркутске, комплекс учебно-лабораторных корпусов в МИИГА, стоянки самолетов и перроны с искусственным покрытием в Хабаровске, Минске-2, Архангельске, Ростове-на-Дону, объекты средств посадки и другие сооружения. Благодаря налаженному взаимодействию между гражданскими и военными секторами Центров ЕС УВД авиаторы добились максимально возможного использования экономически выгодных для Ил-86, Ту-154 и Як-42 эшелонов полета, что позволило сэкономить в 1989 году около 108 тыс. т топлива. Данные показатели означали заметный сдвиг к лучшему. Но вместе с тем оставался очевидный факт, что у Аэрофлота продолжал увеличиваться разрыв между потребностями народного хозяйства в перевозках и его техническими возможностями. Неудовлетворенный спрос по воздушным перевозкам в целом по стране вырос на 5–7 % и составил уже около 20 млн. потенциальных пассажиров.

Ориентация на прибыль в некоторых авиапредприятиях достигалась любыми средствами, порою в ущерб эффективности полетов, за счет применения повышенных договорных цен. Не случайно производительность полетов грузовых самолетов в 1988–1989 годах снизилась на 4–5 %.

В IV квартале 1989 года начались частые сбои в обеспечении гражданской авиации авиакеросином из-за резкого снижения производства топлива заводами Азербайджана, Туркмении, Украины. Серьезное беспокойство вызывало положение нашей гражданской авиации в международных перевозках. Позиции Аэрофлота на мировом рынке воздушного транспорта оказались очень скромными. Достаточно сказать, что по объемам международных перевозок Аэрофлот стал занимать место лишь во втором десятке стран и авиакомпаний, хотя и перевез в 1989 году 4,75 млн. пассажиров, т. е. на 12,8 % больше, чем в 1988 году, и открыл даже целый ряд новых линий из десятка городов страны. Тогда же он создал совместные предприятия с зарубежными авиакомпаниями и фирмами: «Аэротур», «Аэросервис», «Шеростель», «Аэромар», «Аэрокомплекс» и другие, вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта – ИАТА, что открывало возможности использования мирового опыта. При всем этом география международных полетов Аэрофлота почти не изменилась.

Отрицательно влияли на экономику ГА сохраняющиеся административные методы хозяйствования почти на всех уровнях. Многие руководители отрасли и предприятий понимали, что для того, чтобы выйти из тупика, надо полностью отказаться от командно-административной системы и задействовать все рычаги и стимулы нового механизма хозяйствования, пробудить у каждого авиатора заинтересованность в интенсивном труде, изжить иждивенчество. Верх стали брать узкогрупповые интересы и амбиции. Демократию многие посчитали как вседозволенность. Этому способствовала и поспешная отмена в Аэрофлоте важных ведомственных руководящих документов, хотя авиация всегда отличалась своей спецификой и требовала собранности, дисциплины и высочайшей ответственности всех, кто связал с ней свою судьбу.

Неприятности не заставили себя ждать. Одним из симптомов потери управления личным составом и бесконтрольности стала катастрофа самолета Як-42 при посадке в аэропорту Кольцово в сентябре 1990 года из-за грубого нарушения летных законов, круговой поруки и недисциплинированности экипажа. Недисциплинированность и безответственность распространились и в наземных службах. Демократия перерастала в анархию, а должностные лица и общественные организации проявляли либерализм и попустительство, опасаясь обвинения в консерватизме.

18 апреля 1990 года, в связи с переходом на другую работу маршала авиации А. Н. Волкова, министром гражданской авиации был назначен Борис Егорович Панюков, который более 10 лет до этого работал заместителем и первым заместителем министра гражданской авиации. Свою трудовую деятельность Б. Е. Панюков начал в 1950 году и прошел путь от авиационного техника до руководителя отрасли. Он проявил себя как опытный, принципиальный и умелый руководитель.

В 1990 году Аэрофлот начал эксплуатацию пяти аэробусов А310-300 западноевропейского консорциума «Эрбас Индастри», рассчитанных на 193 пассажира. Дальность полета (до 9250 км) и высокая экономичность обеспечивали эффективность использования А310-300 на международных линиях страны.

К концу 1990 года бюджетные инвестиции в воздушный транспорт резко сократились и уже не несли созидательного характера. Многое закупалось по импорту: 40 % авиационной техники, 60 % наземных систем воздушного транспорта, а также значительная часть других транспортных средств. С таким грузом организационных и технических проблем Аэрофлот вступил в 90-е годы. Объем основных производственных показателей пока сохранялся на прежнем уровне. В 1990 году пассажирооборот составил 243,8 млрд. пасс.-км, общий объем перевозок – 26 161,3 млн. ткм, было перевезено 137,1 млн. пассажиров, 376,3 тыс. т грузов и 2560,3 т почты, налет приведенных часов ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве) составил 13,6 млн. Проведены АХР (авиахимические работы) на 59,1 млн. га. 80,9 % из всех перевозок составили пассажирские перевозки, и их дальность по отношению к 1989 году возросла. Но показатели по грузоперевозкам и АХР оказались в целом ниже уровня 1980 года, т. е. начала десятилетия, а регулярность движения самолетов по центральному расписанию снизилась на союзных линиях до 79 %, т. е. до уровня 1984 года, на международных – до 80 %, т. е. до уровня 70-х годов.

Если обобщить итоги работы за пять лет, то основное задание на 1986–1990 годы по пассажирообороту, хотя и с большим напряжением, но было выполнено на 105 %. Он превысил, как и предполагалось, 1 трл. пасс.-км. Среднегодовые темпы роста объемов работ за пять лет составили более 4 %. Прирост объемов пассажирооборота по сравнению с предыдущим пятилетием составил около 22 %. Уместно заметить, что показатели в работе были лучше, чем в других отраслях. Наибольший прирост объемов пассажирооборота был достигнут тогда в Якутском, Дальневосточном и Магаданском управлениях, т. е. там, где «перестройкой» еще не увлеклись. За пятилетие было открыто более 50 международных авиалиний, на которых перевезено 21,4 млн. человек, в том числе в 1990 году 4,96 млн. человек. За рубежом Аэрофлот имел 142 представительства, 55 % всех отправок пассажиров давали представительства в Европе. Руководство МГА и ЦУМВС (Центральное управление международных воздушных сообщений) принимало меры к улучшению международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности. В 1989 году было создано Международное коммерческое управление МГА, которое должно было обеспечить повышение коммерческой и валютной эффективности зарубежных рейсов. Предпринимались шаги по открытию выгодных авиалиний, улучшению авиасервиса, созданию совместных предприятий с другими странами. Однако решительного перелома в развитии международного сотрудничества достичь не удалось. При незначительных изменениях тарифов на пассажирские перевозки финансовое положение отрасли в целом оставалось устойчивым. За пять лет было получено 12,7 млрд. рублей финансовой прибыли, в том числе 2 млрд. рублей сверх плана (в ценах 1990 года).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...