Гражданская авиация в Российской Федерации
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
После провозглашения Россией суверенитета ее первый Президент 20 августа 1991 года издал Указ об обеспечении экономического суверенитета РСФСР. Совету Министров РСФСР было предложено до 1 января 1992 года обеспечить передачу и принятие в ведение органов государственного управления РСФСР предприятий и организаций союзного подчинения, находящихся на территории Российской Федерации. Наряду с другими было упразднено Министерство гражданской авиации СССР. Его правопреемником стал Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта РФ. Директором департамента был назначен Александр Александрович Ларин. Дважды орденоносный Аэрофлот как общесоюзная отрасль отечественной гражданской авиации распался на части. Стала формироваться своя авиация по регионам России и в бывших союзных республиках. Фундамент дружбы, взаимопонимания, традиций, который был заложен в предыдущие годы в Аэрофлоте, служил для всех авиакомпаний Союза независимых государств основой того, чтобы не снизить объем перевозок и культуру обслуживания пассажиров. Эту же цель преследовало и создание Межгосударственного авиационного комитета (МАК) под председательством Т. Г. Анодиной, который стал постоянно действующим исполнительным органом по авиации и использованию воздушного пространства на равноправной основе двенадцатью независимыми государствами бывшего СССР. Итоги работы гражданской авиации России за 1992 год были следующими: перевезено 70 % авиапассажиров СНГ, 80 % грузов и 7% почты, т. е. авиация осталась основным перевозчиком на территории бывшего СССР. Объем пассажирских перевозок на собственном самолетном парке России по сравнению с 1991 годом снизился на 26 % и составил 60,9 млн. человек, пассажирооборот – уменьшился на 21,8 %, т. е. до 117,7 млрд. пасс.-км (напомним, что в 1990 году в Аэрофлоте он был равен 243,8 млрд. пасс.-км). Грузооборот сократился на 26,1 % и составил 1 млн. т. Авиахимические работы были выполнены на площади вдвое меньше, чем требовалось, что, безусловно, сказалось на недополучении 10–12 млн. т зерна.[3] Престиж гражданской авиации России упал. Была потеряна уверенность в завтрашнем дне и у авиаработников, тем более что в 1993 году начался новый виток роста цен, инфляции, а значит – и новое повышение тарифов на перевозки, ведущее к банкротству отрасли.
После 1990 года вследствие влияния отрицательных факторов, связанных с переходом на новые экономические условия, общего экономического кризиса и значительного падения платежеспособности и спроса населения, на авиационном транспорте шло постоянное снижение объемов пассажиро- и грузоперевозок. Наиболее резкое сокращение этих показателей произошло к концу 1993 года, когда пассажиропоток сократился более чем в 2 раза. С 1994 года темпы падения объемов авиаперевозок снизились, но в целом в отрасли продолжали сохраняться негативные позиции. Ранее отмечалось, что в 80-е годы Аэрофлот вышел на самоокупаемость, но теперь вновь гражданская авиация России оказалась в долгах и вынуждена была надеяться на инъекции из госбюджета для выживания. В январе 1993 года Департамент воздушного транспорта Минтранса Российской Федерации возглавил Вадим Валентинович Замотин. Он имел высшее инженерно-экономическое образование, большой опыт работы в различных подразделениях гражданской авиации, с января 1992 года был заместителем директора Департамента воздушного транспорта Российской Федерации. Критически оценивая положение дел на воздушном транспорте, В. В. Замотин принимает более решительные меры по укреплению системы управления, стабилизации работы, по объединению усилий авиаработников на подъем отрасли и обновление ее самолетного парка, в том числе и за счет привлечения иностранной техники. Однако, несмотря на принимаемые меры, инвестиционный процесс и поступление новых самолетов (Ил-96, Ту-204, Ил-114) продолжали замедляться.
В 1994 году удельный вес капитальных вложений на рубль расходов снизился на 67 % по сравнению с 1991 годом. Не дали должного эффекта принимаемые меры по обеспечению безопасности полетов. К началу 1995 года транспортную работу и услуги ПАНХ в России выполняли 157 регулярных авиаперевозчиков различных форм собственности, из них 22 авиапредприятия осуществляли международные перевозки. Кроме этого, 257 нерегулярных авиаперевозчиков осуществляли коммерческие чартерные перевозки, 93 из них – международные. Однако их доля в общем объеме перевозок составляла менее 1%. Воздушный транспорт России имел около 1000 аэропортов, из них 43 со статусом международных и 67 аэропортов федерального значения. В 1996 году Департамент воздушного транспорта был преобразован в Федеральную авиационную службу и ее директором был назначен Геннадий Николаевич Зайцев. К концу 1996 года, несмотря на все ранее отмеченные трудности, гражданская авиация РФ в составе своего самолетного парка уже имела несколько новых отечественных ВС, в том числе четыре Ту-204, восемь Ил-96-300 и один Ил-114. К сожалению, в эти годы (1996–1999) отрасль продолжало лихорадить, реальных сдвигов и перелома к лучшему не произошло. В 1999 году в очередной раз произошла реорганизация в гражданской авиации РФ. Взамен Федеральной авиационной службы была создана Федеральная служба воздушного транспорта (ФСВТ), ее директором был назначен Владимир Иванович Андреев. В 2000 году ФСВТ была преобразована в Государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта РФ, руководителем которой был назначен Александр Васильевич Нерадько. 2000 год характеризуется некоторой стабилизацией в работе гражданской авиации. Однако переломным, видимо, надо считать 2001 год.[4] В этом году впервые отмечен рост внутренних авиаперевозок. Пассажирооборот на внутренних воздушных линиях вырос на 13,5 %. В целом рост по пассажиропотоку к 2000 году составил 12,6 %. Кроме того, на 14,5% больше было перевезено пассажиров, на 12% – грузов. Рост доходов отрасли составил 8,6 %, вследствие чего гражданская авиация закончила год с прибылью. При этом на 8,7 % выросли платежи в бюджет.
Положительные тенденции в деятельности гражданской авиации продолжались и в 2002 году. В 2000–2001 годах Президентом и Правительством Российской Федерации были утверждены ряд документов, направленных на существенный подъем и полное возрождение отрасли. К ним относятся: • Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года; • Подпрограмма «Гражданская авиация» и «Единая система организации воздушного движения» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России»; • Концепция модернизации и развития «Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации»; • Комплексный план мероприятий по развитию авиационной деятельности в области гражданской авиации; •Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». Полная и качественная реализация утвержденных мероприятий позволит отрасли занять достойное место в общей транспортной системе Российской Федерации и вернуть гражданской авиации престиж массового транспорта. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Из-за дороговизны билетов в сравнении с уровнем доходов основной массы населения гражданская авиация стала в России видом транспорта, которым в основном пользуются наиболее обеспеченные граждане. Показательна в этом отношении территориальная структура пассажирских перевозок. Московские аэропорты и Санкт-Петербургский аэропорт Пулково перевозят почти 80% авиапассажиров страны, и удельный вес перевозок пассажиров через эти аэропорты продолжает расти. Соответственно доля летающих граждан в других регионах неуклонно падает. Один за другим гасят посадочные огни аэропорты на Крайнем Севере, в Сибири, в других районах нашей страны. Вместе с аэропортами исчезают с карты страны небольшие города и поселки. Ведь в условиях нашей страны в одном ряду с понятием "градообразующее предприятие" логично видится понятие "жизнеобеспечивающий аэропорт".
В России, где более 60% территории недоступно иным видам транспорта, кроме воздушного, стремительно (почти в 6 раз за 10 лет) сократилась сеть аэродромов, обслуживающих местные воздушные линии. В результате 12 миллионов человек не имеют круглогодичного доступа к основным наземным коммуникациям – железным и автомобильным дорогам. Если на это не обратить должного внимания сегодня, не принять решительных действий, то завтра россиян, оторванных от основных коммуникаций, станет еще больше. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авиационный рынок, № 5. – Информационно-аналитическое агентство «Русаэро-Инфо», 2001–2002. 2. История отечественной гражданской авиации. – М.: «Воздушный транспорт», 1996. 3. Котин В.Ф. Гражданская авиация в 1970–1980е годы, на рубеже 1980–1990х годов в период «перестройки» и после нее // Аэропорты. Прогрессивные технологии. – 2003. – №3. 4. Миронов С. Гражданский авиационный комплекс: состояние, проблемы, задачи законодательного регулирования // Российская газета. – июнь 2007. 5. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Исследование состояния и перспектива комплексного развития «Московского авиационного узла (МАУ)» – М.: ЗАО «НПО Прогресстех», 2002. 6. Постановление Совета Государственной службы гражданской авиации МТ РФ от 06.02.2002 г. № 1. [1] Миронов С. Гражданский авиационный комплекс: состояние, проблемы, задачи законодательного регулирования // Российская газета. – июнь 2007. [2] История отечественной гражданской авиации. – М.: «Воздушный транспорт», 1996. [3] Котин В.Ф. Гражданская авиация в 1970–1980е годы, на рубеже 1980–1990х годов в период «перестройки» и после нее // Аэропорты. Прогрессивные технологии. – 2003. – №3. [4] Авиационный рынок, № 5. – Информационно-аналитическое агентство «Русаэро-Инфо», 2001–2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|