Основа психологии управления в коллективе
Важно помнить о том, что любое общение и взаимодействие с людьми разворачивается в конкретном коллективе или группе, которой в данный момент принадлежит человек (семья, производственный коллектив, творческая группа и т.п.). В социальной психологии для обозначения принадлежности человека тому или иному объединению (людей) принято понятие «социальной группы». Наиболее простой классификацией социальных групп является их деление на «большие» и «малые» группы. Как правило большие социальные группы - это стихийно формирующиеся образования, связанные с какими-либо массовыми мероприятиями, целями (болельщики, зрители, демонстранты и т.п.). Большие группы не имеют постоянного и стабильного состава своих членов и единства целей и взглядов. В отличие от них малые группы, наоборот, являются достаточно стабильными образованиями (медсестры одного отделения, одной смены) и обладают рядом признаков. Малая группа определяется как немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений. Известно восемь характерных особенностей взаимодействия и общения людей в малой группе. В малой группе (коллективе) люди: - регулярно и длительно контактируют друг с другом напрямую, без посредников; имеют общую цель, реализация которой дает возможность участникам удовлетворить значимые, важнейшие потребности и интересы; - участвуют в общей (единой) системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии; ·следуют общим (единым) нормам и правилам общения и взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях;
·испытывают удовлетворение от принадлежности группе, а также чувство солидарности и социально-психологической защищенности; ·обладают достаточно ясным представлением друг о друге; ·связаны друг с другом достаточно стабильными эмоциональными отношениями; ·осознают себя членами одной общности, одной группы и таковыми воспринимаются со стороны. Деятельность малой группы всегда многомерна, и возникающие в ней взаимодействия и отношения достаточно разнообразны. Как правило наиболее устойчивые отношения складываются в определенную горизонтальную структуру соподчиненных позиций членов группы. Существует несколько наиболее важных параметров, на основе которых выстраивается иерархическая система соподчиненности: на основе симпатии и антипатии (структура эмоциональных предпочтений); по степени психологического влияния (лидерская структура); на основе движения информации в группе (коммуникативная структура). Рассмотрим феномен лидерства и руководства в малой группе. Принято считать, что «лидером становится тот член группы, чьи ценностные установки и целевые ориентиры, реализуемые в конкретном поведении, являются для большинства членов группы референтными (наиболее значимыми, важными). Поведение, реализуемое лидером в значимых групповых ситуациях, служит источником его влияния на других членов группы, которые воспринимают его как образец, а высказываемые им оценки являются ориентиром для построения самооценки. конфликт работник коллектив У руководителя возможностей для влияния на людей в коллективе гораздо больше, чем у лидера. Руководитель опирается не только на собственные ценностные и психологические ресурсы (возможности), но и на экономические, социальные, дисциплинарные и т.п. рычаги. В связи с этим различают два вида управления коллективом: административный и психологический (лидерский).
Одним из механизмов регуляции внутригрупповых отношений являются групповые нормы. Групповые нормы - это определенный свод законов и правил данной группы о том, что можно и чего нельзя делать «правильному» члену группы. Выполнение всеми членами принятых в группе норм обеспечивает группе структурную целостность, устойчивость функционирования и поведенческую стабильность. Для того, чтобы стимулировать и поддерживать нормативное поведение членов группы и снизить риск ненормативных проявлений, в группе существует система санкций. Санкции - это определенные формы поощрения за соблюдение нормативности и наказания за проявления ненормативности поведения членов группы. Нормативным членам группы как правило оказывается больше уважения, доверия, внимания, поддержки, психологического принятия. Важными механизмами формирования межличностных отношений в группе являются совместимость и сработанность. Основой совместимости членов группы является эмоциональная привлекательность. Важным условием также является комплиментарность (совместимость) темпераментов и характеров. Считается, что высокой совместимостью обладают люди (партнеры) с взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера и сходными личностными ориентациями и особенностями. Межличностная совместимость - это сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей, результат согласования ими поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания. Сработанность формируется в условиях совместной деятельности членов группы как результат общей успешности в работе. Субъективно сработанность представлена в сознании человека удовлетворенностью результатами взаимодействия, собой и отношениями. Отсутствие сработанности или совместимости членов группы часто может стать причиной конфликтных ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|