Альтернативные пути развития и управления энергетической отраслью
Альтернативными путями развития и управления энергетической отраслью являются энергосбережение и развитие альтернативных источников энергии. 28 февраля 2012 г в Департаменте энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России прошло заседание Технического комитета по стандартизации «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент» (ТК 039). На совещании обсудили проект стандарта ГОСТ Р 50001 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению». Этот проект является национальным вариантом международного стандарта ISO 50001 Energy management systems - Requirements with guidance for use, утвержденым Международной Организацией по Стандартизации (ISO) 15 июня 2011 года. Вероятный потенциал энергоэффективности представлен на рисунке ниже.
Рисунок 1. Распределение потенциала энергоэффективности по секторам экономики
Внедрение стандарта энергетического менеджмента в России должно улучшать энергорезультативность деятельности, обеспечивать доступность информации и потребных ресурсов для достижения целей и задач энергоэффективности, поддерживать закупки энергоэффективных продуктов и услуг, поддерживать национальные и корпоративные проекты по повышению энергорезультативности. Приведение в соответствие стратегий российских компаний стандарту ISO 50001, по мнению разработчиков, поможет интеграции вопросов обеспечения энергоэффективности в концепцию менеджмента организации и повысит прозрачность управления деятельностью. Введение в действие стандарта ГОСТ Р 50001 планируется с 1 января 2013 года. Идея разработки данного стандарта ISO 50001 возникла в начале мирового экономического кризиса, со стороны наиболее экономически развитых стран (США, Китай, Великобритания). Необходимость вызвана пониманием того, насколько существенно экономить энергоресурсы, составляющие существенную часть в производствах или себестоимости продукции предприятий.
На сегодняшний день единых четко структурированных технических и управленческих методик достижения максимальной энергоэффективности нет, отсутствует возможность сравнения организаций по степени энергоэффективности. Разрабатываемый стандарт ISO 50001 устанавливает требования по системе энергоменеджмента, которая позволит применять системный подход к постоянному повышению энергоэффективности и энергосбережению, что будет приводить к снижению затрат. Новый стандарт будет применим организацией, которая ставит целями: гарантировать, что соответствует энергополитике; демонстрировать соответствие заинтересованным сторонам, бизнес-партнерам; получить подтверждение соответствия системы энергоменеджмента со стороны органа по сертификации. Новый стандарт будет применим только в отношении факторов, касающихся расхода энергии, которые могут аудироваться и на которые можно воздействовать. Специалисты компании ООО «ЕвразХолдинг» оценивают эффект от внедрения системы как снижение энергоемкости продукции металлургических и горнорудных предприятий, входящих в холдинг, на 5-7 процентов в течение двух лет. Вследствие этого уже в 2012 году планируется приступить к внедрению систем менеджмента на предприятиях в России. После принятия решения о внедрении первым шагом может стать экспресс-обследование применяемой в организации системы энергоснабжения и энергопотребления или первичный энергоаудит соответствия деятельности организации требованиям стандарта ISO 50001 и законодательства РФ в области энергосбережения и энергоэффективности.
Услуги начинают предлагать некоторые энергоаудиторские и консалтинговые компании, в том числе России. Цель определить существующую ситуацию в области энергосбережения. Результатом аудита будет являться Отчет, включающий: 1. анализ с указанием сильных и слабых сторон системы энергоснабжения и энергопотребления; . заключение о документации с рекомендациями по доработке, исходя из требований стандарта ISO 50001; . оценка практики энергоснабжения и энергопотребления применительно к требованиям стандарта ISO 50001. Фундаментом для внедрения могут стать элементы других систем менеджмента: качества (ISO 9001), экологии (ISO 14001), профессионального здоровья и безопасности (OHSAS 18001), разработанная ранее документация. Учитывая, что элементы систем менеджмента совпадают, может получиться так, что не придется разрабатывать документы, будет достаточно откорректировать действующие. Понятие «возобновляемые источники энергии» употребляется к тем источникам энергии, запасы которых восполняются естественным образом и являются практически неисчерпаемыми. Существуют традиционные и нетрадиционные ВИЭ. Традиционные ВИЭ это гидравлическая энергия, которая преобразуется в электричество на ГЭС, энергия биомассы (горючих биологических веществ растительного происхождения). В нетрадиционные ВИЭ это солнечная и геотермальная энергию, энергию ветра и морских течений, приливов, волн, гидравлическая энергия, которая перерабатывается в электричество на малых (до 10 МВт) ГЭС, а так же энергию биомассы, используемую для получения электричества, тепла, моторного топлива нетрадиционными способами. Основное преимущество нетрадиционных источников это возобновляемый характер и экологическая чистота, а так же распространенность большинства видов, а так же безопасность поставок, снижения риска роста цен на ископаемое топливо, разработка новых технологий. Запасы ископаемого топлива очень неравномерно распределены в мире. Ограниченность ресурсов есть причина недостаточности энергетической безопасности страны, именно это ставит проблему надежности поставок, а так же высок рост и влияние политических рисков. Конкурентоспособность нетрадиционных ВИЭ очень зависит от текущих цен на энергоносители. Чем цены выше, тем выгоднее использование нетрадиционных ВИЭ.
По расчетам экспертов ИМЭМО РАН, производство моторного топлива из сельскохозяйственных культур (рапса, кукурузы, сахарного тростника) является рентабельным, когда цена нефти находится в пределах 50-70 долларов за баррель. Поэтому колебания цен на органическое топливо вносят в прогнозы элемент неопределенности, что отражается на планах и решительности по входу на рынок разработчиков нетрадиционных ВИЭ. Но ужесточение экологических требований, которое ведет к удорожанию капиталовложений в строительство уже традиционных генерирующих мощностей, само и способствует развитию нетрадиционных источников. По расчетам российских экспертов, в конце прошлого столетия 1 кВт традиционных мощностей обходился в 1000-1200 долл., а сегодня расходы возросли до 2800-3000 долл. Но основным двигателем увеличения использования нетрадиционных ВИЭ является научно-технический прогресс. Наиболее слабое место нетрадиционных ВИЭ это более высокая стоимость получаемой энергии, чем у процессов с органическим топливом, а так же малая удельная мощность (плотность потока энергии) и изменчивость потока во времени. Первое обстоятельство вынуждает создавать крупные площади энергоустановок, то есть площадь ветроколеса, приемные поверхности солнечных установок, протяженные плотины приливных электростанций и другое, но приводит к масштабным увеличениям участков земли, при довольно большой материалоемкости устройств, таким образом, к увеличению капиталовложений в сравнении с обычными энергоустановками. Изменчивость во времени требует дополнительных затрат на оборудование, которое обеспечивает сбор, аккумулирование и преобразование энергии. Несмотря на обеспеченность энергоносителями, Россия заинтересована в использовании нетрадиционных ВИЭ. Они могут иметь ряд сфер применения. Это энергообеспечение северных и труднодоступных, удаленных районов, которые не подключены к общим сетям, потому что на сегодня там проживают около 10 миллионов человек.
Обычный завоз топлива туда превратился в проблему, так как огромные расстояния и транспортные расходы приводят к тому, что на Камчатке, Курилах, в Республике Тыва, в Республике Алтай стоимость привозного топлива и выработанной электроэнергии становится такой высокой, что технологии нетрадиционных ВИЭ становятся коммерчески привлекательными. Увеличение генерирующих мощностей таких регионах это важная сфера возможного применения нетрадиционных ВИЭ в России. Более 15 миллионов россиян проживает там, где аварийные отключения регулярно дезорганизуют жизнь городов и сельской местности, чем наносят ущерб промышленности и сельскому хозяйству, малым производствам. Использование нетрадиционных ВИЭ, например, энергии ветра, малых рек на ГЭС и биомассы, могло бы помочь избежать потерь и сократить потребность в привозном топливе. Перспективной сферой использования нетрадиционных ВИЭ является так же децентрализованное снабжение электроэнергией и теплом сельских районов, например, изолированных поселений, семейных ферм, индивидуальных загородных домов. Нередко это единственный оптимальный способ их снабжения. В число потенциальных потребителей могут войти предприятия рыбной и лесной промышленности, коммуникационные, метеорологические, геологические и археологические Основной причиной узкого использования нетрадиционных ВИЭ в России является дороговизна энергии, полученной на их основе, относительно стоимости энергии, выработанной из ископаемых. Важным моментом становится отсутствие нормативно-правовой базы, программ поддержки, федеральной и региональной, а еще недостаток информации о нетрадиционных ВИЭ. Все это сдерживает масштабы применения ВИЭ в стране. Но с ужесточением экологических требований к электростанциям и улучшением технологии оборудования уже уменьшается фактор неконкурентоспособности нетрадиционных технологий п энергии. Меняется отношение государства к ВИЭ. Например, состоялось принятие Правительством РФ 13 ноября 2009 г. новой Энергетической стратегии России на период до 2030 г., которая уделяет большое внимание перспективам развития альтернативной энергетики. К 2030 г. доля нетрадиционных ВИЭ в российском энергобалансе должна составить не менее 10 процентов, а (к 2020 году не менее 5 процентов. К концу запланированного периода годовой объем производства электроэнергии на их базе прогнозируется довести до 80-100 млрд. кВт-ч). Ускорить этот процесс может только принятие ряда необходимых документов, а главное закона о нетрадиционных ВИЭ и отдельной программы развития нетрадиционных ВИЭ на разных уровнях хозяйствования, то есть и федеральном, и региональных уровнях.
Закон определит юридический статус производителей энергии на основе нетрадиционных технологий, закрепит права и обязанности. В этом документе должна быть прописана ответственность федеральных, региональных и местных властей в части установления правил, стандартов, способов лицензирования, видов налогообложения и налоговых послаблений в ходе деятельности производителей, занятых в сфере. В Программах развития нетрадиционных ВИЭ всех уровней необходимо обозначить так же меры государственной поддержки. В их число целесообразно включить такие новации, как повышение налоговых (экологических) платежей и сборов от использования традиционных источников. Тогда поступления от этих сборов можно будет использованы для создания специального фонда по финансированию проектов по нетрадиционным ВИЭ. Так же возможно введение надбавки к цене за энергию, вырабатываемую с использованием вводимых источников энергии, на оптовом и розничном рынках, возможны субсидии за подключение объектов новых ВИЭ к сетям предприятий. Важную роль в формировании рынка нетрадиционных ВИЭ могут сыграть демонстрационные объекты, которые следует сооружать на средства федерального и регионального бюджетов. Эти объекты следует построить во всех федеральных округах, с тем, чтобы уже учесть разницу в климатических условиях и перспективность видов нетрадиционных ВИЭ. При реализации таких мер меры у России появится превзойти указанные в Программе целевые показатели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|