Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели управления энергетической отрасли в России




 

До 1 июля 2008 года высшим звеном в административно-хозяйственной структуре управления электроэнергетической отраслью России являлось ОАО «РАО ЕЭС России». Диспетчерское и технологическое управление работой ЕЭС России осуществляет ОАО «СО ЕЭС».

Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» признало Единую энергетическую систему России «общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности» государства. Основной частью «является единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства».

Для «сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике» было предусмотрено создание ОАО «ФСК ЕЭС». В последующем постановлении Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 41 утверждены критерии отнесения к ЕНЭС магистральных линий и объектов электросетевого хозяйства. В других нормативных документах аббревиатура ЕНЭС расшифровывается «Единая национальная электрическая сеть», что является правильным с технической точки зрения.

Большинство электростанций России находятся в собственности семи оптовых генерирующих компаний (ОГК) и четырнадцати территориальных генерирующих компании (ТГК). Значительная часть производственных мощностей гидроэнергетики сосредоточена в компании «РусГидро».

Эксплуатирующей организацией атомной энергетики, АЭС России, является ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Реформы электроэнергетики подразумевали создание в России оптового и розничных рынков электрической энергии. Деятельность обеспечения и функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка, результативной взаимосвязи оптового и розничных рынков, организации благоприятных условий привлечения инвестиций в электроэнергетику, организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью на основе саморегулирования осуществляет некоммерческое партнёрство «Совет рынка».

Деятельность по организации торговли на оптовом рынке, связанная с заключением и организацией сделок по обращению электрической энергии, мощности и других объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, осуществляет коммерческий оператор оптового рынка - ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (ОАО «АТС»).

Электроэнергетический комплекс России включает около 600 электростанций единичной мощностью свыше 5 МВт. Общая мощность электростанций России составляет 218 145,8 МВт. Установленная мощность парка действующих электростанций по типам генерации имеет следующую структуру: тепловые электростанции 68,4 процентов, гидравлические - 20,3 процентов, атомные - около 11,1 процентов.

Лидирующее в России положение теплоэнергетики является исторически сложившейся и оправданной экономически закономерностью развития энергетики. Тепловые электростанции (ТЭС) на территории России, можно классифицировать по признакам:

.   источникам используемой энергии (органическое топливо, геотермальная энергия, солнечная энергия);

.   виду выдаваемой энергии (конденсационные, теплофикационные);

.   использованию установленной электрической мощности и участию ТЭС в покрытии графика нагрузки - базовые (не менее 5000 ч использования электрической мощности в год), полупиковые (маневренные), (3000 и 4000 ч в году), пиковые (1500-2000 ч в году).

Тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, различаются по технологическому признаку:

.   паротурбинные (с паросиловыми установками на: угле, мазуте, газе, торфе, сланцах, дровах и древесных отходах, продуктах энергетической переработки топлива и т.д.);

.   дизельные;

.   газотурбинные;

.   парогазовые.

Наибольшее развитие в России и распространение получили тепловые электростанции общего пользования, работающие на органическом топливе, предпочтительно паротурбинные. Самой большой ТЭС в России является крупнейшая на Евразийском континенте Сургутская ГРЭС-2 (5600 МВт), работающая на природном газе (ГРЭС - аббревиатура означает государственную районную электростанцию).

Из работающих на угле электростанций наибольшая установленная мощность у Рефтинской ГРЭС (3800 МВт). К российским крупнейшим ТЭС относятся Сургутская ГРЭС-1 и Костромская ГРЭС, обе мощностью свыше 3 тыс. МВт.

В процессе реформы энергетической отрасли крупнейшие тепловые электростанции России объединены в оптовые генерирующие компании (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК).

Сейчас основной задачей развития тепловой генерации является снабжение технического перевооружения и реконструкции работающих электростанций, ввод генерирующих мощностей с использованием в производстве электроэнергии передовых технологий.

Гидроэнергетика предоставляет системные услуги и является ключевым элементом обеспечения надежности ЕЭС, располагая более 90 процента резерва регулировочной мощности. Из существующих типов электростанций ГЭС являются наиболее маневренными, они способны быстро существенно увеличить объемы выработки при необходимости, покрывая пиковые нагрузки.

У России значительный гидроэнергетический потенциал, что подразумевает большие возможности развития гидроэнергетики. На территории Российской Федерации сосредоточено около 9 процентов мировых запасов гидроресурсов. По обеспеченности данными ресурсами Россия занимает второе место в мире, обходя США, Бразилию, Канаду. В настоящее время общий гидроэнергопотенциал России определен в 2900 млрд кВт-ч годовой выработки электроэнергии, это 170 тыс. кВт/ч на 1 кв. км территории. Но освоено лишь 20 процентов данного потенциала. Одним из основных препятствий развития гидроэнергетики является удаленность основной части от основных потребителей электроэнергии, сконцентрированной в центральной и восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

Выработка ГЭС России обеспечивает ежегодную экономию 50 млн. тонн условного топлива, потенциал экономии составляет 250 млн. тонн; разрешает снижать выбросы СО2 в атмосферу на 60 млн тонн в год, что России обеспечивает почти неограниченный потенциал прироста мощностей энергетики в условиях строгих требований по ограничению выбросов парниковых газов. Кроме прямого назначения - производства с использованием возобновляемых ресурсов - гидроэнергетика решает ряд существенных для общества и государства задач: создание систем водоснабжения, питьевого и промышленного, рыборазведение, развитие судоходства, ирригационных систем в интересах сельского хозяйства, регулирование стока рек, борьбу с паводками и наводнениями, безопасность населения.

На территории России работают 102 гидроэлектростанции мощностью свыше 100 МВт. Установленная мощность гидроагрегатов ГЭС в России составляет 46 000 МВт (5 место в мире). В 2011 году выработано 153,3 млрд кВт/ч электроэнергии российскими гидроэлектростанциями. В общем объеме в России производства электроэнергии доля ГЭС в 2011 году составила 15,2 процента.

В ходе реформы электроэнергетики создана федеральная гидрогенерирующая компания ОАО «ГидроОГК» (ОАО «РусГидро»), которая объединила существенную часть гидроэнергетических активов. Компания управляет 68 объектами возобновляемой энергетики, 9 станциями Волжско-Камского каскада общей установленной мощностью более 10 166,7 МВт в том числе, Зейской ГЭС (1 330 МВт), Бурейской ГЭС (2 010 МВт), Новосибирской ГЭС (455 МВт) и несколькими десятками гидростанций на Северном Кавказе, в том числе Кашхатау ГЭС (65,1 МВт), введенной в эксплуатацию в Кабардино-Балкарской Республике в 2010 году. В состав РусГидро входят геотермальные станции на Камчатке и мощности Загорской гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС) в Московской области, используемые для выравнивания неравномерности графика электрической нагрузки в ОЭС.

До недавнего времени российской крупнейшей гидроэлектростанцией была Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего, с мощностью 6721 МВт (Хакасия). Но после аварии 17 августа 2009 года мощности ее частично выбыли из строя. Сейчас ведутся восстановительные работы, которые предполагается к 2014 году завершить полностью. 24 февраля 2010 года состоялось включение в сеть под нагрузку гидроагрегата мощностью 640 МВт, в декабре 2011 г. введен гидроагрегат № 1. В настоящее время в работе находятся ГА №1, 3, 4, 5 с суммарной мощностью 2560 МВт. Вторая по мощности гидроэлектростанция России это Красноярская ГЭС.

Перспективы развития гидроэнергетики России связывают с освоением потенциала рек Северного Кавказа (Зарамагские, Кашхатау, Гоцатлинская ГЭС, Зеленчукская ГЭС-ГАЭС; вторая очередь Ирганайской ГЭС, Агвалинская ГЭС, развитие Кубанского каскада и Сочинских ГЭС, развитие малой гидроэнергетики в Северной Осетии и Дагестане), Сибири (дострой Богучанской, Вилюйской-III и Усть-Среднеканской ГЭС, Южно-Якутского ГЭК и Эвенкийской ГЭС), развитием гидроэнергетического комплекса в центре и на севере Европейской части, в Приволжье, в основных потребляющих регионах строительством выравнивающих мощностей (строительство Ленинградской и Загорской ГАЭС-2).

Россия обладает технологией ядерной электроэнергетики полного цикла: от добычи урановых руд до выработки электроэнергии, эксплуатируется 10 атомных электростанций (АЭС), это 33 энергоблока установленной мощностью 23,2 ГВт, они вырабатывают около 17 процентов производимого электричества. В стадии строительства 5 АЭС.

В 2011 году АЭС выработано рекордное количество электроэнергии за всю историю отрасли: 172,5 млрд кВт/ч, это около 1,5 процентов прироста по сравнению с 2010 годом. В декабре 2007 года в соответствии с Указом Президента РФ образована Государственная корпорация атомной энергии «Росатом», которая управляет ядерными активами Российской Федерации, включая гражданскую часть атомной отрасли, ядерный оружейный комплекс. На нее возложены задачи по выполнению международных обязательств России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Оператор российских АЭС: ОАО «Концерн «Росэнергоатом», он является второй в Европе по объему атомной генерации энергетической компанией. АЭС России вносят зримый вклад в борьбу с глобальным потеплением. Благодаря работе их предотвращается выброс в атмосферу 210 млн тонн углекислого газа ежегодно. Приоритетом является безопасность. С 2004 года на российских АЭС не зафиксировано серьезного нарушения безопасности, классифицируемых по международной шкале ИНЕС выше уровня.

Одним из направлений развития электроэнергетики в России является геотермальная энергетика. В настоящее время в России разведано 56 месторождений термальных вод, потенциал превышает 300 тыс. м/сутки. На 20 месторождениях ведется промышленная эксплуатация, это: Паратунское (Камчатка), Казьминское и Черкесское (Карачаево-Черкессия и Ставропольский край), Кизлярское и Махачкалинское (Дагестан), Мостовское и Вознесенское (Краснодарский край). Суммарный электроэнергетический потенциал пароводных терм оценивается в 1 ГВт рабочей электрической мощности, реализован только в размере 80 МВт установленной мощности. Все действующие геотермальные электростанции расположены на территории Камчатки и Курил.

Россия так же располагает недоиспользуемым масштабным потенциалом энергосбережения, который по способности решать проблему обеспечения экономического роста страны сопоставим с приростом производства первичных энергетических ресурсов.

Энергоемкость российской экономики существенно превышает аналогичный показатель в США, в Японии и развитых странах Европейского Союза. Нехватка энергии может стать важнейшим фактором сдерживания экономического роста. По оценке, до 2015 года темпы понижения энергоемкости при отсутствии государственной политики по энергоэффективности могут замедлиться. Это может привести к более динамичному росту спроса на энергоресурсы внутри страны. Запасов нефти и газа в России достаточно, но увеличение объемов добычи углеводородов и развитие транспортной инфраструктуры требуют инвестиций.

Систематическая работа в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в секторах и сферах экономики России началась после принятия федерального закона № 261-ФЗ.

В 2010 году Минэнерго России вместе с ЗАО «АПБЭ», ООО «ЦЭНЭФ» и ФГУ «РЭА» создало Государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» («ГПЭЭ-2020»). Программа должна стать инструментом решения задачи по снижению к 2020 году энергоемкости ВВП на 40 процентов.

Для реализации мероприятий нужно привлечь финансирование из различных источников. Участники программы должны в обязательном порядке установить приборы учета и провести энергетические обследования. Решение задач, поставленных в рамках Программы, требует высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организаций и населения. Содействовать этому будет Российское энергетическое агентство (РЭА), на которое приказом Минэнерго возложена функция оперативного управления Госпрограммой.

Таким образом, модель управления энергетической отраслью в России сводится к активнейшему государственному участию, при наличии разных форм собственности, в основном акционерных.


2.2 Анализ модели управления и эффективности деятельности ОАО «Татэнерго»

 

Модель управления республиканской отраслью электроэнергетики не отличается от модели общероссийской. Основной компанией является ОАО «Татэнерго», которое в силу грядущих изменений в 2011 году производственной деятельности не осуществляло, функционируя как холдинг, компании которого ведут деятельность по производству и сбыту электрической энергии. Так же велись работы по производству, передаче, распределению и сбыту тепловой энергии. В состав холдинговой компании «Татэнерго» 2011 году входили: ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Казанская теплосетевая компания», ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания», ОАО «Татэнергосбыт», ООО «Уруссинские тепловые сети».

В определенной мере предприятие освобождалось от непрофильных активов, потому что на заседании Совета директоров, состоявшемся 19 февраля 2010 года, принято решение о ликвидации филиала ОАО «Татэнерго», это санаторий-профилакторий «Балкыш». Весь имущественный комплекс филиала было решено реализовать ОАО «Генерирующая компания» в счет дополнительной эмиссии акций, то есть с целью увеличения активов. Филиал ОАО «Татэнерго» ликвидирован 30 апреля 2010 года.

ОАО «Татэнерго» в счет дополнительной эмиссии акций реализованы также из стоимости ОАО «Генерирующая компания» доли в ООО «Энерготранс», ООО «ТатАИСЭнерго», ООО «Редакция журнала «Энергетика Татарстана».

В связи с выделением 01.02.2009 г. филиала предприятия «Энергосбыт» из состава ОАО «Татэнерго» в самостоятельное юридическое лицо с передачей ему функции по реализации электрической и тепловой энергии потребителям РТ, в 2010 г. ОАО «Татэнерго» производственную деятельность не осуществляло.

В итоге происходит структурная перестройка, реализующая переход к новой модели управления отраслью, координации усилий на основной деятельности, концентрации деятельности, взамен многопрофильности.

В целом структура предприятия такова, как показано на рисунке 1.

 

Рисунок 2. Структура ОАО «Татэнерго»

 

Согласно Уставу основными видами деятельности ОАО «Татэнерго» в 2010    г. были: оказание услуг по организации функционирования и развитию энергетической системы, организация и проведение работы с кадрами, подготовку и переподготовку, проверку знаний правил техники безопасности и других инструкций, иная деятельность, не противоречащая действующему законодательству.

По итогам работы финансовый результат деятельности ОАО «Татэнерго» получен убыток до налогообложения в размере 217 млн.руб., что так же вызвано работой только по основному направлению, без задействования иных возможностей увеличения доходов.

Ниже представлена сравнительная таблица сложившегося финансового результата деятельности ОАО «Татэнерго» за 2010-2011 г. г. в разрезе укрупненных статьей бюджета доходов и расходов Общества.

 

Таблица 2.

Сравнение полученных результатов 2010-2011 года

Статья

Факт, тыс.руб.

Откп., тыс.руб.
  2010 г 2011 г  
Товарная продукция (итого по ф.№2) 5 707 500,4 14 358,7 -5 693 141,8
по основному виду деятельности 5 606 521,2 0,0 -5 606 521,2
по неосновному виду деятельности 100 979,2 14 358,7 -86 620,5
Себестоимость (итого по ф.№2) 5 907 203,7 108 193,8 -5 799 009,9
по основному виду деятельности 5 803 454,9 90 181,6 -5 713 273,3
по неосновному виду деятельности 103 748,8 18 012,2 -85 736,5
Прибыль от продаж -199 703,2 -93 835,1 105 868,1
Прочие доходы 1 397 577,9 1 248 860,0 -148 717,9
Прочие расходы 1 013 554,4 1 371 989,2 358 434,9
Прибыль до налогообложения 184 320,3 -216 964,4 -401 284,6

 

Снижение доходов обусловлено снижением:

-  доходов от процентов к получению на 11,2 процента;

-  выплат по дивидендам на 20,6 процентов;

-  операционных доходов по аренде, реализации основных средств на 48,3 процента.

В силу особенностей регулирования деятельности, на предприятие влияет ряд рисков. Небольшие колебания валютного курса не оказывают важного отрицательного влияния на деятельность ОАО «Татэнерго», поскольку не осуществляется экспорт, и импорт в поставках отсутствует. Риск для ОАО «Татэнерго» от изменения курсов иностранных валют ограничивается зависимостью курса российской валюты по отношению к иностранной валюте. Обязательства валюте составляют небольшую долю в обязательствах. В отношении существенных колебаний валютного курса надо отметить, что они влияют на экономику России в целом, и, учитывая взаимосвязь ОАО «Татэнерго» с разными структурами российской экономики, влияют и на финансовое состояние самого Общества в итоге.

К вероятным факторам риска в данный момент, способным повлиять на исполнение обязательств, относятся видоизменения в налоговом законодательстве и политической ситуации.

Наиболее подвержены изменению следующие показатели финансовой отчетности: дебиторская задолженность в силу увеличения сроков оборачиваемости, так же, как и кредиторская задолженность. Так же подвержены денежные средства, как итог вероятно уменьшение свободных денежных средств, и   прибыль от основной деятельности.

Для дальнейшего управления предприятием, как частью отрасли, применяются программы. Основанием для разработки нижеописанной программы стал Федеральный закон №261-ФЗ, другие нормативные документы. Заказчик программы Кабинет Министров Республики Татарстан. Основные исполнители программы предприятия, организации и учреждения на конкурсной основе. Срок реализации программы разделен: Этап №1 - с 2011 по 2015 год. Этап №2 - с 2016 по 2020 год. Цель программы снижение к 2020 году энергоемкости ВРП РТ на 40 процентов относительно уровня 2007 года и на 30,8 процентов относительно 2010 года.

Главной задачей Программы является сокращение удельного потребления топлива при производстве электрической и тепловой энергии, а так же уменьшение удельного потребления электрической и тепловой энергии, воды и природного газа, потерь энергоресурсов в сфере производства и потребления, расхода бюджетных средств на оплату энергоресурсов, а так же снижение техногенной нагрузки на окружающую среду.

Общий объем финансирования программы 227,13 млрд. рублей. Объемы финансирования будут корректироваться ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на финансовый год.

В республике Татарстан две программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ранее были разработаны и реализованы.

За время реализации республиканской целевой программы «Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы» обеспечено уменьшение энергоемкости ВРП республики на 28 процентов, а реализация второй республиканской целевой программы «Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы» привела к снижению энергоемкости ВРП республики на 17 процентов.

Основная цель новой Программы до 2020 года: сокращение удельного потребления первичного топлива при производстве электрической и тепловой энергии, что даст снижение удельного потребления энергии, воды и природного газа, потерь энергоресурсов в сфере производства и потребления; техногенной нагрузки на окружающую среду.

Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ставит предпрятия отрасли, и анализируемое предприятие в условия выполнения действий по модели косвенного государственного регулирования отраслью, когда собственность предприятий принадлежит частным лицам, при этом Государственное регулирование отрасли является наиболее распространенной на либерализованных рынках и осуществляется посредством создания независимого государственного органа, статус которого может быть в разных странах разным. Тем не менее, во всех случаях основными его функциями являются установление норм и стандартов надежного энергоснабжения, обеспечение равного доступа производителей и потребителей энергии на рынки, что объясняется приоритетом надежности энергообеспечения и наличием естественных монополий в сфере передачи и распределения энергии.

Цели данного закона создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления (гл.3 ст 1)    обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;

)   требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

)   обязанности проведения обязательного энергетического обследования;

)   требований к энергетическому паспорту;

)   обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в соотношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

)   требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

)   требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

)   порядка исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим ФЗ.

Требования Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. (Ст. 13, ч. 1), потому что до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета воды, тепла, природного газа, электрической энергии. (Ст. 13, ч. 5).

Таким образом, государственное управление сводится к модели законодательного регулирования, определения стратегии для предприятия электроэнергетики, которое является естественным монополистом в силу предыдущего развития электроэнергетики на местах, строительства в период СССР и последующих работ по развитию.

Основная цель регуляции текущего периода - максимизация энергосбережения, что должно повысить качество использования электроэнергии, за счет чего образуется дополнительное, сэкономленное ее количество.

Регулирование стоимости электроэнергии государством не приводит к ухудшению положения предприятия на рынке, но существует проблема задолженности. Дебиторская задолженность всех абонентов ОАО «Татэнергосбыт» за электро - и теплоэнергию по состоянию в период 2011 года выросла, и составила 3 593 млн. рублей. Увеличение данной суммы в сравнении с началом года произошло более чем в 2 раза, на 1 896 млн. рублей.

Основное увеличение, это на сумму 1 708 млн. рублей, сложилось по задолженностям крупных промышленных предприятий, дебиторская задолженность которых составила 1 858 млн. рублей.

Для гарантирующего поставщика крайне существенным является выполнение обязательств на оптовом рынке закупки электроэнергии и мощности. На сегодня день задолженность в целом уже составляет более 63 млн. рублей, что и приводит к необходимости продажи пусть и не профильных, но активов рассмотренного предприятия.

Задержка в оплате на оптовом рынке в итоге может привести и к негативным последствиям для Гарантирующего поставки основного поставщика. Это будет и выплата пеней за несвоевременные расчеты, и покупка электроэнергии по ценам более высоким, в связи с вероятным отказом Гарантирующему поставщику в допуске его к рынку с конкурентными ценами.

В результате происходит лишение статуса Гарантирующего поставщика и, как результат, вероятное лишение статуса субъекта оптового рынка. При этом нужно отметить, что отрицательные последствия при несвоевременных расчетах возникают так же для потребителей электроэнергии, поскольку покупка электроэнергии Гарантирующим поставщиком по более высоким ценам приведет к продаже электроэнергии потребителям также по высоким ценам.

Данная проблема в государственном управлении отраслью не представляется решенной, и нет подвижек к ее решению, что становится очевидно из анализа положения компании, анализа прессы, действующего законодательства. Да, есть решения по отключению должников, но данное решение проблемы возможно только при высоких показателях долга, и для юридических лиц это банкротство, а для физических лиц это, вероятно, проблема социальной необустроенности, вероятных проблем с оплатой труда или невозможностью трудоустройства.

Представляется необходимым включение методов решения данной проблематики в общую социальную политику России.

Необходимо отметить, что Конституция РФ в ст. 7 характеризует российское государство как социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Результатом деятельности социального государства является предоставление гражданам определенного набора социальных гарантий и услуг.

Герасименко В.В., Городецкий Д.Е. пишут о том, что такой итог является результатом функционирования социального государства, который виден «на выходе», но для понимания и анализа процессов необходимо учитывать более глубокий уровень проблемы, то есть механизм функционирования социального государства. Для того, чтобы сформировать целостную концепцию социального государства, подчеркивают авторы, следует не только перечислить все желаемые «выходные» показатели его деятельности, но и вскрыть глубинные механизмы формирования его политики. В случае же с энергосбережением наблюдается полное игнорирование социальных проблем и рисков со стороны государственного управления.

Мокрецова О.И. в теоретическом исследовании утверждает, что в самом общем виде деятельность социального государства можно представить как распределение имеющихся в обществе экономических ресурсов таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей и интересов своих граждан. Автор называет две главные проблемы:

а) экономические ресурсы государства ограничены объективно, а потребности людей субъективны и имеют тенденцию к росту. Запросы граждан к государству в силу данного противоречия превышают возможности государства;

б) при определенном уровне экономических возможностей имеется множество вариантов использования их, имеется пространство выбора, причем критерии оптимальности выбора весьма размыты.

Следовательно, стоит указать на типологизацию государственных социальных расходов, что показано на рисунке ниже на основании работы О.И. Мокрецовой.


Рисунок 3. Классификация типологии государственных социальных расходов

 

Рисунок показывает, что существует четыре типа классификации, которые приняты в исследованиях теоретического и практического характера. Как пишет автор данной классификации, О.И. Мокрецова, в целом социальное обеспечение нужд населения может осуществляться путем принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования в нормативных документах такого рода направляются на исполнение публичных нормативных обязательств, и предусматриваются отдельно по виду обязательств в виде пособий, пенсий, компенсаций и иных социальных выплат, а также исполнения мер социальной поддержки населения.

Термин «государства всеобщего благосостояния» определяет государство, которое «имеет, по крайней мере, минимальный уровень институционального обеспечения, соответствующего требованиям своих граждан». Наиболее полным из существующих докладов по социальной политике является Доклад Бевериджа (Beveridge Report) 1942 года, написанный Вильямом Бевериджем в Великобритании. Доклад вводит понятие системы сохранения уровня дохода на определенном уровне путем социального страхования и понятий социальной поддержки, основанной на оценке общих и личных доходов. Доклад дал направление для политики благосостояния в послевоенный период. В итоге социальная политика продолжала развиваться в Европе во время индустриализации.

Но в настоящее время существует единого понимания «социальной политики». В общем европейском понимании термин включает «принципы и практическое исполнение деятельности государства, направленной на перераспределение доходов с целью достижения всеобщего благосостояния», что обосновывается на убеждении в социальной солидарности и наличии права граждан располагать минимальным стандартом средств для жизни. Важнейшие человеческие потребности (социальный минимум) должны быть доступны каждому и гарантированы государством, к чему, собственно, и стремится Россия, а также же данная философия является основой социальной политики в странах Северной Европы. Для реализации социальной политики используются разные стратегии, традиционные и новые, что обусловлено и типологизацией их по степени важности и источникам финансирования (рис. 3). Схематично традиционные и новые стратегии показаны на рисунке ниже.

 

Рисунок 4 Стратегии управления рисками в социальной политике государства

 

Но в рамках обеспечения энергобезопасности и эффективности нет перекликания политики с реальным положением сектора. Специфика функционирования социальной сферы в России, обуславливающая необходимость ее бюджетного финансирования на сегодня такова, что социальная политика начинает использовать две новые стратегии (рис.1.2), хотя прежде из-за низкого потенциала, характерного для развивающихся стран в части предотвращения рисков и создания механизмов смягчения рисков, стратегия преодоления рисков была самой основной среди стратегий управления социальными рисками. Такая ситуация вполне объясняет доминирование программ соцстрахования и соцпомощи в политике соцзащиты многих стран.

Следовательно, требуется введение максимально эффективной программы социального влияния на рост задолженности по электроэнергетике не только в отношении лиц, социально защищенных, и юридических лиц, но и категории социально-незащищенных граждан государства с привлечением методов профилактики риска, таких, как предотвращение и снижение риска роста задолженности по платежам.


Заключение

 

На основании изученного материала можно определить приоритеты и принципы государственной энергетической политики. Проведение государством долгосрочной государственной энергетической политики с целью защиты прав и законных интересов граждан и действующих экономических агентов, обеспечения обороны и безопасности государства, действенного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния сектора основано на следующих принципах:

.   Планируемая последовательность действий государства в реализации стратегических ориентиров развития энергетики;

.   Заинтересованность государства в создании устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний;

.   Обоснованность государственных регулирующих воздействий, стимулирующих частную предпринимательскую инициативу в реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Но данная концепция не учитывает рисков социальной сферы, она дистанцирована от них, что вызывает проблемы неплатежей, и негативно влияет на социальную политику в целом. Стратегическими ориентирами государственной долгосрочной энергетической политики являются энергетическая безопасность, а так же энергетическая эффективность, и планируемые бюджетная эффективность и экологическая безопасность энергетики. Без внедрения помощи неплательщикам достижение указанных ориентиров, а равно повышение управляемости процесса развития энергетики потребуют формирования и осуществления составляющих государственной энергетической политики, то есть взаимосвязанных, но обладающих своей направленностью, принципами и механизмами реализации, индикаторами социальной, а не только технической результативности.

Список использованной литературы

 

1. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009года№1715-p. www.government.ru, www.energystrategy.ru - 2011

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 3.09. 2010 г. №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010г. №67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам определения полномочий Федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

.   Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республики Татарстан на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (Утверждена постановлением Кабинета Министров РТ от 29.07.2010г. №604).

.   Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

.   Федеральный закон

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...