Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи модели управления развитием муниципального образования г. Челябинск




 

Модель местного самоуправления, используемая в Челябинске имеет сходство с моделью «Сильный мэр - Совет». В соответствии со статьей 22 Устава города Челябинска,[1] Глава города, избираемый населением непосредственно, возглавляет систему местного самоуправления, координирует деятельность представительного и исполнительного органов, председательствует на заседаниях Городской Думы, руководит деятельностью администрации.

Управление экономическими и социальными процессами в городе нуждается в определении стратегии и тактики их развития, задач, ресурсов и разработке различных сценариев достижения поставленных экономических и социальных целей. Внедрение эффективной модели стратегического управления развития становится мощным рычагом преодоления кризисных явлений.

Целью стратегии является рост благосостояния и качества жизни населения за счёт устойчивого, динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики города.

Рассмотрим содержание Модели стратегического управления развитием муниципального образования.

. Разработка методологии и методики формирования прогнозов экономического и социального развития города с использованием передовых информационных технологий.

. Осуществление пилотного проекта по разработке краткосрочного и среднесрочного прогнозов экономического и социального развития области в рамках модели стратегического управления развитием города.

Функции, реализуемые при разработке модели стратегического управления городом:

. Накопление информации об экономическом и социальном состоянии города.

. Вариантное прогнозирование развития экономических и социальных процессов в городе в режиме реального времени.

. Ситуационный анализ прогнозных решений.

. Текущий контроль и анализ реализации прогнозных показателей.

Главный стратегический ориентир развития Челябинска на период до 2015 года и дальнейшую перспективу состоит в обеспечении устойчивого роста качества жизни населения и увеличения вклада города в решение проблем регионального и общероссийского характера на основе превращения его из фактически моноотраслевого индустриального центра в многофункциональный город.[3,С.225]

В сфере социального развития стратегические ориентиры городской администрации г.Челябинска включают:

.переориентацию социальной и социально-культурной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи;

2. активизацию политики социальной защиты населения, переход к адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни жителей города;

3. обеспечение эффективной, рациональной и свободно избранной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала;

4. интенсификацию развития культурно-образовательного потенциала города на основе применения современных эффективных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий;

5. формирование и развитие инновационно-творческого потенциала жителей города, создание условий для проявления массовых культурных, образовательных и других социальных инициатив, включение людей в систему местного самоуправления;

. совершенствование управления социально-культурным комплексом, использование ресурса межотраслевой координации деятельности социально-культурных отраслей;

7. существенное улучшение и развитие социальной инфраструктуры.

Важнейшим элементом стратегического выбора города является обоснование его перспективной специализации, ибо структура городской экономики в решающей степени предопределяет возможности города выполнять ту или иную совокупность функций.

Для обеспечения эффективной защиты населения от преступных посягательств на его жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также личную собственность необходима активизация деятельности городских властных структур в следующих направлениях.

Во-первых, существенное повышение эффективности работы правоохранительных органов посредством улучшения профессиональной подготовки кадров, совершенствования подбора работников милиции, укрепления материальной базы органов охраны правопорядка, особенно подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Во-вторых, взаимодействие городских властей и населения с органами охраны правопорядка, включающее в себя разработку мер по удовлетворению наиболее неотложных финансовых и материальных потребностей милиции; мер, препятствующих «отмыванию» денег, полученных противоправным путем; действий, препятствующих проникновению организованной преступности во властные органы и финансово-коммерческие структуры; обеспечение общественного контроля за деятельностью органов правопорядка; профилактику правонарушений путем проведения правового всеобуча и повышения информированности населения по проблемам охраны правопорядка и обеспечения личной безопасности; стимулирование самодеятельности граждан по охране порядка и взаимопомощи по месту жительства.

В-третьих, охрану гражданских прав населения, предполагающую совершенствование и развитие адвокатуры; улучшение материально-технических условий деятельности адвокатуры, суда и прокуратуры; создание и развитие организаций по защите прав потребителей, акционеров и неинституциональных инвесторов.

Основные направления обеспечения общественной и личной безопасности должны быть тесно увязаны с городскими и областными программами развития образования, культуры и социальной инфраструктуры, программами занятости, подготовки кадров.

Основные направления деятельности муниципальной администрации по реформированию и развитию городского хозяйства, вытекающие из анализа стартовых условий развития этой важнейшей структурной составляющей комплекса жизнеобеспечения города и принятых стратегических ориентиров его социально-экономического роста, включают:

- повышение эффективности системы управления городским хозяйством;

-  формирование конкурентной среды в сфере городского хозяйства;

-  стимулирование энергоресурсосбережения;

-  упорядочение тарифной системы;

-  обеспечение социальной поддержки населения в процессе проведения реформ;

-  повышение уровня жилищной обеспеченности населения;

-  улучшение технического содержания жилищного фонда города;

-  повышение надежности и качества водо-, газо-, тепло-, и электроснабжения населения;

-  улучшение содержания улиц и внутрирайонных территорий города;

-  улучшение системы санитарной очистки и уборки территории города;

-  улучшение содержания и развития садово-паркового хозяйства города;

-  улучшение транспортного обслуживания населения города;

-  развитие гостиничного бизнеса.

В связи с быстроразвивающейся инфраструктурой нашего города, необходимо использовать широкий спектр экономических методов (дифференцированная плата за территорию, лицензирование загрязнении, льготы за производство необходимой городу продукции) для эффективного использования местных ресурсов предприятиями или вытеснения их из города.

Приоритетная задача совершенствования отраслевой структуры промышленного комплекса города связана с подъемом легкой и пищевой промышленности, других производств, обеспечивающих местный рынок товарами народного потребления. Развитие легкой и пищевой промышленности особенно важно в существующих экономических условиях, ибо для них характерны быстрота обращения капитала и высокая норма прибыли. Необходима также поддержка промышленности производства строительных материалов, без чего трудно решить важные проблемы обеспечения населения жильем, строительства и реконструкции объектов производственного назначения.

Перестройка профильной и отраслевой структуры экономики города тесно связана с изменением структуры его трудового потенциала. В связи с этим необходимо не только устранять уже сложившиеся диспропорции, состоящие в несоответствии профессиональных, квалификационных и других характеристик трудового потенциала потребностям экономики города, но также прогнозировать возможные структурные перекосы в этой сфере, демпфировать негативные социальные последствия путем реализации различных мер, обеспечивающих повышение занятости населения (создание новых и расширение рабочих мест, с одной стороны, и организация в городе эффективной системы подготовки и переподготовки кадров - с другой, создание материальных и социальных стимулов занятости женщин в домашнем хозяйстве и воспитании детей; стимулирование самозанятости, поддержка малого и среднего бизнеса и т.п.).

Важной составляющей местной экономической политики выступает поддержка муниципальными властями реформирования городских предприятий, направленного на их реструктуризацию, способствующую росту качества управления, повышению эффективности производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности.

Существенные резервы повышения эффективности экономики города имеются в сфере малого бизнеса.

Среди основных задач в рассматриваемой сфере, которые должны быть в центре внимания органов городского самоуправления, следует указать на:

-  обеспечение в городе гарантий развития предпринимательства и выполнения контрольных функций, определенных законодательно;

-  активизацию и поддержку свободного предпринимательства в интересах комплексного социально-экономического развития города с учетом принятых стратегических ориентиров и приоритетов;

-  принятие мер по предупреждению и ликвидации негативных социальных последствий развития предпринимательской деятельности.

Среди методов регулирования и поддержки малого бизнеса городские власти намечают использовать традиционные, такие, как «муниципальный заказ», прямое участие в инвестициях, льготное налогообложение, система премий, гарантий, займов и поручительств, скидки с цены земли и арендной платы, общее содействие через развитие внешних связей и т.п., а также относительно новые подходы к взаимоотношениям с фирмами: например, «муниципальный подход», когда основным регулирующим фактором становится отказ в предоставлении коммунальных услуг предпринимательским структурам, отрицательно влияющим на среду обитания; «секторный подход», который предусматривает выделение зон целенаправленного воздействия государственных и муниципальных властей на развитие предпринимательства.

В качестве основных стратегических ориентиров модернизации системы управления городом на рассматриваемую перспективу должны быть приняты следующие:

1. укрепление власти городского самоуправления;

2. обеспечение координации деятельности действующих на территории города органов властных структур всех уровней и ветвей на основе баланса интересов;

.   социальная адаптация местной власти на основе реализации принципов социального партнерства и достижения консенсуса;

.   существенное повышение качества управленческой деятельности органов городского самоуправления.

Основные требования к системе управления городом, вытекающие из стратегических ориентиров модернизации:

- экономичность, открытость и прозрачность функционирования системы;

-  некоррумпированность аппарата управления;

-  адекватность, системность и функциональность структуры управления;

-  целенаправленность, нормативно-правовая, ресурсная, информационная обеспеченность и регламентация процесса управления, основанного на принципах опережающего управления;

-  высокий профессионализм персонала городского самоуправления.

В целом стратегический курс развития сферы управления заключается в следующем: укрепление реальной власти органов городского самоуправления на основе существенного повышения качества управленческой деятельности и усиления экономической независимости развития города от дестабилизирующих факторов общероссийского и регионального масштаба.

Реализацию стратегического курса необходимо осуществлять в следующих направлениях:

- модернизация организационных основ управления городом;

-  усиление функции планирования в практике муниципального управления;

-  обеспечение целевой ориентации и обоснованности стратегических и оперативных управленческих решений;

-  обеспечение высокого профессионализма всех категорий муниципальных служащих;

-  повышение деловой репутации городской власти в масштабах региона, России, а также на международном уровне;

-  социальная адаптация деятельности органов местного самоуправления.

Развитие города сдерживается рядом негативных факторов, влияние которых нужно либо устранить, либо хотя бы ослабить. В числе таких негативных факторов, наиболее значимо влияющих на судьбу Челябинска, целесообразно назвать следующие:

- неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с малой рождаемостью, естественной убылью населения (депопуляцией), интенсивным старением жителей города;

-  относительно высокий уровень заболеваемости в городе и резкий рост в 90-е годы заболеваний социального характера;

-  низкий жизненный уровень и сильная имущественная дифференциация челябинцев, вызванная возникновением в период либеральных реформ большой доли малоимущих граждан и высокого уровня безработицы, преимущественно скрытой;

-  неблагоприятная для ускоренного роста отраслевая структура экономики, где определяющую роль продолжают играть предприятия военно-промышленного комплекса, в которых остаются замороженными немалые производственные мощности;

-  недостаток бюджетных средств, обусловленный спадом производства, развитием теневой экономики, донорской ролью города по отношению к территории области, а также недостаточная эффективность расходования этих средств;

-  изношенная, затратная, ресурсоёмкая инженерная инфраструктура в городе;

-  относительно высокий износ жилищного фонда, дефицит качественного жилья;

-  отставшая от современных требований дорожно-транспортная сеть;

-  недостаток в городе торговых помещений и сценических площадок для проведения массовых мероприятий, в том числе в сфере культуры;

-  неблагоприятная экологическая обстановка.

Перечисленные негативные факторы в определённых условиях могут быть обращены в положительные, т.е.использоваться в качестве стимулов для развития тех или иных городских комплексов и привлечения инвестиций.

Социально-экономическое развитие города может затормозиться внешними обстоятельствами, связанными:

- с принятием на федеральном уровне, либо уровне субъекта Федерации законов, резко изменяющих экономическую ситуацию на территории или во внешнеэкономической политике;

-  успехов других городов Урала в конкуренции с Челябинском;

-  падением спроса на продукцию и услуги отраслей специализации;

-  дальнейшим оттоком финансовых ресурсов в Москву и сырьевые регионы;

-  политическими актами со стороны государственных органов власти всех уровней, дестабилизирующими ситуацию в стране.

Поэтому в системе муниципального управления необходимо иметь мониторинговую и прогнозную систему, которая постоянно держала бы в поле зрения все возможные риски и на основе аппарата рискового моделирования готовила упреждающие решения по корректировке экономической и социальной политики городской власти.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...