Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей




Курсовой проект

По курсу «Муниципальное управление»

Тема «МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

 

Челябинск 2011

 


Аннотация

 

В аналитической части уточнено социальная политика государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей, показаны особенности управления в этой сфере в системе муниципальной службы. Проанализированы основные направления социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей, проведена классификация пособий семьям, имеющим детей.

В конструктивной части на основании выбранной автором концепции разработаны рекомендации по социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей в Тракторозаводском районе г. Челябинска.

 


Оглавление

Введение

Глава 1. Социальная политика государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей

Основные направления социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей

Классификация пособий семьям, имеющим детей

Глава 2. Организация работы Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска

Функции Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска

Основные проблемы и направления совершенствования деятельности Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей

Заключение

Список использованных источников и литературы

 


Введение

Современные представления о социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей проистекают из особенностей семейной политики государства и опираются на теоретические представления о семье и ее взаимодействии с государством как в правовом, так и в социальном аспектах. В контексте рассматриваемой темы семья изучается не только как социальный институт, но также как объект социально-правовой защиты государства. Данный подход предполагает удовлетворение базовых потребностей семьи, связанных с ее материальным благосостоянием, охраной здоровья, получением образования, обеспечением безопасности и др. В рамках семейной политики, руководствуясь социальными и правовыми нормами, разработанными Российским государством, Правительством и другими органами государственной и муниципальной власти, призваны обеспечивать полноценное функционирование семьи. Социально-правовая защита с этой точки зрения является сложным нормотворческим и правоприменительным процессом, включающим в себя не только издание нормативных правовых актов (кодексов, законов, указов, постановлений и др.), но и исполнение всей совокупности нормативных правовых установлений и других политических, экономических, нравственных, иных норм и мер.

Вышеизложенное дает основание для акцентирования положения, согласно которому эффективное применение действующего законодательства и его адекватное исполнение, включающее также разработку новых направлений в области социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей, призвано улучшить социально-правовую защиту семьи и в целом социальное положение российских семей.

Объектом настоящего исследования является Управление социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска.

Предметом - политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей.

В соответствии с обозначенными предметом и объектом исследования, целью работы является выявление сущности и системного содержания политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей на примере Управление социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска и анализ основных проблем и предложения по улучшению деятельности Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей.

Реализация поставленной цели предусматривает поэтапное решение следующих исследовательских задач:

проанализировать основные направления социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей;

дать классификация пособий семьям, имеющим детей;

изучить функции Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска по оказанию социальной поддержки семьям, имеющим детей

рассмотреть основные проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию деятельности Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г. Челябинска по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 


Глава 1. Социальная политика государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей

 

Основные направления социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей

 

Семейная политика формируется как самостоятельное направление социальной политики и система целенаправленной деятельности, предусматривающая свою стратегию, программы, организацию, кадры, финансовое, другое обеспечение. Социальный институт семьи включается в систему государственной деятельности в качестве целостного объекта.

Семейная политика может быть сформулирована как комплекс практические мер, представляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель которых - улучшить благосостояние и обеспечить функционирование семьи в интересах общества. Семейная политика нацелена на смягчение экономических проблем семьи, направлена на более полное удовлетворение семейных нужд.

Государственная семейная политика призвана системно решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее интересов в процессе общественного развития; создания необходимых условий для реализации семьей своих функций на основе собственной трудовой деятельности; организации субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей. По своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной политики и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.

Государство не ограничивает семейную политику социальной защитой семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Она составляет лишь одну из функций семейной политики и выполняет вспомогательную роль. Должны быть обоснованы рациональные объемы социальной защиты и соответствующие адаптационные механизмы, исключающие патернализм. При этом особое значение придается социальному обслуживанию, правовой, психологической, информационной поддержке семей.

Важным условием эффективности семейной политики является дифференцированный подход, учитывающий особенности социально-экономического, развития страны, исторического этапа трансформации института семьи, моделей и структуры семей, их доходов, потребностей и интересов. Задачи стабилизации и развития института семьи обусловливают необходимость системного подхода к анализу происходящих в нем процессов, выявления характерных, устойчивых черт жизнедеятельности семьи, закономерностей ее развития, оценки наиболее болезненных процессов.

Резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни как последствие социально-экономических реформ конца XX - начала XXI в. обусловило деформацию демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Так, к началу 2001 г. численность населения Российской Федерации составила около 145 млн человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн человек в год). За 1992-2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ. Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах РФ, в число которых входят некоторые субъекты РФ, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия. В 1999 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 г. родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 г. Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х гг. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину. Характер рождаемости в РФ определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости [6].

В этих условиях важнейшей задачей, возведенной до уровня национального интереса, выступает необходимость формирования действенной системы мер социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности. В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи Концепцией демографического развития РФ были определены:

формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

Анализ существующей ситуации социального неблагополучия граждан, действенности социальной защиты показывает, что обострившиеся проблемы в этой области требуют на сегодняшний день принятия кардинальных решений в пересмотре прежних взглядов на объект и субъект социальной защиты, в переходе от функции социального обеспечения к функции социальной защиты и социальной поддержки, в совершенствовании организации и менеджмента социальной работы.

Среди проблем, которые должны и могут решаться незамедлительно: обеспечение приоритетного права проживания ребенка в семье; создание материальных условий жизнедеятельности семьи (адресная система льгот, пособий); улучшение жилищных условий; образование детей; охрана здоровья детей; социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; поддержка одаренных детей.

Проблемы длительного решения: формирование осознанного родительства; стабильность брачно-семейных отношений; духовный мир семьи, основанный на общечеловеческих ценностях.

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации [1] и состоит из Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [2], других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 2 октября 2003 г. N 382-О [27], признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, Конституция РФ тем самым предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством. Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите материнства и детства, семьи не подразумевает право этих граждан на получение определенных денежных сумм. Вопрос о конкретных размерах пособий и других выплат, вытекающих из конституционного права на социальное обеспечение, решается, как следует из ст. 39 (ч. 2), 71 (п. «в», «е»), 72 (пункты «б», «ж» ч. 1) и 76 (ч. 1 и 2), законодателем. Исполнительная же власть в лице Правительства РФ обеспечивает проведение в России единой государственной политики в области социально-экономического обеспечения (п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). При этом осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться, в силу правовой позиции Конституционного Суда России, в т.ч. с имеющимися у него на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями [28].

Идея материального стимулирования повышения рождаемости была озвучена и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г [9]. Как отмечено в Послании, государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию. Необходимость разработки эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи, совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышения размеров пособий и обеспечения их адресности, была взята за основу концепции построения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [3] (далее Закон).

По замыслу законодателя, Закон предусматривает формирование системы мер дополнительного материального стимулирования граждан, имеющих детей. Вместе с тем буквальный анализ его положений позволяет отметить, что названные меры имеют выборочный характер как по своему содержанию, так и по субъектам материального обеспечения. Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей, понимаются меры, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения с учетом особенностей установленных Законом. Обеспечение реализации указанных мер будет осуществляться за счет материнского (семейного) капитала - обособленных средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, анализ существующей ситуации социального неблагополучия граждан, действенности социальной защиты показал, что обострившиеся проблемы в этой области требовали принятия кардинальных решений в пересмотр прежних взглядов на объект и субъект социальной защиты. В Российской Федерации была создана система мер социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...