Вопрос Государственное регулирование экономики: сущность, предпосылки, объекты, цели и средства, формы и методы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Вопрос Социальное рыночное хозяйство и проблемы его регулирования Социальное рыночное хозяйство — это форма организации экономики, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка, государственного регулирования экономики, а также общественных институтов и гарантирующая социально-экономическую стабильность в обществе. Его основными задачами являются следующие:
• формирование надежного правопорядка в стране; • обеспечение внутренней и внешней безопасности; • обеспечение стабильности национальной валюты; • развитие социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, науки и искусства, общественного транспорта и т.д.); • осуществление контроля за соблюдением законодательства в области конкурентной борьбы; • обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества; • разработка и реализация требований, запретов и использование рыночных стимулов для охраны окружающей среды;
Наша страна взяла курс на формирование социального рыночного хозяйства. Эта цель зафиксирована в ее Основном Законе (Конституция РФ), в котором говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Достижение указанной цели возможно лишь при успешном решении таких проблем, как создание правового государства, последовательная и решительная борьба с коррупцией, проведение активной структурно-инвестиционной политики, всемерная поддержка малого бизнеса, создание необходимых условий для экономического роста и улучшения его качества, формирование благоприятного инвестиционного климата, разработка и реализация различных программ в сфере социальной защиты населения и некоторых других.
Ведущая роль в решении этих проблем принадлежит системе государственного регулирования социально-экономических процессов, центральным составным элементом которой является макроэкономическое прогнозирование и планирование. вопрос Государственное регулирование экономики: сущность, предпосылки, объекты, цели и средства, формы и методы Государственное регулирование экономики — это совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государство и созданные при его участии органы осуществляют управленческое воздействие на экономическую жизнь общества. По характеру действия выделяют методы административные и экономические. Административные — основываются на силе власти и предусматривают: — законодательные ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); (минимального размера уставного капитала, заработной платы и пр.); правила государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Экономические методы - с помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия -государство осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспечения (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское страхование, помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.) также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты
Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при которых субъекты экономики будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям экономической политики государства. Основные объекты государственного регулирования экономики - это:
Высшей целью государственного регулирования является - формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития.
К основным целям государственного регулирования экономики относятся:
средства (инструменты) административно-правовые инструменты;
3 вопрос Понятие, принципы и задачи макроэкономического планирования. Макроэкономическое планирование - это процесс разработки планов экономического и социального развития страны (областей), а также комплекса действий по реализации плановых мероприятий В условиях рыночных отношений макроеко ономичне планирования имеет социальную направленность, что обусловлено необходимостью достижения основной цели развития рыночной экономики - обеспечение высокого уровня жизни в стране
В процессе общегосударственного планирования решаются следующие основные задачи:· определяются общественные потребности и их структура;· определяются потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах;· обосновывается наиболее рациональные направления использования ресурсов во взаимосвязи с текущими и перспективными потребностями;· обеспечивается сбалансированность развития отдельных отраслей народного хозяйства (материального производства, непроизводственной сферы и др.), регионов, краев областей и др.;· исследуются направления повышения эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов 5 вопрос Прогнозирование, программирование и проектирование как процедуры планирования. Прогнозирование есть вид предвидения, основанный на научных методах. В градостроительном контексте под прогнозированием понимаются только те виды планирования, результаты которых подпадают под определение «прогноз» и не являются ни проектами, ни программами в их общепринятых смыслах. Это в основном долгосрочные разработки развития города, в которых речь идет не о детальных решениях, но о стратегии развития, его основных приоритетах, возможных вариантах (стратегический вариантный прогноз).
Программирование - обозначение разного рода планов, оперирующих с выявлением и распределением ресурсов дня решения определенных целей, для достижения которых необходима мобилизация средств из разных источников и координация большого числа участников. Разрабатываются на средние сроки. В отличие от прогноза, основанного на экстраполяции настоящего в будущее, программа ориентирована на миссию и ведет нас от представления о будущем к образу действий в настоящем.
Проектирование есть наиболее конкретный и определенный вид планирования. По определению, понятие «проект» требует однозначного представления трех вещей: во-первых, точные параметры проектируемого объекта; во-вторых, расчет необходимых средств и ресурсов; в-третьих, сроки осуществления. Как правило, такое однозначное представление возможно, когда речь идет о реальных объектах градостроительства и об их реализации в относительное близкие сроки.
6 вопрос Информационное обеспечение планирования и методы предплановых исследований Для обоснования плановых документов и решений в практической деятельности используется совокупность методов, в которую входят: методы предплановых исследований, собственно методы планирования (балансовый, нормативный, программно-целевой) и математические методы.
Методы предплановых исследований используются на прогнозно-аналитической стадии планирования и включают две группы: общие и конкретные.
Общие методы предплановых исследований определяют методологическую, логическую направленность процесса обоснования планового решения. В их основе лежит диалектический метод как основополагающий подход к исследованию и познанию социально-экономических процессов. Именно на нем базируются методы системного и экономического анализа. Информационное обеспечение процесса планирования
Информационное обеспечение планирования - это процесс сбора, обработки, формализации данных о развитии процессов на рынке товаров и услуг (среда функционирования предприятия); о состоянии и изменении нормативно-законодательной базы (условия деятельности предприятия); о динамике показателей деятельности предприятия и его состоянии в прошлом и настоящем (развитие предприятия); об успешности усилий по повышению эффективности работы предприятия и др.
7 вопрос Основные формы макроэкономических планов: директивность и индикативность планирования. Стратегическое и долгосрочное планирование. директивные и индикативные планы. Директивные планы имеют обязательный характер и выступают в виде законов, например Государственном бюджете Украины индикато ные планы носят рекомендательный характер, однако субъекты хозяйствования должны учитывать рекомендуемый уровень показателей индикативных планов в своей деятельности При выполнении индикативных планов с убьекты хозяйствования должны поощряться, например в виде льгот и льготных кредитетів.
Директивные показатели макроэкономических планов должны быть адресными, т.е. определять плановый уровень отдельных показателей, и быть адресованными конкретным исполнителям Индикативные показатели должны ориентировать и субъектов хозяйствования на выполнение плановых заданий в рамках основных направлений государственной экономической и социальной политики.
Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития
8 вопрос Сущность и принципы прогнозирования экономических объектов Прогнозирование базируется на следующих принципах: 1. системности, 2. научной обоснованности, 3. адекватности,4. альтернативности,5. целенаправленности и др. 1. Принцип системности - предполагает рассмотрение объекта в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями, исследование количественных и качественных закономерностей, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. 2. Принцип научной обоснованности – основывается на: учете требований экономических законов, применении научного инструментария, изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов, использовании методик и моделей, как условия научного формирования системы прогнозов их обоснованности, действенности и своевременности. 3. Принцип целенаправленности - предполагает целенаправленный характер прогнозирования, т.е. содержание прогноза не должно сводится только к предвидению, а включать и цели, которые желательно достигнуть.
4. Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям - характеризует не только процесс выявления тенденций развития, но и оценку устойчивости тенденций и взаимосвязей, а также, создание теоретического аналога реальных экономических процессов. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного характера экономических и социальных процессов. Это означает необходимость оценки как господствующих тенденций, так и сложившихся отклонений, определение возможной области их расхождения, а также оценку вероятности их реализации в будущем. 5. Принцип альтернативности - предполагает выбор вариантов развития по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Переход от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития основан на построении альтернатив, т.е. определения нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей развития. 6. Принцип историчности - предполагает рассмотрение прогнозируемых явлений и процессов во взаимосвязи их исторических форм. Другими словами, в процессе прогнозирования необходимо исходить из того, что состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее — закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.
9 вопрос Методы построения прогнозов. Метод экспертных оценок. Суть данного метода заключается в том, что в основе прогноза лежит мнение одного специалиста или группы специалистов, которое основано на профессиональном, практическом и научном опыте. Различают коллективные и индивидуальные экспертные оценки, часто используется при оценке персонала. Метод экстраполяции. Основная идея экстраполяции – изучение сложившихся как в прошлом, так и настоящем стойких тенденций развития предприятия и перенос их на будущее. Различают прогнозную и формальную экстраполяцию. Формальная – основывается на предположении о том, что в будущем сохранятся прошлые и настоящие тенденции развития предприятия; при прогнозной – настоящее развитие увязывают с гипотезами о динамике предприятия с учетом того, что в будущем изменится влияние на него различных факторов. Следует знать, что методы экстраполяции лучше применять на начальной стадии прогнозирования, чтобы выявить тенденции изменения показателей. Методы моделирования. Моделирование – это конструирование модели на основании предварительного изучения объекта и процессов, выделение его существенных признаков и характеристик. Прогнозирование с использованием моделей включает в себя ее разработку, экспериментальный анализ, сопоставление результатов предварительных прогнозных расчетов с фактическими данными состояния процесса или объекта, уточнение и корректировку модели
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|