Вопрос Система интуитивных методов макроэкономического прогнозирования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Интуитивные методы прогнозирования позволяют получить прогноз при недостатке информации. Их используют для определения возможных событий в будущем или для определения сроков достижения тех или иных событий в различных сферах деятельности. Методы индивидуальных экспертных оценок: 1. Метод интервью – установление прямого контакта интервьюера с экспертом. Интервьюер задает вопросы по заранее разработанной программе о будущем развитии объекта. 2. Аналитический метод – заключается в самостоятельном исследовании экспертом тенденций развития объекта под влиянием различных факторов. Результат прогнозирования оформляется в виде докладной записки. 3. Сценарный метод – является расширенным аналитическим методом. В этом случае эксперт выстраивает подробный механизм перехода исследуемого объекта из настоящего состояния в будущее. Результат работы оформляется в виде отчета. Ценность сценария тем выше, чем выше сходство в оценках различных экспертов. Преимущества: Методы коллективных экспертных оценок: 1. Метод комиссии – состоит в проведении совещания, в ходе которого высказываются участниками различные точки зрения. Недостатки: - возможно психологическое давление со стороны более опытных экспертов и руководства; - при принятии решения участники стремятся к компромиссу. 2. Метод мозгового штурма – заключается в свободном генерировании группы идей относительно будущего объекта. Особенности: - отделение во времени этапа разработки идей от этапа анализа; - запрещение критики любой предложенной идеи; - поощрение оригинальных идей, множества идей, комбинации идей; - рассмотрение всех идей без исключения.
Плюсы: дешевизна, высокая производительность, способность развитию творчества персонала. 3. Метод Дельфи – многотуровое анкетирование группы экспертов. После каждого тура оценки обобщаются, группируются и таким образом результаты предлагаются экспертам для последующего рассмотрения Особенности: анонимность, заочность характера. 4. Метод морфологического анализа – сводится к разработке морфологического ящика в виде матрицы, в ячейках которой размещаются характеристики объекта прогнозирования. Последовательное соединение характеристик одного уровня с характеристиками второго и последующих уровней позволяет получить одно из возможных состояний объекта в будущем. Этот метод требует больше работы по сбору информации.
Вопрос Система формализованных методов макроэкономического прогнозирования Формализованные методы прогнозирования базируются на построении прогнозов формальными средствами математической теории, которые позволяют повысить достоверность и точность прогнозов Метод экстраполяции заключается в приложении определенной для базисного периода тенденции развития процесса к прогнозируемому периоду. Он основывается на сохранении в будущем сложившихся условий развития процесса. При использовании этого метода необходимо иметь информацию об устойчивости тенденций развития объекта за срок, в 2-3 раза превышающий срок прогнозирования Экономико-математическое моделирование основывается на принципе аналогии, то есть возможности изучения объекта через рассмотрение другого объекта, подобного ему и более доступного. Таким более доступным объектом является экономико-математическая модель. Она представляет собой систему формализованных уравнений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему или какой-либо экономической процесс
Нормативный метод применяется на основе расчета прогнозных показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. Норма – это максимально допустимая величина. Норматив – соотношение элементов производственного процесса (составляющая нормы). Балансовый метод применяется для взаимоувязки объема и структуры общественных потребностей с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а также взаимного согласования всех разделов и показателей планов Вопрос СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В Российской Федерации к отраслям социальной сферы относят образование, здравоохранение, культуру и искусство, туризм, отдых, физическую культуру и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Цели и задачи развития этих отраслей, мероприятия по их достижению отражаются в различных плановых документах - федеральном, региональных и местных бюджетах, целевых программах и прогнозах развития социальной инфраструктуры. С 2005 г. начали разрабатываться приоритетные Национальные проекты, направленные на модернизацию и повышение эффективности функционирования отраслей социального комплекса. Основными показателями стратегического планирования социальной сферы являются показатели, характеризующие сеть учреждений, их материально-техническую базу, численность и состав кадров, объемы предоставляемых услуг и уровень обеспеченности ими населения, бюджетного финансирования, вложений из других источников, эффективность использования ресурсов. В процессе плановых расчетов широко применяются разнообразные социальные стандарты. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА Народное благосостояние является одним из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через понятия "условия, уровень и качество жизни". Под условиями жизни понимаются наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения - формы расселения, характер жилища, занятость, имущественная обеспеченность семей, развитие отраслей социальной сферы. Уровень жизни характеризует достигнутый уровень потребления материальных и духовных благ, степень удовлетворения потребностей населения в них.
Качество жизни, с одной стороны, дает оценку самому человеку (уровень здоровья, образования, культуры), а с другой - комфортности, удобства жизненных условий, состояния среды обитания людей. Макропланирование уровня жизни в России осуществляется сегодня в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, концепций и стратегий долгосрочного развития, национальных проектов и целевых комплексных программ решения узловых coциальных проблем. При этом используются три группы показателей: синтетические (производство ВВП, ВНП, НД душу населения, общие и конечные доходы домашних хозяйств, рождаемость, смертность, естественный прирост, заболеваемость, уровень образования населения, структура использования свободного времени, состояние окружающей среды); натуральные показатели объема потребления конкретных благ; показатели дифференциации населения по доходам и потреблению. Поскольку уровень жизни населения зависит в значительной мере от размера доходов, планирование народного благосостояния предусматривает оценку их величины. При этом определяются номинальные, реальные и реально используемые (конечные) доходы. В состав номинальных включаются денежные, натуральные и косвенные доходы, получаемые населением при использовании бесплатных услуг. Реальные доходы определяются путем вычитания из номинальных доходов налогов, других обязательных платежей, оплаты услуг и учета уровня инфляции. В объем реально используемых (конечных) доходов на селения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, спонсированные средства и сальдо задолженности населения по кредитам. В процессе расчетов показателей уровня жизни широко используются балансы денежных доходов и расходов населения. Они отражают все доходы в разрезе источников получения средств, все расходы по направлениям и все сбережения в разрезе различных форм.
14 вопрос МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ЗАНЯТОСТИ Планирование воспроизводства населения осуществляется на основе целевых установок долгосрочной Концепции демографической политики РФ, содержание которой определяется демографической ситуацией в стране. Различают три типа демографической ситуации - экстенсивного, интенсивного и суженного воспроизводства населения. Для первого (экстенсивного) типа характерны высокие уровни рождаемости, смертности и прироста населения, низкая степень миграции. Второй (интенсивный) тип характеризуется низкими уровнями рождаемости, смертности и прироста населения, высокой степенью миграции. Суженный тип выражается в резком снижении рождаемости, высоком уровне смертности, сокращении численности населения и хаотичной миграции.
Ухудшение демографической ситуации обусловливает необходимость разработки активной демографической политики, предусматривающей проведение государством мероприятий по поддержанию благосостояния семей с детьми, улучшению положения женщин, детей и молодежи. Для оценки демографической ситуации и обоснования демографической политики разрабатываются демографические прогнозы. Процесс их разработки включает 4 этапа. На первом этапе оценивается возможный уровень численности населения. При этом в основном пользуются методом ретроспективной экстраполяции и методом пере- движки возрастов. На втором этапе определяется половозрастная и профессионально-специализированная структура населения. На третьем этапе дается оценка размещения населения по территории страны, распределения его между городом и селом и по субъектам РФ. На четвертом этапе прогнозируется уровень производительности труда. Результаты демографических прогнозов используются для оценки трудового потенциала. В процессе его прогнозирования оперируют категориями "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "экономически активное население". Под рабочей силой понимают совокупность физических и духовных сил человека, определяющих его способность к труду. Трудовые ресурсы характеризуют массу населения страны, которая может работать. В их число включают трудоспособных жителей в дорабочем, рабочем и послерабочем возрасте. К экономически активному населению относят занятых в производстве работников и безработных. Эта категория обеспечивает предложение рабочей силы и характеризует с количественной точки зрения трудовой потенциал. В качественном аспекте он представляет собой население, физически и профессионально пригодное к трудовой деятельности.
Для характеристики безработицы исчисляют долю безработных в численности экономически активного населения и продолжительность времени отсутствия работы. Основными формами планирования занятости населения в РФ являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, целевых программ содействия занятости, создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития. Прогнозы занятости разрабатываются в следующей последовательности. Сначала определяется численность трудовых ресурсов и экономически активного населения (предложение рабочей силы), дается характеристика структуры предложения (по полу, возрасту, уровню образования, профессиям, уровню квалификации). Далее оценивается ожидаемый спрос на рабочую сил Вопрос
НТП - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний Государственное регулирование НТП осуществляется на основе выбора целей, определения направлений, установления сроков создания и освоения научно-технических нововведений и соответствующего распределения ресурсов. Важнейшими задачами государственного регулирования НТП являются: предвидение экономических и социальных последствий научных открытий; концентрация ресурсов на ведущих направлениях НТП, связанных с разработкой принципиально новой техники и технологии. Государственное регулирование НТП осуществляется на всех уровнях управления - высшем, среднем и низшем - и сосредоточивается на решении ряда принципиальных вопросов. На народнохозяйственном, уровне регулирование основано на разработке стратегии развития науки и техники, выборе и формировании национальных приоритетов, разработке важнейших научно-технических программ, т. е. на реализации главных направлений и программ НТП, революционизирующих общественное производство. Все проводимые на этом уровне разработки обеспечиваются государственным финансированием. На отраслевом, уровне (отраслевые министерства, объединения, концерны, ассоциации и др.) регулирование нацелено на конкретизацию государственных приоритетов НТП посредством разработки и реализации отраслевых и межотраслевых научно-технических программ, на осуществление перспективной технической политики - на выпуске принципиально новых видов продукции и широкомасштабном применении новейших достижений НТП, прогрессивных технологий. Финансирование отраслевых разработок осуществляется за счет государственных и ведомственных ресурсов. Государственное регулирование НТП основывается на концепции основных направлений научно-технической политики Российской Федерации. Реализуется научно-техническая политика с помощью законодательных и нормативных документов, системы макроэкономических прогнозов, программ НТП, федеральных и региональных целевых научно-технических программ межотраслевого характера, государственных заказов и контрактов, а также экономических регуляторов, к которым относятся целевые субсидии, субвенции, льготные кредиты, нормы и нормативы, налоговые и ценовые льготы, механизм ускоренной амортизации и др.
Вопрос Инвестиции - это капитальные вложения, средства или затраты, которые используются для развития и расширения производства, тем самым принося выгоду, пользу или прибыль в конечном счете Инвестиции позволяют решать следующие задачи: - расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов; - приобретение новых предприятий; - диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса. Все инвестиции можно разделить на две основные группы: 1) Портфельные инвестиции – вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий 2) Реальные инвестиции – финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связанный с приобретением реальных активов. Инструменты в системе государственного регулирования инвестиционной деятельности. Нормативно-правовое регулирование заключается в разработке правовой базы, определяющей формы инвестиционной деятельности, условия ее осуществления и другие «правила игры» Налоговое регулирование является важнейшим элементом государственного регулирования инвестиционной деятельности. Налоговая система осуществляет две основные функции: регулирующую и фискальную[46]. Соответственно, налоговое регулирование инвестиционного рынка заключается, с одной стороны, в стимулировании инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и граждан, а, с другой стороны, в перераспределении доходов, получаемых от инвестиционной деятельности между инвесторами и государством. Механизм налогового стимулирования основан, прежде всего, на системе налоговых льгот, которые предоставляются инвесторам Финансово-кредитное регулирование заключается как в установлении финансовых параметров инвестиционного рынка, так и в оказании финансовой поддержки или прямом финансировании наиболее эффективных или социально значимых проектов. ВОПРОС ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ — соотношение между затратами на производство основных фондов и получаемыми результатами
Вопрос Планирование доходов федерального бюджета
Доходы бюджетов обеспечиваются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. Остаток средств на конец предыдущего года тоже зачисляется в плановые доходы.
К налоговым доходам относятся: 1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала2. Лицензионные и регистрационные сборы.3. Налоги на совокупный доход.4. Налоги на имущество.5. Платежи за пользование природными ресурсами.6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. 7. Акцизы.8. Налог на добавленную стоимость.9. Прочие налоги, пошлины и сборы. Неналоговые поступления: 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности 2. Дивиденды по акциям, находящиеся в госсобственности3. Доходы от реализации государственных запасов 4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников 6. Административные платежи и сборы 7. Штрафные санкции, возмещение ущерба8. Доходы от внешнеэкономической деятельности 9. Прочие неналоговые доходы10. Прибыль Центрального Банка России 11. Безвозмездные перечисления
а) нерезидентов и бюджетов других уровней б) государственных внебюджетных фондов, в) государственных организаций,
г) наднациональных организаций.
Планирование расходов федерального бюджета
Расходы - это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию. Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации включает в себя: 1) государственное управление и местное самоуправление 2) судебная власть 3) международная деятельность 4) национальная оборона 5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 7) промышленность, энергетика и строительная индустрия 8) сельское хозяйство и рыболовство 9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология 10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 11) развитие рыночной инфраструктуры 12) жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство 13) предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 14) образование 15) культура и искусство 16) средства массовой информации 17) здравоохранение и физическая культура 18) социальная политика 19) обслуживание и погашение государственного долга 20) пополнение государственных запасов и резерво 21) региональное развитие 22) утилизация и ликвидация вооружения, включая выполнение международных договоров 23) прочие расходы;
1 9 вопрос Экономический рост: содержание, типы, факторы Долгосрочный экономический рост является одной из целей макроэкономической политики государства.
Экономический рост определяется двояко:
1) как поступательный прирост реального объема ВВЦ, ВНД или ЧНД за счет увеличения объемов используемых экономических ресурсов и (или) лучшего их использования без нарушения равновесия в краткосрочных периодах;
2) как реальный прирост ВВП (ВНД или ЧНД) на душу населения. В макроэкономике выделяют три группы факторов экономического роста: 1. Факторы предложения – наличие людских ресурсов, природных ресурсов, основного капитала, уровень технологии. 2. Факторы спроса – уровень цен, потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные расходы, чистый объем экспорта. 3. Факторы распределения – рациональность и полнота вовлечения ресурсов в процесс производства, эффективность использования вовлекаемых в экономический оборот ресурсов.
Различают три типа экономического роста:
— экстенсивный, осуществляемый путем увеличения объемов используемых в производственном процессе ресурсов;
— интенсивный, осуществляемый путем более эффективного, более производительного использования ресурсов на основе научно-технического прогресса и лучших форм организации производства;
— смешанный, соединяющий интенсивный и экстенсивный типы.
Поскольку в экономике, как и в других системах, чистых форм почти не существует, экономический рост можно считать смешанным. В зависимости от того, какие факторы превалируют, можно говорить о преимущественно интенсивном или преимущественно экстенсивном типе. Для измерения экономического роста используют следующие показатели: В качестве основных показателей измерения экономического роста используются: 1. Коэффициент роста – отношение показателя изучаемого периода к показателю базисного периода. 2. Темп роста – коэффициент роста, умноженный на 100%. 3. Темп прироста – темп роста минус 100%. 1. Абсолютного прироста реального объема производства, определяемого по формуле
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|