Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Легенды и мифы Миусского края




Тема: Легенды и мифы Миусского края

Цель: познакомить обучающихся с интернейшими легендами и мифами нашего родного края, откуда произошли названия наших рек, высоких холмов и фамилий

 

Задача: познакомить и заинтересовать обучающихся исследовательской работой по сбору материала по истории нашего края, особенно легенд и мифов.

 

Обучение дистанционное

Ход занятия

Рук. Кр. - Ребята, мне  попалась в руки очень редкая книга нашего земляка, учителя истории и украинской литературы бобриковской школы Захарченко Ивана Михайловича " Легенди, перекази та бувальщини Миюської України". Он в течение многих лет встречался со старожилами Луганской и Донецкой области, т. к. книга издавалась в 2001 году и собрал интересный материал о нашем крае. Часть материала я перевела на русский язык, Оказывается, самые высокие наши холмы имеют свои названия в народном фольклоре. Вот почитайте эти легенды, надеюсь, они вам понравятся.

Змеиная или Сапун-гора

 

Жил когда-то в слободе Дьяково дед – колдун,  по фамилии Зацара. Говорят, что был он колдуном, и наиболъшую силу старый имел над змеиным племенем. Было выйдет к ним на высокую ropy, что на правобережье речушки Ореховой, посмотрит внимательно на пресмыкающихся, кучами грелись на солнце, а затем начнет шептать какую молитву- заклятие, - смотришь, покоренные змеи  сразу попрячутся в щели между раскаленными  камнями. Mог он навлечь змей и к себе в сад, где ветви раскидистых яблонь к  ломились от плодов и куда однажды хотела сделать налет шкодливая детвора. И только подошли к саду и сразу бросилась врассыпную от страха: на ветвях блестящими веревками извивались змеиные тела.

Дед Зацара выходил тогда из-за кустов, подходил к яблоням, что-то шептал и змеи незаметно исчезали. После этого детвора десятой дорогой обходила Зацарив сад. Брал гадюк дед и в руки – ни одна НЕ ужалит! Говорят " что и гора, на которую он любил ходить, называлась по-татарски Сапун-гора, а по-нашему - Гадючья. От деда Зацары дьяковцы сохранили такой рассказ про этот  холм.

Еще во времена Запорожье нашими степями проходил проторенный татарский путь, или caкмa - как они его называли. Все возили по нему ордынцы, но товара, как в тот день, еще такого не было: в пыли, обливаясь потом, под беспощадным палящим солнцем брели... дивчата. Еще не вылинявших черные брови и длинные волосы напоминали о иx красоте, что так нагло была оборвана где-то на бepeгax Днепра или Сулы.

Вот остановили татары девушек на отдых, оставив двух верховых следить за ними.  Последние же помчались в ложбину к источнику с ледяной водой. Увидев такое, группа девушек, которая была  ближе к ложбине, решил бежать в глубь оврага, где можно было спрятаться. А зоркий глаз чужаков заметил это и  стал сгонять беглянок в одну  большой группа. А когда прибыли те, кто утолил жажду у источника - острыми саблями отрезали девчачьи косы.

 Падая на землю, они становились змеями, которые с яростью набрасывались на лошадей со всадниками и беспощадно жалили иx. От смертельных укусов лошади пали, а вместе с ними - и всадники. Змеиное жало д остигло и их. Пленницы стали свободными. Гора, где они потеряли свою девичью красоту, с тех поp стала называться Сапун - горой, или змеиной.

 

CAУP - МОГИЛА

Саур-Могила - наша славная сказка,

 наш дух, не танувший в веках!

Пока Ты  есть – ты наша сказка 

Ты  наша гордость, наша честь!

 

Давно это было - видимо, тогда, когда нaша степь принадлежал ордынцам. Немилосердными они были до нашего народа: то пешего, то едущего - всех уводили в плен, мучили и издевались. Единственными защитниками наших людей был запорожские казаки. На высоких могилах холмах они устраивали страже и следили за степью.

Однажды храбрый и грозный казак Саур стоял на страже у вышки. Уставший летней жарой, в колебании дальнего призрака, он не заметил татар. А когда заметил, было уже поздно: ордынцы уже подкрадывались к казацкой вышки. Казаки нe успели поджечь бочки. Грозный, как облако, сечевик вступил в бою.         Отважные собратья долго не подпускали басурман к вышки. Чтобы сообщить соседние сторожевые вышки  о нападении татар, казак Xapциз облил себя смолой и поджог. Как только пламя вспыхнуло смельчака собратья стали отступать.

Татары окружили со всех сторон Савура, но он не сдавался: копьем колол и рубил шашкой врагов.

Тогда ордынцы накинули на него аркан, стащили с коня и зарубили саблями. Не успела его горячая кровь окропить землю, как вдруг она загудела - задрожала. На месте боя выросла большая  Могила. Родная земля поднялась, чтобы дальше было видно живое пламя. Гул и свет огня докатились до Сечи. Запорожцы примчались на помощь. Вырыв саблями могилу, они похоронили изрубленное тело Саввы - Савура на вершине  и шапками насыпали вершину могилы, из которой в пригожий денек видно полстепа и Азовском море.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...