Тема: Легенды и мифы Миусского края
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Тема: Легенды и мифы Миусского края Цель: познакомить обучающихся с интернейшими легендами и мифами нашего родного края, откуда произошли названия наших рек, высоких холмов и фамилий
Задача: познакомить и заинтересовать обучающихся исследовательской работой по сбору материала по истории нашего края, особенно легенд и мифов.
Обучение дистанционное Ход занятия Рук. Кр. - Ребята, мне попалась в руки очень редкая книга нашего земляка, учителя истории и украинской литературы бобриковской школы Захарченко Ивана Михайловича " Легенди, перекази та бувальщини Миюської України". Он в течение многих лет встречался со старожилами Луганской и Донецкой области, т. к. книга издавалась в 2001 году и собрал интересный материал о нашем крае. Часть материала я перевела на русский язык, Оказывается, самые высокие наши холмы имеют свои названия в народном фольклоре. Вот почитайте эти легенды, надеюсь, они вам понравятся. Змеиная или Сапун-гора
Жил когда-то в слободе Дьяково дед – колдун, по фамилии Зацара. Говорят, что был он колдуном, и наиболъшую силу старый имел над змеиным племенем. Было выйдет к ним на высокую ropy, что на правобережье речушки Ореховой, посмотрит внимательно на пресмыкающихся, кучами грелись на солнце, а затем начнет шептать какую молитву- заклятие, - смотришь, покоренные змеи сразу попрячутся в щели между раскаленными камнями. Mог он навлечь змей и к себе в сад, где ветви раскидистых яблонь к ломились от плодов и куда однажды хотела сделать налет шкодливая детвора. И только подошли к саду и сразу бросилась врассыпную от страха: на ветвях блестящими веревками извивались змеиные тела.
Дед Зацара выходил тогда из-за кустов, подходил к яблоням, что-то шептал и змеи незаметно исчезали. После этого детвора десятой дорогой обходила Зацарив сад. Брал гадюк дед и в руки – ни одна НЕ ужалит! Говорят " что и гора, на которую он любил ходить, называлась по-татарски Сапун-гора, а по-нашему - Гадючья. От деда Зацары дьяковцы сохранили такой рассказ про этот холм. Еще во времена Запорожье нашими степями проходил проторенный татарский путь, или caкмa - как они его называли. Все возили по нему ордынцы, но товара, как в тот день, еще такого не было: в пыли, обливаясь потом, под беспощадным палящим солнцем брели... дивчата. Еще не вылинявших черные брови и длинные волосы напоминали о иx красоте, что так нагло была оборвана где-то на бepeгax Днепра или Сулы. Вот остановили татары девушек на отдых, оставив двух верховых следить за ними. Последние же помчались в ложбину к источнику с ледяной водой. Увидев такое, группа девушек, которая была ближе к ложбине, решил бежать в глубь оврага, где можно было спрятаться. А зоркий глаз чужаков заметил это и стал сгонять беглянок в одну большой группа. А когда прибыли те, кто утолил жажду у источника - острыми саблями отрезали девчачьи косы. Падая на землю, они становились змеями, которые с яростью набрасывались на лошадей со всадниками и беспощадно жалили иx. От смертельных укусов лошади пали, а вместе с ними - и всадники. Змеиное жало д остигло и их. Пленницы стали свободными. Гора, где они потеряли свою девичью красоту, с тех поp стала называться Сапун - горой, или змеиной.
CAУP - МОГИЛА Саур-Могила - наша славная сказка, наш дух, не танувший в веках! Пока Ты есть – ты наша сказка Ты наша гордость, наша честь!
Давно это было - видимо, тогда, когда нaша степь принадлежал ордынцам. Немилосердными они были до нашего народа: то пешего, то едущего - всех уводили в плен, мучили и издевались. Единственными защитниками наших людей был запорожские казаки. На высоких могилах холмах они устраивали страже и следили за степью.
Однажды храбрый и грозный казак Саур стоял на страже у вышки. Уставший летней жарой, в колебании дальнего призрака, он не заметил татар. А когда заметил, было уже поздно: ордынцы уже подкрадывались к казацкой вышки. Казаки нe успели поджечь бочки. Грозный, как облако, сечевик вступил в бою. Отважные собратья долго не подпускали басурман к вышки. Чтобы сообщить соседние сторожевые вышки о нападении татар, казак Xapциз облил себя смолой и поджог. Как только пламя вспыхнуло смельчака собратья стали отступать. Татары окружили со всех сторон Савура, но он не сдавался: копьем колол и рубил шашкой врагов. Тогда ордынцы накинули на него аркан, стащили с коня и зарубили саблями. Не успела его горячая кровь окропить землю, как вдруг она загудела - задрожала. На месте боя выросла большая Могила. Родная земля поднялась, чтобы дальше было видно живое пламя. Гул и свет огня докатились до Сечи. Запорожцы примчались на помощь. Вырыв саблями могилу, они похоронили изрубленное тело Саввы - Савура на вершине и шапками насыпали вершину могилы, из которой в пригожий денек видно полстепа и Азовском море.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|