Возникновение и развития граффити
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Граффити как искусство
Понятие граффити
Граффити (от англ. graffiti - в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал. graffiare - царапать) Так обозначаются произведения субкультуры, представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской. Отсюда другое название «пульверизаторное искусство» - Spray-art. Его происхождение связывают с массовым появлением граффити в 70-е гг. на вагонах нью-йоркского метро, а затем и на стенах общественных зданий, магазинных жалюзи. Первыми авторами граффити были в основном молодые безработные художники этнических меньшинств, прежде всего пуэрториканцы, поэтому в первых граффити проявились некоторые стилистические черты латиноамериканского народного искусства, а самим фактом появления на поверхностях, не предназначенных для этого, их авторы выражали протест против своего бесправного положения. К началу 80-х гг. сформировалось целое направление почти профессиональных мастеров граффити. Некоторые из них перенесли свою технику на холст и стали выставляться в галереях Нью-Йорка, а вскоре граффити появились и в Европе. Многокилометровый выставочный зал граффити представляла собой Берлинская стена со стороны Западного Берлина. После ее разрушения сохраненные остатки стены расписаны теперь с обеих сторон. граффити - это сюжетные, нередко плакатного типа, карикатурные или наивные изображения и надписи, имеющие специфическую стилистику, определяющуюся техникой (аэрозольный баллончик с краской) изображения: спонтанность, скорость, невозможность исправлений, определенный цветовой строй. Многие из Граффити выявляют высокий уровень фантазии их авторов. Тематика изображений бывает социально заостренной, но чаще - повседневной. Нередко авторы Граффити просто стремятся проявить свое «Я», показать техническое умение изображать. Сюжеты поэтому самые разные, но, как правило, из сферы массовой культуры: изображения автомобилей, самолетов, фрагментов фильмов, телесериалов, комиксов, сюжеты из повседневной жизни города. В 90-е гг. мелкие торговцы «цветных» районов Нью-Йорка (особенно распространено в Ист-Виллидже) стали привлекать мастеров граффити для создания реклам своих магазинчиков, лавок, кафе на жалюзи и внешних стенах. В конце 70-х гг. в Цюрихе «прославился» местный мастер граффити Харольд Нэгели. граффити фактически стали элементом стихийного художественного оформления городской среды, жестом самодеятельной творческой стихии субкультуры. Исходя из этимологии термина, к жанру граффити можно отнести и распространенные во всем мире надписи и примитивные рисунки, как правило, нецензурно-эротического содержания в общественных туалетах старого образца. Они являются своего рода «кардиограммой» бессознательного самой низовой части общества и, естественно, не могут быть исключены из современной ПОСТ-культуры.
Возникновение и развития граффити
Граффити появилось на свет в Нью-Йорке конца 60-х годов, когда тинейджер из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервые начал выводить творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Примеру TAKI последовали другие. С разрастанием этой идеи, особую важность заняла читаемость «тэга». Так начались эксперименты со шрифтами. Но на этом этапе художники старались достичь максимальной читаемости тэга. По-настоящему борьба развернулась, когда они открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место было что надо. Разукрашенные хитрыми буквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена.
Краска постепенно стала просачиваться внутрь вагонов. Теперь уже выбор локации уступает в важности и первостепенности самому письму. Появляются радикальные стили. Трудночитаемые тэги привлекали всё большее внимание. Некто Stay High и кое-кто ещё стали выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими - во всю длину и ширину вагона. Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинных шедевров. Так парень Super Kool заметил, что замена узеньких колпачков аэрозольных баллонов на пузатые позволит ему «покрывать» большие поверхности широкими размашистыми «мазками». Super Kool с балоном жёлтого и розового и fatcap(ом) отправился на территорию парка подвижных составов и выписал своё имя. Получились жирные розовые буковки в жёлтом окаймлении. Работа - простая, но в то же время это был самый цветной и выразительный кусок в мире Граффити, созданный в рамках subway system. А писатель Phase 2 из Бронкса был первым, кто развил успех Super Kool'a и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение букв теперь стали аккуратными, и стиль писателей из Бронкса получил название bubble letters. Следующая революция в стиле произошла, когда бруклинский мастер Pistol 1 впервые нарисовал 3D. Работа состояла из самого имени и красно-белой с голубым окантовкой. Такое цветовое решение создавало эффект трехмерного изображения. Нью-Йорк бредил повторением подвига. И некоторое время спустя каждый делал 3D со своими штрихами. Начались «стилевые войны». Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм «Style Wars «(1984), написаны книги. Сразу после этого граффити попало в Норвегию. Оно повально увлекло все новых и новых тинэйджеров, но мода прошла, и остались только те, кто действительно двигал культуру граффити много-много лет: Raid, Sean, Ray2. Некоторые из них пытались контактировать с художниками из Швеции и Дании. В результате в 1990 выросло новое поколение граффитчиков. Среди них - Mast. Этот парень пришёл в граффити через своих друзей и тут же заявил о себе словом «DARK». В 1992 он образовал собственную группу под названием «TSC» (в честь датского ресторанчика). «TSC» стала одной из самых больших групп в Осло. К сожалению, коллектив просуществовал недолго. Конфликты внутри группы раскололи некогда мощную уличную силу. В 1994 Mast объединился с художником по имени Ketch. Вскоре присоединился Kneck, Rem и Мое. Rem и Kneck ранее терроризировали улицы Осло, оставляя повсеместно свои тэги. Эта группа назвалась «АТК» и стала опять-таки одной из самых больших в Осло. Прославила «АТК» не просто «бомбёжка» стен, а цветные куски и персонажи. Каждый из членов «АТК» специализировался на чем-то своём: Mast со своими значительными буквами и цветовыми комбинациями; Rem со своей гениальной и оригинальной формой букв. Жертвами «АТК» стали поезда.
Слово «граффити» происходит от итальянского «graffito», то есть «нацарапанный». Иным уличным художникам такая этимология уже не по нутру. Не так давно скретчи (нацарапанный надписи; в основном делались в метро) были модным атрибутом граффити в России. Но их время прошло. Граффити, каким мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп-культуры. Отсюда, кстати, и обилие хип-хоповских словечек в сленге нынешних граффитчиков. Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли, которые нередко «заимствовали» у зазевавшихся продавцов в магазине. Немало рабочих инструментов изготавливалось собственноручно. В ход шло буквально все: от специальных составов для подкраски обуви до штемпельной краски. В качестве корпуса обычно использовался отслуживший свое баллончик из-под дезодоранта. В 1975 году глазам удивленной публики предстало «полотно» размером в целый вагон, а год спустя - с состав. Особой любовью у граффитчиков пользовались плоские вагоны старого образца и белые поезда - самыми же «неподходящими» считались бруклинские вагоны из гофрированной стали. Впрочем, для особо настойчивых и это оказалось не препятствием. Властям такое усердие пришлось не по душе. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества - при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало граффитчиков поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто оказался в тюрьме. Во многих мегаполисах уличным художникам в свое время отвели так называемые «законные стены и дворы», но это оказалось пригодно только в рамках контестов (соревнований). Закрепить же за собой стену и ходить рисовать на ней, периодически закатывая предыдущие работы валиком, никто не сможет, ведь такое противоречит самой концепции граффити - опасного, уличного, дерзкого искусства. Кстати, во многом именно из-за этого в граффити так мало девушек. Перелезать через заборы, убегать от «палева» и подавлять нервное напряжение, когда видишь перед собой панель поезда, сможет не каждая. Несколько лет назад переодетые «копы», под видом британской съемочной группы, делающей фильм об уличном искусстве, арендовали студию и расклеили всюду объявления, приглашающие граффитчиков поучаствовать в съемках. Откликнулось более шестидесяти человек. В итоге они снабдили полицейских подробнейшей информацией о своих излюбленных «объектах» и поставщиках краски, также образцами собственных творений. Сейчас художники стараются быть более скрытными и редко общаются с журналистами. Даже в граффити-тусовке мало кто знает друг друга лично. А в то время как правоохранительные органы представляют себе типичного уличного художника как «потерянного» подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этой жизни не светит, все больше граффитчиков находят себя в рекламе, компьютерном дизайне, музыке.
Нью-Йорк уже не считается мировой столицей граффити - несколько лет назад этот титул «отобрал» у него Лос-Анджелес, но он по-прежнему почитается как «колыбель» граффити. Именно там родился мир уличного искусства - со своей техникой, стилем и сленгом. Точнее было бы сказать - стилями. Ведь граффити - это множество направлений и течений. Три основных стиля граффити: в стиле WILD STYLE значение слова или фразы полностью теряется, основной акцент делается на сложность переплетения букв; стиль BUBBLE LETTERS используется в основном для Бомбинга, с него все и началось; - FX STYLE (или daim style) предполагает трёхмерные буквы и часто завёрнуты настолько, что теряется чувство нереальности букв, кажется, что можно до них рукой дотронуться. Но каждому стилю - свое время. Сложность композиции работы - уже не главное, важно разработать шрифт, соблюсти форму и цвет. Также сейчас снова возродился интерес к флопам (те самые bubble letters). В Россию все тренды приходят из Европы и просачиваются через специализированные журналы - каталоги, составленные из фотографий работ разных художников. Многие российские команды совершают трипы в Европу, а Европейские художники часто приезжают к нам. Снимаются видео и передаются «из рук в руки». Иногда они появляются на прилавках специализированных магазинов.
Однако, не стоит считать тэггинг начальным этапом развития граффити. Это неотъемлемый и вечный его атрибут, которому уделяется огромное внимание художников. Шрифты тэга разрабатываются не менее тщательно, чем шрифты для «кусков». Граффити - несвободное искусство. В нем есть свои грамотные и гармоничные законы, и чтобы вникнуть в них требуется не один год.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|