Общая характеристика неформальных молодежных объединений: классификация, и основные признаки
Поскольку любое неформальное молодежное объединение объединяет тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой, - именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не «бунтуют» по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений. Ниже приведены признаки, которые видно «невооруженным» глазом, с точки зрения дилетанта: ) Неформальные коллективы не имеют официального статуса. ) Слабо выраженная внутренняя структура. ) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы. ) Слабые внутренние связи. ) Очень сложно выделить лидера ) Не имеют программы деятельности. ) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны. ) Представляют альтернативу государственным структурам. ) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации. Причины возникновения: 1) Вызов обществу, протест. ) Вызов семье, непонимание в семье. ) Нежелание быть как все. ) Желание утвердится в новой среде. ) Привлечь к себе внимание. ) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране. ) Копирование западных структур, течений, культуры.
) Религиозные идейные убеждения. ) Дань моде. ) Отсутствие цели в жизни. ) Влияние криминальных структур, хулиганство. ) Возрастные увлечения. Выделю основные, на мой взгляд, черты неформальной среды: • преобладание связей горизонтального характера (в отличие от демократическо-популистского движения и партийных структур более позднего времени); • приверженность социальному творчеству, склонность к поиску новых социальных форм, альтернативизму, «конструктивному утопизму»; • органический демократизм, стремление к самоуправлению, внутренней анти авторитарности, «коллективному руководству»; • слабая артикулированность, «прописанность» формальных отношений, формирование внутренней структуры организаций под воздействием реальных личностных связей, стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни (как и диссиденты, но не демократы, в большинстве своем разделяющие жизнь и «общественную деятельность»); • отсутствие жестких ограничений на сотрудничество, например, с властью (в отличие от диссидентов и, скажем, народовольцев); • отсутствие четких идеологических «рамок» при высокой идеологизированности каждой группы в отдельности (в отличие от диссидентов); • стремление «мыслить глобально, а действовать локально», иметь конкретные социально - ориентированные (то есть направленные на получение социального эффекта, а не прибыли) проекты, подтверждающие идеи или способствующие их воплощению в жизнь. Существует множество классификаций неформальных групп молодежи: По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы: . Про социальные - демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям. . К ним относятся: · клубы социальной помощи, · экологические, этнические, историко-патриотические объединения.
. Асоциальные - сторонники серьезных социальных проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях. К ним относятся: · панки · мажоры · рокоббили - это поклонники рок-н-ролла · байкеры · хиппи. . Антисоциальные - авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме - правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п. К ним относят: · пред-криминальные, · неустойчиво криминальные · собственно криминальные (устойчивые преступные формирования, объединяемые в банды, и т.п.). По направленности интересов и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям: . Группы культурно-досуговой ориентации: · современной молодежной музыки («фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и др.); · спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы - «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики - «фанаты» и т.д.). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе. При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары; · технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.). . Группы альтернативного образа жизни: · Мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.); · все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики и др.) - ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеологию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» и «экологистов», хиппи постоянные поклонники «Битлз».
. Группы социальной инициативы: · экологисты (защитники природы, «зеленые»…); · глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем); · охраны и защиты памятников истории и культуры; · фонды социальной инициативы широкого спектра действий; · творческие союзы. . Социально-политические группы: · группы в защиту происходящих изменений в обществе: политических, экономических, культурных и т.д.; · народные фронты и движения; · политические клубы и объединения. Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, методы работы могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах. Так же неформальные молодежные объединения можно разделить по базовым субкультурам. Базовая субкультура - это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных объединений. По базовым субкультурам неформальные молодежные объединения делятся на: . Ролевое сообщество - все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др. Базовый принцип объединения: эскапизм - (англ. escape - убежать, спастись) - стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий. . Хиппи: · группы хиппи · индеанисты - люди, занимающиеся изучением культуры индейцев Северной и Южной Америки. Реконструируя их быт и проповедуя индейские нравы, индеанисты продолжают в действительности вести привычный городскому человеку образ жизни. · растаманы - называют последователей растафарианства. Обычно их опознают по ряду характерных атрибутов: курению марихуаны, почитанию Боба Марли и бога Джа, использованию комбинации цветов «зелёный-жёлтый-красный» и другим.
Базовый принцип объединения: социально ориентированная деятельность. . Панки - (как андеграундные, так и фанаты панк-рока), включая ассимилированные движения «левых» алисоманов, киноманов и кишат. «Алисоман» - поклонники группы «Алиса». Киши - поклонники группы «Король и шут». Базовый принцип объединения: агрессивное поведение. . Националисты-ксенофобы: · бонхеды - неофашистское крыло неформального течения скинхедов, слушают тяжелый металл. · неоязычники - последователи древних языческих учений и духовных практик. · скино-хулсы - нацисты-хулиганы. Базовый принцип объединения: агрессивное поведение. . Некрофетишисты: · металлисты - люди, слушающие тяжёлый и лёгкий рок. Носят одежду с изображением или надписью любимой рок-группы, также носят цепи, напульсники, пирсинг. · сатанисты - ученые определяют сатанизм как мистически-религиозную субкультуру, чьи корни уходят в сравнительно отдаленное прошлое; все они носят длинные волосы, короткие бородки, кожаные брюки и куртки, массивную обувь, серебряные или металлические цепи, брелки (часто в форме перевернутой пентаграммы и черепа). · готы - представитель готической субкультуры, вдохновлённый эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящий себя к готик-сцене. Субкультура - совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления, определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Базовый принцип объединения: чрезмерное увлечение оккультизмом. Также неформальные молодежные объединения классифицируют на: . Неэкстремистские неформальные молодежные объединения: · Хиппи · Готы · Эмо - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Их отличает самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид - ранимый и депрессивный человек; во внешнем виде преобладают черно-розовый цвет, рваные челки, множество значков. · Ролевое сообщество - моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа. · Панки · Алисоманы · Киноманы · Анархисты - борются за уничтожение эксплуатации и угнетения в обществе. Их цель - изменить общество так, чтобы каждому была предоставлена возможность само развиваться. Ещё одна черта анархизма - это анти государственность.
· Антифашисты · Сатанисты . Экстремистские неформальные объединения, представляющие наибольшую опасность: · WhitePower («Белая сила» - главенство белой расы) · Национал-большевистская партия - общественное объединение, позиционирующее себя как революционная, умеренно националистическая, антиправительственная и анти буржуазная партия. · Дьяволопоклонники - стихийно возникшие и плохо организованные компании подростков и молодых людей, которые поклоняются дьяволу и совершают ритуальные убийства. Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той или иной группе меняет их жизненную позицию, ценностные ориентации, мировоззрение и формы поведения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-воспитательного процесса школы, класса, порой, не принимая деятельность и образ жизни, организуемый педагогами, а то и вступая в конфронтацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|