Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика неформальных молодежных объединений: классификация, и основные признаки




 

Поскольку любое неформальное молодежное объединение объединяет тех, кто «не вписался» в нормальный ход социальной жизни, то, с одной стороны, культивируется протест против общества с целью создать иное (лучшее), а с другой, - именно пребывание в неформальном молодежном объединении призвано способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Молодежная субкультура выполняет целый ряд положительных функций: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности молодому человеку выработать первичный статус, помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений. Как правило, многие молодые люди после выхода из движения уже не страдают подростковыми комплексами, не «бунтуют» по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поиск приключений.

Ниже приведены признаки, которые видно «невооруженным» глазом, с точки зрения дилетанта:

) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

) Слабо выраженная внутренняя структура.

) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

) Слабые внутренние связи.

) Очень сложно выделить лидера

) Не имеют программы деятельности.

) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

) Представляют альтернативу государственным структурам.

) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

Причины возникновения:

1) Вызов обществу, протест.

) Вызов семье, непонимание в семье.

) Нежелание быть как все.

) Желание утвердится в новой среде.

) Привлечь к себе внимание.

) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

) Копирование западных структур, течений, культуры.

) Религиозные идейные убеждения.

) Дань моде.

) Отсутствие цели в жизни.

) Влияние криминальных структур, хулиганство.

) Возрастные увлечения.

Выделю основные, на мой взгляд, черты неформальной среды:

• преобладание связей горизонтального характера (в отличие от демократическо-популистского движения и партийных структур более позднего времени);

• приверженность социальному творчеству, склонность к поиску новых социальных форм, альтернативизму, «конструктивному утопизму»;

• органический демократизм, стремление к самоуправлению, внутренней анти авторитарности, «коллективному руководству»;

• слабая артикулированность, «прописанность» формальных отношений, формирование внутренней структуры организаций под воздействием реальных личностных связей, стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни (как и диссиденты, но не демократы, в большинстве своем разделяющие жизнь и «общественную деятельность»);

• отсутствие жестких ограничений на сотрудничество, например, с властью (в отличие от диссидентов и, скажем, народовольцев);

• отсутствие четких идеологических «рамок» при высокой идеологизированности каждой группы в отдельности (в отличие от диссидентов);

• стремление «мыслить глобально, а действовать локально», иметь конкретные социально - ориентированные (то есть направленные на получение социального эффекта, а не прибыли) проекты, подтверждающие идеи или способствующие их воплощению в жизнь.

Существует множество классификаций неформальных групп молодежи:

По социальной направленности неформальные группы делятся на три группы:

.   Про социальные - демократические, социально активные, направляющие дела на благо людям.

.   К ним относятся:

·   клубы социальной помощи,

·   экологические, этнические, историко-патриотические объединения.

.   Асоциальные - сторонники серьезных социальных проблем, основанные на совместном времяпрепровождении и развлечениях.

К ним относятся:

·   панки

·   мажоры

·   рокоббили - это поклонники рок-н-ролла

·   байкеры

·   хиппи.

.   Антисоциальные - авторитарные по структуре, направленные на нарушения общественного порядка, создающие напряженные ситуации в микросоциуме - правонарушения, пьянство, наркомания, националистические выходки и т.п.

К ним относят:

·   пред-криминальные,

·   неустойчиво криминальные

·   собственно криминальные (устойчивые преступные формирования, объединяемые в банды, и т.п.).

По направленности интересов и соответственно по видам деятельности, неформальные группы можно разделить по следующим направлениям:

.   Группы культурно-досуговой ориентации:

·   современной молодежной музыки («фанклубы» определенной группы или певца, поклонники разных направлений рока, брейк-дансисты, панки, любители «диско» и др.);

·   спортивной ориентации (военно-спортивные, люберы, «афганцы», поклонники культа силы - «силовики», «атлеты», «качки» и др., болельщики - «фанаты» и т.д.). Особо следует сказать о «фанатах», получивших широкое распространение в последнее время. Цель их объединения: эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матче, послематчевых шествиях, ощущение и подчеркивание перед окружающими с помощью внешнего оформления (стилизованная одежда, обувь, шарфы цвета клубов, знамена, эмблемы, значки) своей принадлежности к группе. При совершении хулиганских действий «фанаты» часто используют детали сантехнического оборудования, палки с гвоздями, «булавы», кастеты, металлические шары;

·   технической направленности (рокеры-мотоциклисты, группы картинга, хакеры, компьютерщики и т.д.).

.   Группы альтернативного образа жизни:

·   Мистически-религиозные (кришнаиты, поклонники гуру, восточных философий и др.);

·   все направления движения хиппи (хиппи, пацифисты, системщики и др.) - ранние хиппи проповедовали идеологию социальной пассивности, невмешательства в дела общества, идеологию мира и всеобщей любви, сейчас их позиция изменилась, и некоторые из них перешли к активной социальной деятельности, именно они дали толчок к созданию «зеленых» и «экологистов», хиппи постоянные поклонники «Битлз».

.   Группы социальной инициативы:

·   экологисты (защитники природы, «зеленые»…);

·   глобалисты (активно выражающие отношение к определенному решению глобальных проблем);

·   охраны и защиты памятников истории и культуры;

·   фонды социальной инициативы широкого спектра действий;

·   творческие союзы.

.   Социально-политические группы:

·   группы в защиту происходящих изменений в обществе: политических, экономических, культурных и т.д.;

·   народные фронты и движения;

·   политические клубы и объединения.

Разумеется, это разделение условно, ибо их интересы и пристрастия, содержание деятельности, принципы, методы работы могут проявляться и у других групп. Например, пристрастие к современным молодежным направлениям в музыке, потребность выражаться на сленге, формы проявления активности в обществе имеют место в разных группах.

Так же неформальные молодежные объединения можно разделить по базовым субкультурам.

Базовая субкультура - это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных объединений.

По базовым субкультурам неформальные молодежные объединения делятся на:

.   Ролевое сообщество - все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др.

Базовый принцип объединения: эскапизм - (англ. escape - убежать, спастись) - стремление человека уйти от мрачной действительности в мир иллюзий.

.   Хиппи:

·   группы хиппи

·   индеанисты - люди, занимающиеся изучением культуры индейцев Северной и Южной Америки. Реконструируя их быт и проповедуя индейские нравы, индеанисты продолжают в действительности вести привычный городскому человеку образ жизни.

·   растаманы - называют последователей растафарианства. Обычно их опознают по ряду характерных атрибутов: курению марихуаны, почитанию Боба Марли и бога Джа, использованию комбинации цветов «зелёный-жёлтый-красный» и другим.

Базовый принцип объединения: социально ориентированная деятельность.

.   Панки - (как андеграундные, так и фанаты панк-рока), включая ассимилированные движения «левых» алисоманов, киноманов и кишат.

«Алисоман» - поклонники группы «Алиса».

Киши - поклонники группы «Король и шут».

Базовый принцип объединения: агрессивное поведение.

.   Националисты-ксенофобы:

·   бонхеды - неофашистское крыло неформального течения скинхедов, слушают тяжелый металл.

·   неоязычники - последователи древних языческих учений и духовных практик.

·   скино-хулсы - нацисты-хулиганы.

Базовый принцип объединения: агрессивное поведение.

.   Некрофетишисты:

·   металлисты - люди, слушающие тяжёлый и лёгкий рок. Носят одежду с изображением или надписью любимой рок-группы, также носят цепи, напульсники, пирсинг.

·   сатанисты - ученые определяют сатанизм как мистически-религиозную субкультуру, чьи корни уходят в сравнительно отдаленное прошлое; все они носят длинные волосы, короткие бородки, кожаные брюки и куртки, массивную обувь, серебряные или металлические цепи, брелки (часто в форме перевернутой пентаграммы и черепа).

·   готы - представитель готической субкультуры, вдохновлённый эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящий себя к готик-сцене.

Субкультура - совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления, определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Базовый принцип объединения: чрезмерное увлечение оккультизмом.

Также неформальные молодежные объединения классифицируют на:

.   Неэкстремистские неформальные молодежные объединения:

·   Хиппи

·   Готы

·   Эмо - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Их отличает самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид - ранимый и депрессивный человек; во внешнем виде преобладают черно-розовый цвет, рваные челки, множество значков.

·   Ролевое сообщество - моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа.

·   Панки

·   Алисоманы

·   Киноманы

·   Анархисты - борются за уничтожение эксплуатации и угнетения в обществе. Их цель - изменить общество так, чтобы каждому была предоставлена возможность само развиваться. Ещё одна черта анархизма - это анти государственность.

·   Антифашисты

·   Сатанисты

.   Экстремистские неформальные объединения, представляющие наибольшую опасность:

·   WhitePower («Белая сила» - главенство белой расы)

·   Национал-большевистская партия - общественное объединение, позиционирующее себя как революционная, умеренно националистическая, антиправительственная и анти буржуазная партия.

·   Дьяволопоклонники - стихийно возникшие и плохо организованные компании подростков и молодых людей, которые поклоняются дьяволу и совершают ритуальные убийства.

Итак, приверженность подростков (старшеклассников) к той или иной группе меняет их жизненную позицию, ценностные ориентации, мировоззрение и формы поведения. Они с трудом «вписываются» в логику учебно-воспитательного процесса школы, класса, порой, не принимая деятельность и образ жизни, организуемый педагогами, а то и вступая в конфронтацию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...