Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение молодежных неформальных объединений как социального феномена




 

Различные увлечения, ставшие частью жизни и объединяющие группы людей по интересам (например, фанатство - фэндом) по прошествии времени и внутреннем расширении могут перерасти в субкультуры. Так, например, произошло с панк - роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако, большинство фанатов и объединенных хобби людей, не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса. Понятие фэндом возникло в английском языке, от английского слова fandom - фанатство и обозначает сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. Четкого разделения между фанатством и субкультурами нет, однако если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), то субкультура не зависит от отдельных личностей и на смену одному идеологу приходит другой.

Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби - увлечения человека каким-либо занятием (например, геймеры, хакеры, и т.п.). Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым свойственен дух противоречия, что для них «нет пророков в своем отечестве», другими словами, что они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов. Их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей». Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная культура монолитна. Подобное утверждение было бы ошибочным, так как спектр неформальных молодежных движений весьма разнообразен и представляет собой многоплановую систему.

В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им и «сочувствующие».

Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых; и вот в каких целях она наиболее явно выражается: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить альтернативную жизненную позицию и закрепить ее в различных социокультурных установках. Система ценностей, определяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

Вступая в юношеский возраст, человек в определенной мере отворачивается от родительской семьи, ищет новую компанию, которая должна защитить его от пока еще чуждого общества. Причем различные официальные молодежные организации группируют молодых людей одного возраста, но эти гомогенные группы не для всех могут быть «социальной родиной», ибо учреждаются взрослыми. Между потерянной семьей и необретенным обществом молодой человек стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом первичные группы призваны удовлетворить потребность в социальной защите и обеспечить молодому человеку определенный социальный статус. Но нередко платой за это выступает отказ от индивидуальности, полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Акцентированное единообразие обеспечивает отдельным членам группы определенную социально-психологическую поддержку в борьбе против претензий и посягательств взрослых. Ведущей мотивацией молодежного поведения выступает одобрение или неодобрение ровесников.

Существует и другой процесс инкультурации, основанный на вдумчивом и серьезном осмыслении возможности вступления в то или иное движение, на само идентификации и трезвом взгляде на потенциальную референтную группу. Однако этот процесс характерен для весьма не многих молодых людей обладающих необходимым для этого уровнем интеллекта. Чаще всего именно эти «уникумы» являются лидерами и даже инициаторами неформальных движений молодежи.

Общение молодых людей в течение определенного времени и выработка ими собственных целей является причиной формирования самостоятельной субкультуры. Главным носителем этой полунезависимой частичной культуры, которая недвусмысленно отвергается культурой взрослых, является группа молодых людей примерно одного возраста. Важнейшей функцией этой субкультуры является признание первичного статуса ее членов, таким образом, вступающих в общество товарищей и получающих как раз тот престиж, в котором им отказывает общество взрослых.

С одной стороны, неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но с другой призваны способствовать адаптации молодежи к тому, же обществу. Молодежным субкультурам свойственно внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установок, выраженный в одежде, манерах, жаргоне (сленге), специфических увлечениях и т.д.

Как специфическое явление молодежная культура возникает в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода социализации, что вызвано необходимостью увеличения времени на образования, профессиональную подготовку и социальную адаптацию, соответствующую требованиям динамичной жизни. По своему психофизиологическому развитию юноша рано перестает быть ребенком, но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит к миру взрослых, так как его социально-экономическая самостоятельность еще не достигнута в полном объеме.

В смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо быстрее, чем ранее, но в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово, зрелость его отодвигается. То есть, молодежь, как феномен и социальная категория, характеризуется психофизиологической зрелостью при отсутствии активного участия в базовых институтах культуры.

Молодежные группы, продуцирующие свои субкультуры, складываются в основном в среде учащейся молодежи, поскольку период ученичества и студенчества - та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая функция родительской семьи, а с другой - нет еще профессиональных обязанностей и забот о своей собственной семье. Это состояние свободы от обязанностей и ответственности воплощается в различных неформальных движениях - реализующих себя чаще всего в сфере досуга. Досуг - пожалуй, единственная сфера, где молодой человек может проявить самостоятельность, умение принимать решения и руководить, организовывать и организовываться.

Молодежный досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыка такого рода игр в юности, приводит к тому, что человек в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

В неформальных молодежных группах не столько снимают напряжение после учебы, сколько тренируются в исполнении социальных ролей, развитии самосознания и солидарности.

Не лишним, я думаю, в доказательство этого будет привести цитату известного социолога Д. Аусубеля: «Главная функция молодых людей одного возраста состоит в том, чтобы создать эрзац-статус. Как только члены группы утвердились в обществе взрослых, получив в нем свою роль и статус, группа сверстников распадается».

Подводя черту сих рассуждений, думаю, что не ошибусь, если сделаю следующий вывод: молодежная культура - это фаза развития, переходная стадия становления молодежи, имеющая, безусловно, важное и даже необходимое значение в юности и утрачивающая его по мере адаптации молодого человека к миру взрослых.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...