Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель социальной службы по работе с молодежью




 

С начала 90-х годов в России активно формируется сеть новых социальных учреждений, ориентированных на профессиональную социальную, психосоциальную, медико-социальную и психолого-педагогическую помощь населению. Сеть этих учреждений носит разноведомственный характер и формируется в разных ведомствах: в Министерстве труда и социального развития, Министерстве общего и профессионального образования, Госкомитете РФ по делам молодежи, Минздраве, МВД. На конец 2000 года насчитывалось более 3000 различных государственных социальных учреждений нового типа.

Несмотря на свое разнообразие, эти социальные учреждения в зависимости от подчиненности имеют свою специфику, ориентированную на определенный контингент клиентов и проблем, с которыми приходится работать.

В сфере Министерства труда и социального развития сформирована достаточно широкая сеть социально-реабилитационных учреждений, включая социальные приюты, центры социально-педагогической реабилитации для дезадаптированных подростков, центры медико-социальной реабилитации детей с проблемами в развитии, территориальные центры социальной помощи семье и детям, кризисные центры и т.д.

В Министерстве общего и профессионального образования тоже сформирована сеть Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ориентированная, прежде всего на диагностико-коррекционную работу с неуспевающими дезадаптированными учащимися и их родителями.

С 1993 года Государственный Комитет по делам молодежи РФ формирует сеть разнообразных молодежных социальных учреждений: Центры социальной поддержки молодежи, разнопрофильные подростковые клубы, молодежные биржи труда, психологические консультации, которые предназначены для создания благоприятных условий социализации молодежи, а также социальной адаптации подростков и молодых людей с разными формами социальных девиаций.

В субъектах Российской Федерации функционирует более 350 социальных служб органов молодежной политики, около 3500 клубов по месту жительства.

Социальная служба для молодежи является составной частью государственной общественной системы социальной помощи населению. Выделение социальных служб для молодежи объясняется спецификой данной возрастной категории и наибольшей потребностью вступающих в жизнь молодых людей в социальной поддержке.

Социальная служба для молодежи строится на общих основаниях с системой иных учреждений социальной сферы, реализует сходные цели и осуществляет аналогичные функции, но при этом обладает рядом особенностей:

1. Оказывает услуги, представляющие интерес для молодых людей преимущественно в связи с проблемами жизненного старта и другими собственно молодежными проблемами;

2. Предоставляет помощь в соответствующих формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры;

3. Услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.

Образование социальной службы, ориентированной на молодежь, имеет особое значение в силу усложнения процесса социализации молодых граждан, значительного сокращения периода обучения, откровенно отрицательными симптомами состояния здоровья молодого поколения.

Особенностью работы социальных учреждений для молодежи является то, что они ломают стереотипы, связанные с традиционным представлением о социальной помощи населению, ядром их работы является, прежде всего, социальное образование молодежи, многосторонняя помощь и поддержка нуждающихся, открытость к постоянным изменениям социума.

Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность более чем по 20 направлениям. Наиболее распространенной услугой, оказываемой специалистами таких служб, стало психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи: такую помощь осуществляют в РФ свыше 200 центров. 10 % служб оказывают экстренную психологическую помощь по телефону, около 6 % центров занимаются социальной реабилитацией, 19,5 % предоставляют социокультурные услуги, 13,5 % занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей, около 1 % оказывают правовую и почти 5 % - информационную помощь молодежи.

Социальная работа для молодежи является принципиально новым видом деятельности как в Российской Федерации, так и в Саратовской области. В силу этого проблема является недостаточно разработанной в нормативном плане. Проект Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации определил социальные службы для молодежи как организации, которые независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляют мероприятия по социальной поддержке молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию в социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица.

Согласно тому же проекту Концепции государственной молодежной политики РФ, социальная инфраструктура для молодежи - система необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальному обслуживанию, физическому, духовному и нравственному развитию молодых граждан, обеспечению их занятости и удовлетворению их общественных потребностей.

На федеральном уровне утверждена номенклатура учреждений органов по делам молодежи, которая включает: комплексный Центр (перечень см. в номенклатуре).

Нормативной основой деятельности специализированных учреждений по работе с молодежью являются:

программа «Молодежь России» на 2001-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ;

нормативно-правовые акты Государственного комитета РФ по делам молодежи и Департамента по молодежной политике Министерства образования России:

(постановление коллегии Государственного комитета РФ по делам молодежи от 02.11.95 № 04.1 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»;

совместное инструктивное письмо Министерства образования РФ, Государственного комитета РФ по делам молодежи, Министерства РФ по физической культуре, спорту и туризму от 12.04.96 № Км-21/294-04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»;

Распоряжение Председателя Государственного комитета РФ по делам молодежи от 24.04.96 № 42 «Об утверждении разрядов оплаты труда, тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных учреждений и организаций органов по делам молодежи Российской Федерации, объемных показателей по отнесению учреждений по делам молодежи к группам по оплате труда руководителей»).

При этом ряд основных категорий: социальное обеспечение, структурные элементы социальных служб, социальная защита - четко не определены, что требует дальнейших исследований этой проблемы и ее законодательного решения. Не обеспечено и присутствие молодежных разделов в законодательных актах по всему блоку социальных и экономических законов.

Инновационный характер деятельности учреждений органов молодежной политики опережает нормативное решение вопроса. Необходима разработка пакета ведомственных документов по функционированию социальных служб для молодежи: системы штатных нормативов, рабочего времени и оплаты труда, нормативов создания учреждений на определенную численность молодежи, налоговых льгот для этих учреждений.

Учреждения (социальные службы) для молодежи создаются по решению органов государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований, органов местного самоуправления и находятся в ведении соответствующих органов молодежной политики, которые определяют вид учреждений и порядок их деятельности, осуществляют методическое руководство и организацию.

В молодежную инфраструктуру Саратовской области входят: государственные учреждения «Региональный Центр комплексного социально-го обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс», «Поволжский региональный информационно-аналитический центр молодежи», подведомственные министерству молодежной политики, спорта и туризма области, муниципальные учреждения: «Центр комплексного обслуживания детей и молодежи «Молодежная инициатива», «Центр военно-патриотического воспитания детей и подростков «Набат» (г. Балаково), «Молодежный Центр по физической культуре, спорту, туризму и социальной работе» муниципального образования Марксовского района, а также Центр детского воспитания, Спортивно-технический Центр, находящиеся в ведении отдела по физической культуре, спорту и туризму администрации Энгельсского объединенного муниципального образования.

Основой деятельности социальных служб для молодежи Саратовской области является Закон «О молодежной политике в Саратовской области», принятый областной Думой 17 октября 2001 года. Ст. 2 областного Закона определяет социальные службы для молодежи как «специализированные учреждения по работе с молодежью, осуществляющие деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, образовательных и правовых услуг, проведению психологической адаптации и реабилитации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ст. 10 указанного Закона определяет направления деятельности учреждений.

Специализированные учреждения области по работе с молодежью испытывают значительные трудности, в том числе связанные с крайне медленным становлением единой системы таких учреждений в масштабах страны.

На федеральном уровне поддерживаются опорные и экспериментальные Центры по социальной работе с молодежью, основной задачей которых являются разработка и апробация инновационных программ, обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов и методическая помощь по созданию социальных служб. Статус опорно-экспериментального на протяжении ряда лет присваивается государственному учреждению «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс», созданному по инициативе министерства по делам молодежи, спорту и туризму Саратовской области (в настоящее время -министерство молодежной политики, спорта и туризма) на основании распоряжения губернатора Саратовской области № 1253-Р от 15.09.97 г. (всего по России - 13 опорно-экспериментальных Центров, в том числе в Приволжском федеральном округе - 6, из 57 региональных учреждений для молодежи) .

Региональное социальное специализированное учреждение по работе с молодежью, обеспечивающее разнообразные формы работы с различными категориями молодежи на территориальном уровне, является одним из важнейших звеньев системы социальных институтов работы с молодыми людьми, социальной работы, профилактики девиантного поведения, обеспечения занятости подрастающего поколения.

Для определения востребованности Регионального Центра на рынке социальных услуг социологами в 1998 году было проведено социологическое исследование «Потребности молодежи в социальных услугах». Основными трудностями, которые отмечает молодежь в настоящее время, являются «материальные» (60,8 %), «личные» (35,3 %), и «трудоустройство» (29,4 %). Современная молодежь испытывает различные потребности. Интересным кажется тот факт, что 60,8 % опрошенных отмечают необходимость «говорить с кем-то о своих проблемах», однако большинство -58,8 % - не обращались в социальные службы и не знают, какие были бы результаты. 26,5 % опрошенных удовлетворены результатами от посещения социальных служб и только 20,6 % молодых людей обращались в «службу занятости» и 17,6 % - в «юридическую консультацию» .

О существовании социальных служб молодежь узнаёт в большинстве случаев (32,4 %) из средств массовой информации, а также от родителей (26,5 %) и от знакомых (23,5 %). Самыми важными для молодежи респонденты считают психологическую (38,2 %) и медицинскую (20 %) службы. Опрошенные отметили то, что социальные службы для молодежи должны быть «бесплатными» и «в каждом районе».

Таким образом, задачи молодежной политики определяются в области обеспечения социального здоровья молодежи, содействия семейному воспитанию, образованию, профессиональному ориентированию, занятости; решения жиличных проблем, взаимодействия с молодежными организациями и воздействий на процессы в молодежной культуре.

Социальная работа с молодежью должна координироваться с молодежной политикой; необходимо взаимодействие осуществляющих их организаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...