Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы занятости молодежи и пути их решения




 

Социальная работа в пространстве трудовых отношений адресована, прежде всего, безработным. Однако было бы в принципе неверно рассматривать ее только под этим углом зрения. Безработица есть не субстанциальное (объективно присущее объекту) состояние. Понять ее социальный смысл и определить задачи коррекции можно только исходя из понимания отсутствия работы как институционального состояния, определяемого организацией производства. Статус лица с неполной занятостью, безработного, может возникать лишь на основе определенного типа разделения труда, отношений собственности, организационных культур.

Безработица в России, после середины 90-х годов, не может быть названа молодежной. Более интенсивно она растет по возрастам 30-50 лет, составившим уже половину от общего количества. Однако при более внимательном рассмотрении контингента молодежной незанятости становятся очевидными тревожные тенденции.

Наиболее динамично растущая группа молодых безработных - выпускники школ, колледжей (техникумов), ПТУ. По ряду регионов безработица в этой категории молодежи достигает сверхвысокого уровня: 80,5 % в Тюменской области, 85,1 % по Ямало-Ненецкому округу.

С уверенностью можно говорить о складывании своеобразного, чисто российского, типа двойного рынка труда. На одном, «продвинутом», доминируют ценности эйджизма; здесь при найме на работу действует возрастной порог, часто обозначаемый 30-летним возрастом. Но этот рынок востребует исключительно квалифицированную рабочую силу. И если молодой человек не приобрел к 25-27 годам дефицитной специальности и некоторого опыта работы (а все это возможно лишь при условии наличия стартового потенциала, которого выходцы из любых семей, кроме «новых русских», не имеют), то ему остается лишь предложить свои услуги в сфере криминальной и полукриминальной деятельности. Те, кто не может ни того, ни другого, оказываются на рынке второго сорта, где их конкурентоспособность минимальна, как в силу отсутствия производственного опыта, так и в силу уровня запросов, не соответствующего предлагаемым этим рынком возможностям.

Таким образом, создаются предпосылки для формирования устойчивой группы молодежи, воспринимающей свое положение на рынке труда как дискриминированное. Мировой опыт свидетельствует, что в подобных ситуациях происходят изменения самооценки (прежде всего, в аспектах компетентности, активности), степени удовлетворенности жизнью; переструктурирование референтностей. В то же время в пространстве незанятости формируется широкий комплекс жизненных стратегий, как модулируемых различными способами поиска работы, так и освоения альтернативных жизненных стилей.

Проблема адаптации и трудоустройства молодых выпускников многогранна: она врывается как долгожданный ветер в застойный зной нашей жизни, позволяя усомниться в эффективности наших институтов образования, семьи, занятости, профессии. Мы вынуждены констатировать, что пока отсутствует система комплексного взаимодействия этих социальных институтов в решении задач профессионального самоопределения, адаптации к рынку и трудоустройства. Отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных услуг по профессиональной ориентации молодежи с учетом специфики образовательного учреждения: школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки.

Это обстоятельство напрямую связано с эффективностью всей социальной политики, которая определяет развитие человеческих ресурсов, человеческого потенциала через образование и профессию, наряду с обеспечением продолжительной и достойной жизни. С этих позиций образование предстает в качестве социокультурной ценности, лишь выступая институтом социальной интеграции индивида, основой его экзистенциального самочувствия, реальных шансов постоянного выбора. В любом случае социальная политика в указанных сферах существенно зависима от развития человеческих ресурсов, которое принято международным сообществом как индекс человеческого развития.

Можно сформулировать несколько принципиальных препятствий адаптации выпускника к его трудоустройству. Во-первых, образование и система занятости в совокупности выступают как общество в миниатюре, моделируют социальную систему и механизмы социальной интеграции. В таком случае конструируют образование новой реальности не только алгоритмы образования как уникального трансфера целей социального развития, но и социальные практики занятости, готовые «поучить учителя», продемонстрировать образованию некие жизненные уроки.

Реформирование занятости и образования останется декларацией, если агенты реформ не знают их механизмы, связь двух важнейших институтов имплицитно содержит условие адаптивности выпускника, они предполагают достижение мирового уровня подготовки, преодоление несоответствия действующих систем профориентационной работы новым экономическим реалиям молодежного сегмента рынка труда. Социальными условиями качественного изменения образования, адаптации и трудоустройства молодежи выступают наличие правовой и законодательной базы, централизованного управления, единства требований, стандартов, сертификационных испытаний для всех субъектов обучения и занятости, вовлечение посредников и партнеров. Обязательным условием адаптационного единства оказывается объединение, а не разъединение ведомственных усилий, работа в команде на уровне согласования усилий служб разных ведомств.

Весомым адаптационным фактором для выпускников теперь является широта предложений в области образования, сохранение позиций в профессиональных корпорациях и по сей день во всем мире рассматривается как более значительный успех, чем высокие доходы. Занятость вышла за рамки экономического понятия, получив широкий контекст социальной защиты через профессию, реально осуществляемой при соответствии рынка труда и рынка профессий, учета индивидуализации жизненных стилей молодых людей и требований работодателя.

Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда, что возможно, если адаптивность образования способствует формированию рыночного субъекта, оптимистично настроенного, способного к конструктивному действию. Постмодернизм - исторически позднее явление постиндустриальной экономики, основанной на институте сервисов и услуг, социальных программах, сопровождаемой новыми формами занятости и миграции, рассеивании культур благодаря процессам мгновенной коммуникации как определенного модуса культурной и профессиональной адаптации. Однако пока еще слабыми являются связи нового социального института, каковым является занятость, со старым институтом образования, монокультурной доминантой образования, направленной на жесткую дифференциацию знания выпускника.

При выходе на рынок труда в отсутствии адаптивности у молодых выпускников преобладают наивные ожидания от будущей трудовой деятельности и профессиональной карьеры. Позже при встрече с рыночной ситуацией социальные ожидания не оправдываются и приводят к разочарованию, тревожным и депрессивным психологическим состояниям. В итоге столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации базовой системы ценностей.

Положение молодежи на рынке труда обусловлено уровнем адаптационной деятельности образовательных учреждений города, региона, которые в контексте обучения и воспитания конструируют квалификационный уровень выпускников, их ценностные ориентации, модель поведения на рынке труда. Но состыковки двух ведомств не происходит, наблюдается разобщение, несовпадение концепций.

Так как рынок образовательных услуг формируется в новых экономических условиях, то отдельные учебные заведения предпринимают попытки регулирования спроса и предложения изменением объемов и профессиональной структуры подготовки специалистов, пытаются снизу соединить идеологии образования и занятости. Однако устаревшая концепция образования и механизмы ее осуществления препятствуют необходимой ориентации на занятость и пониманию образования в демократическом смысле.

Относительно эффективным инструментом решения проблемы занятости молодежи оказывается в современной России организация специализированных служб. Первая молодежная биржа труда была создана в Санкт-Петербурге, в 1992 году. В настоящее время такого рода учреждения (биржи, центры, службы), действуют более чем в 50 субъектах федерации. Абсолютное большинство из них создано при Комитетах по делам молодежи областных правительств.

Характерным примером может служить соответствующая организация в Саратовской области. Она возникла в 1994 году как молодежная биржа труда, в 1997 была преобразована в «Центр занятости молодежи». Статус организации - государственное учреждение, находящееся в непосредственном подчинении департамента ФГСЗН по Саратовской области (последнее относительно нетипично, поскольку большинство подобных служб в регионах создавалось при комитетах по делам молодежи и аналогичных организациях) .

Центр осуществляет диспетчеризацию рабочих мест, выступая в роли посредника между предпринимателями, ищущими рабочую силу, и молодыми людьми, ищущими приложения своих возможностей. Развертывается масштабная рекламная кампания, в центре которой - издание информационного бюллетеня «Работа. Образование. Карьера», тиражом порядка 400 тысяч экземпляров. Консультационные услуги оказываются по юридическому, психологическому профилям. Интенсивно ведется, естественно, профессиональное консультирование.

Центр взаимодействует с частными кадровыми агентствами, акцентируя внимание непосредственно на отношениях с предприятиями. На основании анализа заявок формируется банк данных по рабочим местам и специалистам, юридическая служба разрабатывает проекты договоров.

Нормативные документы, определяющие направленность деятельности социальных служб в плане поддержки занятости молодежи, содержат комплексное понимание профессиональной ориентации. Она рассматривается как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, развития природных дарований, осуществлении комплекса мер содействия в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей индивида, ситуации на рынке труда.

Это понимание предполагает деятельность соответствующих социальных служб в качестве посредников на рынке труда, ориентированных не на «управление» им, а на регулирование возникающих отношений.

Содержанием деятельности социальных служб, работающих в сфере занятости, становятся, таким образом, прежде всего, анализ и мобилизация индивидуальных и социальных ресурсов клиентов. Профессиональное консультирование при этом, во-первых, приобретает характер сложной программно-целевой деятельности, во-вторых, индивидуализируется, в-третьих, ориентируется на видоизменение институциональных форм организации занятости. Главным предметом для консультирования оказываются формы coping behavior (на русский язык переводимого обычно как конструктивная адаптация, или совладающее поведение).

Проблема состоит в том, что службы занятости достаточно жестко ориентированы на структурацию своей деятельности по типу, исключающему возможности оптимизации механизмов конструктивной адаптации. Это обусловлено, прежде всего, жестким дефицитом средств. Руководство служб принуждено ориентироваться на реализацию ограниченных программ переобучения и информационное консультирование. Клиентам предлагается банк данных по вакансиям и небогатый набор профессий, которые они могут освоить. Напротив, ожидания клиентов связаны с получением подробной информации об условиях труда и содержании деятельности на предлагаемой работе, овладением навыков поведения при прохождении конкурса, приобретением возможности попробовать свои силы в новом деле.

Между тем, для сотрудников службы занятости информация об условиях труда (первая по важности для клиентов) занимает десятое место (по данным исследований в Краснодарском крае); зеркальная картина в отношении консультаций по вопросам возможности переподготовки (высоко ценной с точки зрения сотрудников службы, и малозначимой с позиций клиентов), равно как и информации об организации собственного дела.

Службы занятости, очевидным образом, не учитывают реального уровня активности клиентов, структуры их ожиданий. Особенно очевидно это проявляется в практиках квотирования рабочих мест для молодежи: интерес юношей и девушек к такого рода трудоустройству минимален. Аналогичным образом, и приоритетные для сотрудников служб занятости мероприятия в области переобучения молодежью воспринимаются неадекватно в силу непопулярности набора предлагаемых специальностей. Такое положение вещей связано с медленной переориентацией специалистов, осуществляющих профессиональную ориентацию, с характерной для советской эпохи модели однократного выбора профессии на востребуемую современной эпохой, характеризуемой обособлением рынков труда и профессий, очевидностью трассирования траектории занятости на протяжении жизни одного человека (предполагающей смену нескольких профессий). молодежь социальный проблема безработица


Заключение

 

Задачи социальной работы с молодежью могут определяться, исходя либо из понимания ее как социально-возрастной группы, либо из понимания молодости как жизненного этапа. В первом случае строятся программы работы с определенной категорией нуждающихся в помощи, во втором речь идет о коррекции процесса социализации.

Содержание молодежной политики будет толковаться различно, в зависимости от того, как широко мы согласимся понимать социальную политику. Если социальная политика - все воздействия государства на социальную жизнь, то молодежная - ее часть; если социальная политика сводится только к защите определенных групп населения, то молодежная политика будет ставить перед собой и некоторые самостоятельные задачи, касающиеся собственно социализации.

Социальная служба для молодежи строится на общих основаниях с системой иных учреждений социальной сферы, реализует сходные цели и осуществляет аналогичные функции, но при этом обладает рядом особенностей: оказывает услуги, представляющие интерес для молодых людей преимущественно в связи с проблемами жизненного старта и другими собственно молодежными проблемами; предоставляет помощь в соответствующих формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры; услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.

В России пока отсутствуют система комплексного взаимодействия социальных институтов в решении задач адаптации к рынку и трудоустройства, а также подготовка специалистов для оказания услуг по профессиональной ориентации молодежи с учетом специфики образовательного учреждения.

В настоящее время присутствуют отчетливые диспропорции в молодежном сегменте рынка труда, ведущие к безработице и незанятости молодежи. Переход от социального обеспечения, системы пособий welfare к обеспечению на основе занятости workfare, отмена государственного патернализма на фоне иждивенческих установок не означают автоматической смены стереотипов молодежи.

В рыночной ситуации и трудовой реальности социальные ожидания молодежи не оправдываются и приводят к тревожным и депрессивным состояниям, переориентации и деградации базовой системы ценностей.

Государственная политика занятости осуществляет права молодежи на свободное использование способностей и выбор в предпринимательской и иной трудовой деятельности, в результате внедрения практически всеми вузами и большинством учреждений среднего профессионального образования альтернативных форм финансирования значительно возросла подготовка специалистов с высшим и средним образованием.

Необходимы меры корректировки содержания профессионального обучения в соответствии с оперативными и превентивными требованиями работодателей, механизмы расширения практики в подготовке молодежи, привлечения идеологии социального партнерства.

Недостаточная развитость социальной сферы, отсутствие инфраструктуры для инвалидов в школе и вузе препятствуют их интеграции в процесс обучения, нарушают право на выбор в сфере образования и занятости. Социальная работа с молодежью должна учитывать сформировавшийся в России двойной рынок труда, дисбаланс между уровнем притязаний молодежи и структурными потребностями экономики.

В стадии становления находится система организационных принципов взаимодействия учреждений, действующих в сфере молодежной занятости. Наиболее значимой является деятельность молодежных Центров и бирж труда, однако, и она ограничена как недостаточностью ресурсов, так и замкнутостью на краткосрочные перспективы.


Список литературы

1. Вишневский Ю.Р. Социальный облик студенчества 90х годов. // СОЦИС, 1997. - №10.

2. Девиантность и социальный контроль в России (XIX - XX вв.): тенденции и социологическое осмысление. СПб., 2000.

.   Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. // СОЦИС, 2000. №3.

.   Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000.

.   Колесников Ю.С. Прикладная социология. М., 2001.

.   Кон И. С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.

.   Курбатов В.И. Социальная работа для студентов вузов. Ростов н/Д., 2004.

.   Молодежь и общество на рубеже веков. Науч. ред. И.М. Ильинский. М., 1999.

.   Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. М., 2005.

.   Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно - исследовательского центра при Институте молодежи. М., 1999.

.   Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999.

.   Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. // СОЦИС, 1998. - №5.

.   Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994.

.   Социальная политика: парадигмы и приоритеты. Под общ. ред. Жукова В.И. М., 2000.

.   Социальная работа: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., 2003.

.   Социология молодежи. Учебник. Отв. ред. В.Т.Лисовский. СПб., 1996.

.   Социология молодежи: учебное пособие. Под. Ред. Проф. Ю. Г. Волков. Ростов-/Д., 2001.

.   Социология: Учебник. Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2002.

19. Теория и практика социальной работы. Под ред. Ярской. Саратов, 1999.

20. Теория социальной работы. Под ред. Холостовой Е.И. М., 1998.

21. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М., 2000.

22. Технологии социальной работы: Учебник. Под общ. ред. Проф. Е.И. Холостовой. М., 2004.

23. Шувалов В.С., Шиняева О.В. Проблема занятости выпускников учебных заведений. // СОЦИС, 1999. №1.

.   Ярская В.Н., Яковлев Л.С., Слепухин А.Ю. и др. Социология молодежи в контексте социальной работы. Саратов, 2004.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...