Последовательность выполнения учебного
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Сборочного чертежа
1-й этап. Уяснение назначения изделия, принципа действия, конструктивных особенностей. Обычно эти сведения содержат паспорт (описание), прилагаемый к изделию, в данном примере к модели автомобильного домкрата. 2-й этап. Разборка изделия и составление схемы его деления на составные части. При выделении частей изделия, подлежащих оформлению отдельными сборочными чертежами, руководствуются технологической целесообразностью, а также физической возможностью их существования (они не должны рассыпаться) и при необходимости требованиями хранения (задел) на складе. Как видно из схемы (рисунок 16), домкрат состоит из семи отдельных оригинальных и одной стандартной деталей, непосредственно входящих в изделие, и одной сборочной единицы - рукоятки, поступающей на сборку в предварительно собранном виде, в свою очередь состоящей из сборочной единицы (сварные конструкции, как правило, выделяют в отдельные сборочные единицы) и двух деталей - упора и оси. 3-й этап. Выполнение эскизов всех составных частей изделия - деталей и сборочных единиц со спецификациями к последним. Съемку эскизов целесообразно начинать с основной (обычно корпусной) детали изделия. Особое внимание надо уделять согласованию размеров сопрягаемых поверхностей. Можно такие размеры подчеркивать на эскизах красным карандашом (размеры резьбы и диаметр 16 на рисунке 17 и 18). В данном примере эскизы сборочных единиц выполнены на листах формата А4 вместе со спецификациями (рисунок 19 и 20). Наименование составных частей и марки материалов берут, как правило, из паспорта. Радиусы закруглений охватывающей детали должны быть больше радиусов охватываемой (рисунок 21, а, б).
Рисунок 17
4-й этап. Составление спецификаций1. Основа - структурная схема. В данном примере в разделе «Сборочные единицы» записана только одна - рукоятка, так как вторая сборочная единица - составная часть рукоятки записана в ее спецификации (рисунок 22). Для правильного обозначения стандартных деталей следует сверять их параметры, полученные измерением, по соответствующим стандартам, например проверять, является ли гайка нормальной, высокой или низкой, с нормальным или уменьшенным размером «под ключ», с мелким или крупным шагом и т.д.
Рисунок 18
5-й этап. Выполнение сборочного чертежа в тонких линиях. Выбирают главное изображение, дающее наиболее полное представление об изделии. Обычно оно является фронтальным разрезом (рисунок 23) или соединением половины вида спереди с половиной фронтального разреза, если изделие имеет профильную плоскость симметрии. Намечают другие изображения (их число должно быть минимальным, но не в ущерб ясности чертежа), позволяющие в своей совокупности установить, какие составные части входят в изделие и как они соединены друг с другом. Рекомендуется предварительно наметить размещение намеченных изображений на поле чертежа с их основными габаритными размерами, что облегчит выбор масштаба чертежа, следовательно, и формата. В графу «Разраб.» основной надписи вписывают четким шрифтом, чернилами фамилию студента.
Рисунок 19
Рисунок 20
Рисунок 21
Рисунок 22
Рисунок 23
Рисунок 24 Рисунок 25
Желательно чертеж СБ и спецификацию к нему помещать на одном листе (если, конечно, не используются готовые бланки спецификации). Наиболее часто применяют листы формата А2 (и бывшего формата 23, его можно условно обозначить так: 2×А4×З, рисунок 24).
Построение следует вести одновременно на всех намеченных изображениях, увязывая их друг с другом. Если на эскизе обнаружатся те или иные недочеты - пропуск размера, отверстия, канавки, то их необходимо устранить путем повторного осмотра соответствующей детали. На начальной стадии обучения лучше не применять на учебных чертежах СБ некоторые упрощения, допускаемые (следовательно, необязательные к применению) стандартами. В особенности это относится к зазорам, обеспечивающим сборку и надежную работу изделия. В частности, зазоры, показанные на рисунке 25 (см. также левый рисунок 4), рекомендуется показывать на учебных чертежах, если это допускает масштаб изображения.
6-й этап. Нанесение габаритных, присоединительных и (если есть) рабочих размеров (шрифт 5 мм) с соответствующей оговоркой над основной надписью (см. рисунок 23); нанесение (шрифт 7...10 мм) номеров позиций, руководствуясь спецификацией (см. рисунок 22). Заполнение соответствующих граф основной надписи. 7-й этап. Внимательный просмотр чертежа и предъявление его на проверку преподавателю (на «первую подпись»). Внесение необходимых поправок. 8-й этап. Обводка чертежа. Толщина линий видимого контура - 0,8...1,0 мм, невидимого контура (если таковые имеются) - 0,4...0,5 мм, всех остальных - 0,25...0,3 мм (не тоньше). Чертеж подписывают исполнитель с указанием даты его завершения и предъявляет преподавателю на «вторую подпись».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|